РАбочая программа для детей с 1 - 6 лет
рабочая программа

Михайлина Марина Павловна

Мной разработана рабочая программа для работы с  детьми: 1 группы раннего возраста, 2 группы раннего возраста, 2 младшей группы, средней группы, старшей группы. Программа написана с учётом возрастных особенностей детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_1_-_6_let.docx60.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по музыкальному воспитанию

Музыкальный руководитель:

Михайлина М.П.

         

Рабочая программа

по музыкальному воспитанию

Пояснительная записка

В условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребёнка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребёнка» (В.В.Давыдов). Таким образом, развитие в рамках программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.    

Данная рабочая программа по музыкальному воспитанию   для детей от года до шести лет составлена на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; на основании образовательной системы «Школа 2100» под редакцией Бунеева Р.Н., Бунеевой Н.В., Прониной О.В., с внедрением дополнительных образовательных и парциальных программ.

В работе с детьми используются различные методы:

  1. Метод убеждения средствами музыки (выразительное исполнение взрослым; пояснение содержания характера произведения, сведения о музыке; беседа с детьми; применение наглядно-художественных средств). Музыка – «язык чувств». Она волнует, создаёт определённое настроение и тем самым вызывает   ответно  мысли, заставляет думать.
  2. Метод приучения, упражнения. Чтобы развить эстетическое  отношение к музыке, вызвать интерес к ней,  потребность общения со звуковыми образами, надо научить детей активно действовать, внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы. Эта работа ведётся последовательно – из года в год, изо дня в день. Овладение первоначальными навыками восприятия и исполнения обогащает чувство прекрасного, развивает инициативу, желание действовать самостоятельно.

Известный педагог В.А.  Сухомлинский, говоря о трудностях воспитания чувств (в том числе и эстетических), отмечал, что иногда надо ждать годами, чтобы однажды сердце дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного. Вот что он писал: «Одна  из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребёнку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка».

  1. Методы  обучения едины по своей педагогической направленности. Обучающие методы применяются во всех видах музыкальной деятельности; выразительное исполнение взрослым; пояснение содержания характера произведения, сведение о музыке; беседа с детьми; применение наглядных художественных средств.

В работе с детьми используются различные принципы:  

1.Один из главных принципов – создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Я не принуждаю детей к действию (играм, пению), а даю возможность освоить, захотеть принять участие в занятии.

2.Целостный подход в решении педагогических задач:

- обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование;

- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

3.Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4.Соотношение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарём.

5.Один из важнейших принципов музыкального воспитания – партнёрство. Группа детей и музыкальный руководитель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поём, рассуждаем, играем.

6.Принцип положительной оценки деятельности детей, способствующий ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Цель программы: Передать детям музыкальный опыт поколений, развивать музыкальную культуру, формировать положительные черты и свойства личности.

Программа даёт возможность сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.

Программа обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка:

  • эстетическое – развиваются чувства прекрасного, эмоциональная отзывчивость, прививается любовь к народному творчеству;
  • умственное – развивается память, внимание, кругозор, воображение, речь, мышление;
  • нравственное – формируется дружелюбие, активность и самостоятельность.

В программе предусматривается воспитание у детей в процессе знакомства с разными видами искусства, с окружающей действительностью любви к прекрасному,  обогащение их духовного мира, развитие воображения, чувств.

Дети второго года жизни радуются пению, движениям и игровым действиям под музыку с помощью самых разнообразных приёмов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.

В младших группах детского сада в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Выразительные интонации певческого голоса, мимика поющего особенно их захватывает.

Характерны для этого возраста внешние проявление эмоций – жесты удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. Однако чувства, вызванные музыкой, быстро возникают и так же быстро исчезают.

Дети четвёртого года жизни радуются пению, движениям под музыку. Важно, чтобы музыкальный руководитель поддерживал стремление детей проявить себя: в пении, танцах, драматизациях, играх.

