Методическое объединение МБДОУ «Детский сад №7».
методическая разработка

Гергенредер Каролина Эдуардовна

Методическое объединение МБДОУ «Детский сад №7».

28 ноября 2019 года в нашем детском саду прошло первое заседание методического объединения под названием «Амплификация детского развития». Первая выступила с докладом председатель МО Гергенредер Каролина Эдуардовна. Она в доступной форме и на примерах из собственного опыта раскрыла коллегам понятие « амплификация детского развития».

Каролина Эдуардовна рассказала, что в переводе с латинского амплификация означает расширение, усиление, обогащение, что это многозначный термин, используемый в различных областях – от риторики до теории управления. Амплификация же психического развития – это всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. В своем докладе Каролина Эдуардовна затронула труды такого педагога, как Александра Владимировича Запорожца. Он обозначил, что амплификация – это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода. Ребенку нужно вкладывать те знания, которые соответствуют его возрасту, и не перегружать его ненужной информацией. Методика амплификации довольно сложная, так как она требует сил, времени и немало терпения. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Чтобы получить положительный результат, педагоги (родители) должны знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния – то есть его детскую психологию, которая существенно отличается от взрослой. Но потрудиться стоит: такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность. Из доклада мы узнали, что применяя эту методику, необходимо соблюдать главное условие – свободное развитие, поиск и нахождение ребенком себя в процессе изучения материала.

Второй, перед нами выступила Шатурина Евгения Анатольевна. Она рассказала нам о роли педагога в эмоциональном развитии дошкольника. Мы все знаем, что без общения невозможно формирование личности, поэтому чтобы ребенок развивался, эмоциональное общение взрослого с ним должно вести к практическим самостоятельным действиям, которые способствуют взаимодействию с внешним миром. Со временем у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности. В подтверждении своих слов Евгения Анатольевна поделилась с нами примерами из личного педагогического опыта.

Третьим выступлением была презентация Ахрамович Ирины Тальфовны, в которой она раскрыла тему «Сюжетно-ролевая игра как средство обогащения детского развития». Ирина Тальфовна, на примере своей группы раннего развития, показала, как можно увлекательно строить сюжетно- ролевые игры с маленькими детьми.

Заседание нашего методического объединения прошло в теплой, дружеской и творческой обстановке. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

                                                                         Гергенредер К.Э.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amplifikatsiya_detskogo_razvitiya.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Амплификация детского развития.

Одним из основных принципов дошкольного образования является: «полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития» (ФГОС дошкольного образования).

Ведущие ученые в области психологии предлагают рассматривать личность ребенка в качестве сложной иерархической системы соподчиненных планов, которые надстраиваются друг над другом, сродни зданию, состоящему из нескольких этажей. В развитой форме у взрослых людей такая система работает как единое целое, однако у детей ее отдельные составляющие формируются в несколько этапов, один за другим. Определенный возраст вносит в общую «копилку» психического развития определенный вклад: готовит ребенка к переходу к следующей ступени и создает те психические новообразования, которые имеют важнейшее значение для всей будущей жизни. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей личности.

Так, развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального общения младенца с взрослым является необходимой предпосылкой становления предметной деятельности и познавательной активности ребенка раннего возраста, что, в свою очередь, является условием формирования первичных форм мышления и речи.

Развитие речи создает возможности для переименования предметов, которое открывает перспективу символических игровых замещений и становления игровой деятельности. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики (произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр.), необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка. Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий, появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям предшествующих периодов.

В своем стремлении «идти в ногу со временем» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.

Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, то есть чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Форсирование темпа развития ребенка, ускоренный переход к «более взрослым» видам деятельности приводит к сокращению детства, а также, во многих случаях, к физическим перегрузкам ребёнка.

В противовес подходу, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, то есть как можно более раннего перехода на последующую возрастную ступень, Александр Владимирович Запорожец формулирует концепцию амплификации детского развития. Данная концепция основывается не на принудительном подстегивании детского развития, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал, и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии, нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания, не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.

Эта концепция приобретает особую значимость в связи с тем, что некоторые психологи, основываясь на данных о больших психофизиологических возможностях маленьких детей и о высокой эффективности их раннего обучения, склонны вообще отказаться от понятия возраста как качественно своеобразной ступени психического развития и отрицать необходимость учета возрастных особенностей детей при их обучении.

На первый взгляд, убедительным подтверждением этой точки зрения могут служить результаты исследований: М. Макгроу, успешно обучавшего младенцев плаванию, катанию на роликах и различным акробатическим упражнениям; О. Моора, вырабатывавшего навыки чтения и печатания на машинке на втором году жизни; П. Сапписа, формировавшего проведение довольно сложных логико-математических операций детьми 4-5-летнего возраста.