Этот период развития характерен стремлением к самостоятельности. У ребёнка появляется стремление заниматься музыкой, активно действовать. К четырём годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют самостоятельно плясать и играть.

Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: какая музыка (весёлая, радостная, спокойная), какие звуки (высокие, низкие, громкие, тихие), в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребёнку понятны требования: как надо спеть песню; как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.

Пять – шесть лет это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

«Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…». (Н.К. Крупская.)

Музыкальное воспитание – это целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Ребёнок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитывать его индивидуальные особенности, возрастные возможности.

Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает его к сопереживанию. Влияние музыки неповторимо, ничем незаменимо.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного.

 

Задачи музыкального воспитания

1.Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.

2.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.

3.Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического  движения, игры на детских музыкальных инструментах.

4.Развивать музыкальную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.

5.Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности выразительности исполнения музыкальных произведений.

6.Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

7.Развить творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формируется самостоятельность, инициатива и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать.  

8. Воспитывать любовь к музыке своего и других народов с целью ознакомления с их духовной культурой.

Особенности организации образовательного процесса

Во всех возрастных группах с сентября по май (включительно) проводятся (2*1) музыкальное занятие в неделю. Продолжительность занятия:  в ясельной  группе  8-10 минут, в 1младшей группе 15 минут, во 2 младшей группе 15-20минут, в средней группе 20 минут, в старшей 25 минут.

Осуществляется дифференцированный подход при выборе заданий и материала на занятиях.

Используется модель индивидуального личностно- ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребёнка.

Применяются разные формы проведения развивающих занятий.

Основные занятия сочетаются с кружковой деятельностью.

Оказывается помощь детям, родителям (диагностика, консультации, тренинги, коррекционная работа).

Устраиваются совместные праздники с родителями.

В режим дня включается  логоритмика, пальчиковая гимнастика, а так же утренняя гимнастика под музыку.

В музыкальном зале и кабинете имеется предметно-развивающая среда: музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, атрибуты к музыкальным играм.

Творческие способности детей активизируются на музыкальных занятиях и в вокальном кружке «Улыбка», и инструментальном кружке «В мире музыкальных инструментов».

Расписание музыкальных занятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

800 - старш. Б

800 – старш. А

800 – старш. Б

800 – старш. А

810   - 2 млад. А

810  - сред. Б

810  - 2 млад. А

810  - сред. Б

900  - 1 млад. А

900  - 1 млад. Б

900  - 1 млад. А

900  - 1 млад. Б

900  - 2 млад.  В

925 – 2 млад. Б

925 – 2 млад. В

925 – ясли

925 – 2 млад. Б

920 –ясли

945  - сред. Б

950 – 2 млад. А

945  - сред. В

940- 2 млад. А

1010 – сред. В

1015 – сред. А

1015 – сред. Б

1010  - сред. А

1045 – старш. А

1045 – старш. Б

1045 – старш. А

1040 – старш. Б

 

Содержание психолого-педагогической работы в ясельной группе, реализующее типовую программу воспитания и обучения в детском саду и вариативную часть

Виды занятий

Количество занятий

Неделя

Месяц

Год

Музыкальное

2

8

72

Общее количество занятий

2

8

72

Содержание психолого-педагогической работы в 1 младшей группе, реализующее типовую программу воспитания и обучения в детском саду и вариативную часть

Виды занятий

Количество занятий

Неделя

Месяц

Год

Музыкальное

2

8

72

Общее количество занятий

2

8

72

Содержание психолого-педагогической работы во 2 младшей группе, реализующее типовую программу воспитания и обучения в детском саду и вариативную часть

Виды занятий

Количество занятий

Неделя

Месяц

Год

Музыкальное

2

8

72

Общее количество занятий

2/1*

8/4*

72/28*

Содержание психолого-педагогической работы в средней группе, реализующее типовую программу воспитания и обучения в детском саду и вариативную часть

Виды занятий

Количество занятий

Неделя

Месяц

Год

Музыкальное

2

8

72

Общее количество занятий

2/1*

8/4*

72/28*

Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе, реализующее типовую программу воспитания и обучения в детском саду и вариативную часть

Виды занятий

Количество занятий

Неделя

Месяц

Год

Музыкальное

2

8

72

Общее количество занятий

2/1*

8/4*

72/28*

Допустимая нагрузка в неделю 2 занятия. Вариативная часть учебного плана представлена - * и проводится как кружок. В месяц 12 занятий, из них 4 кружковых.

Содержание образования рабочей программы

Раздел программы

Задачи раздела базовой программы

Задачи раздела этнокультурного компонента

Задачи компонента ДОУ

Развитие музыкальной деятельности

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке

2.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями

3. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах

4.Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений

5.Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений

6.Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса  на основе полученных впечатлений и представлений о музыке

7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видам музыкальной деятельности

  1. Воспитание ребёнка через приобщение  к лучшим традициям русской  народной культуры
  2. Знакомство с традициями народной культуры – русскими календарными праздниками, художественно-прикладными промыслами
  3. Знакомство с простейшими духовыми народными инструментами
  4. Знакомство с историей оркестров народных инструментов
  5. Разучивание песен, бытующих в разных регионах России
  6. Музицирование в ансамблях: ложкарей, ударных (шумовых и мелодических), простейших духовых инструментов
  7. Проведение русских календарных праздников

1.Помочь в эстетической игре войти в мир музыки; ощутить и пережить её чувственно;

2. Создать предпосылки к формированию творческого мышления;

3.Способствовать практическому усвоению музыкальных знаний;

4.Воспитывать потребность к музицировании;

5.Знакомить с произведениями классической музыки;

6.Развивать навыки общения и соучастия;

7.Формировать качества, способствующие самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия).

Содержание рабочей программы

1 группа раннего возраста

Раздел программы

Задачи раздела

Ожидаемый результат

Развитие музыкальной деятельности

1. Ясли

1.Приобщать к весёлой и спокойной музыке, 2.Способствовать формированию умения  различать на слух звучание разных по тембру инструментов (барабан, флейта или дудочка).

3.Помогать понять содержание понравившейся песенки, подпевать (как могут, умеют), постепенно формируя умение заканчивать песни вместе с взрослым.

4.Приучать  ходить  под музыку, показывать простейшие  плясовые  движения: пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание  в ладоши, помахивание погремушкой, платочком, кружение, вращание руками – «фонарики».

5. Вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

1. Эмоционально реагировать на контрастного характера произведения (весёлое, спокойное). Дослушивать его до конца.

2. Различать на слух тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, флейта).

3. Различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.

4. При пении ребёнок подпевает за взрослым окончание фраз, звукоподражание.

5.Ходить под музыку, показывать простейшие плясовые движения: хлопать, притопывать, кружиться, вращать руками - «фонарики».

Содержание рабочей программы

в 2 группа раннего возраста

Раздел программы

Задачи раздела

Ожидаемый результат

Развитие музыкальной деятельности

2. 1 младшая группа

1.Воспитывать интерес к музыке, желание  слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

2. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание (о чём, о ком поётся). Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепиано, металлофона).

3.Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню.

Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать ребёнка к сольному пению.

4.Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослыми (хлопать, притопывать, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, косолапый идёт). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопам), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

1. Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий – низкий).

2.Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

3. Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с началом музыки.

4. Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

5. Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки и бубен.

Содержание рабочей программы

во 2 младшей группе

Раздел программы

Задачи раздела

Ожидаемый результат

Развитие музыкальной деятельности

2. 2 младшая группа

1.Воспитовать эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы, чувствовать характер музыки (весёлый, бодрый, спокойный), эмоционально на неё реагировать.

2.Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять  сколько частей в произведении, рассказать о чём поётся в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

1. Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы).

2.Замечать изменения в звучании (тихо – громко).

3. Петь, не отставая, и не опережая друг друга.

4. Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т.п.).

5. Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).

Содержание рабочей программы

в средней группе

Раздел программы

Задачи раздела

Ожидаемый результат

Развитие музыкальной деятельности

2. средняя группа

1.Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

2.Формировать навыки культуры слушания музыки. Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, Высказывать свои впечатления. Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

3. Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, согласованно. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить слова, петь  выразительно, передовая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

4.Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы   (« Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?»). Формировать умение импровизировать мелодию на заданный текст, учить сочинять мелодию марша.

5. Продолжать  формировать у детей навык  ритмического движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух – и трёх частной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: лёгкий и стремительный).

6.Способствовать развитию эмоционально- образного исполнения музыкально- игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, серый волк). Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановок небольших музыкальных спектаклей.

7.Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

1. Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением.

2. Узнавать песни по мелодии.

3.Различать звуки по высоте (в пределах сексты – септимы).

4. Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.

5. Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

6. Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружения по одному и в парах.

7.Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).

8. Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.

9. Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

Содержание рабочей программы

в старшей группе

Раздел программы

Задачи раздела

Ожидаемый результат

Развитие музыкальной деятельности

2.Cтаршая группа

1.Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.

Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

2.Учить жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучании музыкального инструмента (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

3.Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.

4.Развивать чувства ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движение в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд). Формировать танцевальное творчество. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить импровизировать образы сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях. Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.

5.Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развить творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

1. Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведение по мелодии, вступлению.

2. Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).

3. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; Петь в сопровождении музыкального инструмента.

4. Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

5. Самостоятельно менять движения в соответствии с трёхчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.

6. Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и в кружении.

7. Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.

8. Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

Тематический план ясельной группы

Месяцы

Недели

Тема

Сентябрь

1 – 2

3 – 4

Домашние животные

Погремушка, звонкая

Игрушка

Октябрь

1 – 2

3 – 4

Золотая осень

Погуляем, погуляем

в садике с тобой

Ноябрь

1 – 2

3 – 4

Игрушки у Катюшки

Идёт, идёт мишка

Декабрь

1 – 2

3 – 4

Зимушка-зима

Новогодний праздник

Январь

1 – 2

3 – 4

Домашние животные

Машенька - Маша

Февраль

1 – 2

3 – 4

Зимние забавы

Бубен, бубен заиграй

Март

1 – 2

3 – 4

Мамин день

Прогулки по весеннему лесу

Апрель

1 – 2

3 – 4

В  гости к игрушкам

Солнышко посвети

Май

1 – 2

3 – 4

Села птичка на окошко

В гостях у Петрушки

Тематический план 1 младшей группы

Месяцы

Недели

Тема

Сентябрь

1 – 2

3 – 4

Домашние животные. Погремушка – звонкая игрушка

Октябрь

1 – 2

3 – 4

В гости к кукле Кате.

Игрушки в гостях у ребят.

Ноябрь

1 – 2  

3 – 4

В гости к игрушкам.

Декабрь

1 – 2

3 – 4

Зайка простудился.

В гостях у ёлки.

Январь

1 – 2

3 – 4

Зимние забавы.

День рожденье куклы

Маши.

Февраль

1 – 2

3 - 4

Кто в домике живёт?

Петрушкины друзья.

Март

1 – 2

3 – 4

Поздравляют от души маму наши малыши.

Волшебный сундучок.

Апрель

1 – 2

3 – 4  

Чудесный мешочек.

В цирке.

Май

1 – 2

3 – 4

Волшебные шары.

Светит солнышко в окошко.

Тематический план 2 младшей группы

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1 – 2

3 – 4

Прогулка по осеннему лесу

Игрушки в избушке

Октябрь

1 – 2

3 – 4

В гостях у музыкальных инструментов

Осенняя сказка

Ноябрь

1 – 2

3 – 4

Бубен, бубен громче бей!

Угадай, на чём играю!

Декабрь

1 – 2

3 – 4

Мы мороза не боимся.

Вокруг новогодней ёлки

Январь

3 – 4

Волшебный снежок

Февраль

1 – 2

3 – 4

Наш весёлый барабан

Аты - баты, шли солдаты!

Март

1 – 2

3 – 4

Металлофон

В гостях у Петрушки (погремушка)

Апрель

1 – 2

3 – 4

Солнечные лучики

Колокольчик, позвени

Май

1 – 2

Наш весёлый теремок (все инструменты)

Тематический план средней группы

Месяц

Недели

Тема

Сентябрь

1 – 2

3 – 4

Овощи

Фрукты

Октябрь

1 – 2

3 – 4

Приметы осени

Осенины

Ноябрь

1 – 2  

3 – 4

Ложки, ложечки мои

Погремушка поиграй

Декабрь

1 – 2

3 – 4

Зимние забавы

Новый год у ворот

Январь

3 – 4

Зимние колядки

Февраль

1 – 2

3 – 4

Барабан, погромче бей

День защитника Отечества

Март

1 – 2

3 – 4

Мама, мамочка моя

Прилёт птиц

Апрель

1 – 2

3 – 4

Весна пришла, весне дорогу

Металлофон

Май

1 – 2

3 – 4

День Победы!

Угадай, на чём играю?

Июнь

1 – 2

Лето, лето красное

 Тематический план старшей группы

Месяцы

Недели

Тема

Сентябрь

1 – 2

3 – 4

Есть у нас огород

Фрукты

Октябрь

1 – 2

3 – 4

Приметы осени

Осень, осень, в гости

просим!

Ноябрь

1 – 2

3 – 4

Где живут звуки?

Звуки шумовые и музыкальные

Декабрь

1 – 2

3 – 4

Здравствуй, зимушка – зима!

На выручку к Деду Морозу.

Январь

1 – 2

3 – 4

Зимние забавы

Зимние колядки

Февраль

1 – 2

3 – 4

Дуют ветры в феврале

Будем в Армии служить

Март

1 – 2

3 – 4

Мамин праздник приходит весной

Дружно мы весну встречаем

Апрель

1 – 2

3 – 4

Смех да веселье

Разбудите солнышко

Май

1 – 2

3 - 4

День Победы – праздник дедов

Мы играем и поём, очень весело живём

Программно- методический комплекс

образовательного процесса

(библиография)

Основные сферы  

развития ребёнка

Образовательная программа (комплексная, парциальная)

Методическое пособие, методический комплекс

1

Художественно- эстетическое развитие (в музыкальной деятельности)

1.Типовая комплексная программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией

Васильевой М.А., Гербовой В.В.,  Комаровой Т.С.

2.Специализированная (парциальная программа)

«Тот, хлоп малыши» автор

 Сауко Т.Н.,  Буренина А.И.

3.Специализированная (парциальная программа)

«Элементарное музицирование с дошкольниками» автор

Тютюнникова Т.Э.

4.Специализированная (парциальная программа

«Ладушки» Авторы:  Каплунова И.М.,   Новоскольцева И.А.

 1.Зацепина  М.Б.

Развитие ребёнка в музыкальной деятельности.

2.Арсеневская О.Н.

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду

3.Бодраченко И.В.

Игровые досуги для детей

4. Анисимова Г.И.

100 музыкальных игр для развития дошкольников старшая и подготовительная

Требования к уровню подготовки воспитанников

Воспитанник должен

Базовая программа

Этно-культурный компонент

Компонент ДОУ

Знать

1.Жанры музыки

2.Название музыкальных инструментов

(Погремушка, металлофон, бубен, барабан, дудочка, треугольник, колокольчик, фортепиано, музыкальный молоточек).

3. Выученные за год песни, танцы, игры.

1.Традиции музыкальной народной культуры.

2.Народные музыкальные  инструменты.

1.Что такое вальс.

2.Название музыкальных инструментов.

3. Времена года, а также музыкальные произведения, в которых говорится о них.

Иметь представление

1.Об основных видах музыки (вокальной, инструментальной).

2.О более сложных жанрах (опере, балете).

3.О музыкальных профессиях.

4.Об отдельных средствах музыкальной выразительности (Мелодия, метроритм, темп, динамика, регистры, формообразующие элементы).

5.О наиболее известных отечественных и зарубежных композиторах.

1.О русских календарных праздниках.

2.Об ударных народных инструментах

3.О духовых народных инструментах.

3.О струнных народных инструментах

4Об истории оркестров народных инструментов

1. О музыке французского народа.

2. О музыке итальянского народа.

3.О музыке английской.

Уметь

1.Различать высокие и низкие звуки

2.Различать жанры музыкальных произведений (марш, песня, танец)

3.Петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать  песню; петь в сопровождении музыкального инструмента

4.Ритмично двигаться в соответствии с характером музыки и динамикой музыки.

5.Самостоятельно менять движения в соответствии  с трёхчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами.

6.   Выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и кружении.

7.Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.

8.Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

1.Уметь слушать народную музыку.

2.Различать жанры народной музыки.

3. Петь народные песни без напряжения , отчётливо произнося слова ; петь в сопровождении музыкального инструмента  и без музыкального сопровождения

4.Танцевать народные танцы.

5. Инсценировать народные песни и игры.

1.Петь песни шуточного характера в сопровождении «звучащих жестов», музыкальных инструментов.

2.Исполнять речевые игры в сопровождении «звучащих жестов», а также музыкальных инструментов.

3.Импровизировать в пении, танцах, речевых играх со «звучащими жестами» и инструментами.

4.Применять свои знания в самостоятельной игре.

Литература

  1. Анисимова Г. И.  100 музыкальных игр для развития дошкольников старшая и подготовительная группы. Ярославль Академия развития, 2007.
  2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Издательство «Учитель», 2009
  3. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей 2-5 лет. ООО «ТЦ Сфера».
  4. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленинградский областной  институт развития образования, А. И.Буренина- 2010 №1
  5.  Буренина А. И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально- литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2010 № 3.
  6. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2010 № 4.
  7. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2009 № 3.
  8. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2009 № 1.
  9. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2007 № 3.
  10. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2006 № 6.
  11. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2006 № 1.
  12. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2005 № 1.
  13. Буренина А.И. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин. Учредители – ООО «Ленин градский областной институт развития образования, А. И. Буренина – 2004 № 4.
  14. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т. С., Программа воспитания и обучения в детском саду, второе издание, исправленное и дополненное. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. Зацепин М. Б. Раздел «Музыкальное воспитание».
  15. Волков С. Ю. Детям о музыке. М.: ЗАО «Омега», 1998
  16. Зацепин  М.Б.Развитие ребёнка в музыкальной деятельности. Обзор программ Дошкольного образования М.: ООО «ТЦ Сфера», 2010
  17. Кузнецова О. С. Домашний оркестр. Учредитель издательский дом «Карапуз» М., 1996
  18. Кузина В.М. Музыкальный руководитель. Учредитель и издатель: ООО Издательский дом воспитания дошкольника, 2004
  19. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1997 № 10
  20. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1997 № 8
  21. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1998 № 2
  22. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1998 № 4
  23. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1998 № 9
  24. Кузина В.М. Дошкольное воспитание. Учредитель: Министерство образования, 1999 № 9
  25. Морозова Е.И. Осенние праздники в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.
  26. Луконина Н.Н. Утренники в детском саду: сценарии о природе. – 4 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2006
  27. Роот З.Я. Песенки и праздники для малышей, - М.: Айрис – пресс, 2003
  28. Гомонова Е.А. Музыкальный фейрверк. – Ярославль: Академия развития, 2005
  29. Зарецкая Н.В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – пресс, 2007
  30. Вихарева Г. Ф. Песенка, звени! Методическое пособие. – СПб.: «Детство - пресс», 2002
  31. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Праздники в детском саду: Сценарии, песни и танцы. – 2 – е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой

Рабочая программа  для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы  "Развитие +" под редакцией  А.И. Булычевой...

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...

Рабочая программа для детей младшего возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Аистёнок»

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психич...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...