Не вдаваясь в обсуждение конкретных результатов каждого из упомянутых исследований, важно все-таки оценить возникающую на их основе концепцию. По существу она представляет собой современный вариант раскритикованной в свое время Л. С. Выготским, Г. С. Костюком, С. Л. Рубинштейном и др. бихевиористской теории, отождествлявшей развитие с обучением и отрицавшей качественное своеобразие последовательных возрастных периодов детства, а заодно и специфическое значение ранних этапов онтогенеза для общего формирования личности.

В самом деле, маленький ребенок очень пластичен, легко обучаем. Он многое может, может значительно больше, чем долгое время полагали большинство психологов и педагогов. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания раннего воспитания и обучения. Вместе с тем полученные исследовательские данные говорят и о том, что повышение эффективности раннего обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка.

Во-первых, необходимо учитывать, что речь идет о растущем детском организме, о развивающемся мозге, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и возможности которого еще ограниченны. При построении педагогического процесса необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.

Во-вторых, данные многочисленных исследований свидетельствуют, что максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка достигается лишь в том случае, если применяемые методы обучения строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями его возраста и с учетом того особого значения, которое имеет детство и интенсивно формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования для общего хода поэтапного формирования личности.

А. В. Запорожец восстанавливает уникальный вклад раннего онтогенеза в общее психическое развитие человека. Идея о том, что ребенок – не уменьшенная копия взрослого, а самоценное человеческое существо, высказывалась еще более трех столетий назад. Например, классик детской психологии Стэнли Холл на одной странице одного из своих самых знаменитых трудов писал, что в ребенке ни в коем случае нельзя видеть маленького взрослого. В психологии идея самоценности детства именно у А. В. Запорожца впервые приобрела живой, предметный смысл. Из элемента «научной идеологии» она превратилась в «понятие».

Идеи Запорожца становятся особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего – интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных и творческих достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.

Основу теории амплификации детского развития составляют выводы ученых о том, что отдельным психическим функциям свойственно не самостоятельное и автономное развитие, они взаимосвязаны и являются результатом получения общественного опыта во время собственной деятельности ребенка и его общения с окружающим миром.

Итак, амплификация (от лат. amplificatio – расширение, усиление, обогащение) – многозначный термин, используемый в различных областях – от риторики до теории управления (Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо. С. С. Степанов. 2005).

Амплификация психического развития – это всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. (Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998).

А. В. Запорожец обозначил, что амплификация – это концепция детского развития, которая основана не на принудительном стимулировании ребенка, а на его обогащении за счет полноценного проживания определенного возрастного периода. Запорожец настаивал на том, что необходимо раскрывать потенциал малыша, который имеется у него на каждой стадии развития. Ребенку нужно вкладывать те знания, которые соответствуют его возрасту, и не перегружать его ненужной информацией. Методика амплификации довольно сложная, так как она требует сил, времени и немало терпения. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Чтобы получить положительный результат, педагоги (родители) должны знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния – то есть его детскую психологию, которая существенно отличается от взрослой. Но потрудиться стоит: такой подход позволяет воспитать гармоничную и полноценную личность.

А. В. Запорожец подчёркивал, что ребенок (и в первую очередь — дошкольник!) – это духовно-телесное существо, образ его жизни в человеческом мире – это такое целое, которое «устроено» отнюдь не по искусственной схеме специализации наук. Следовательно, необходим междисциплинарный, комплексный подход.

В основе методики амплификации лежат игры и сказки, соответствующие развитию малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей, учитывая закономерности психического развития ребенка, понимание его интересов, особенностей мышления и эмоциональной жизни. Ребенку необходимо предоставить широкий выбор сфер деятельности, чтобы определить его наклонности и таланты. Применяя эту методику, необходимо соблюдать главное условие – свободное развитие, поиск и нахождение ребенком себя в процессе изучения материала. Амплификация детского развития – это максимальное использование резервов, которые имеются в определенном возрастном периоде.

Таким образом, сама «соль» амплификации детского развития заключена в том, что отдельные психические функции прекрасно развиваются у детей при взаимодействии с играми и предметно-развивающим сектором, как свойства определенной личности. Психические новообразования рождаются и формируются на этапах дошкольного детства в ходе собственной деятельности ребенка в играх, посредством его повседневного общения с окружающими людьми.

Подводя итог, видно, что сторонники идеи амплификации отстаивают право ребенка на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития и выступают за обогащение содержания и «культивирование» специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь, игры. Традиционные формы деятельности дошкольника: ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр. позволяют возникнуть и развиваться таким базовым качествам личности, как творческая активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные и познавательные способности и т. д. Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы методического объединения воспитателей детского сада на 2015 - 2016 учебный год

Годовой план работы методического объединения воспитателей детского сада на 2015 - 2016 учебный годТема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО»...

План работы методического объединения МБДОУ № 9 2016-2017

Составляя план на новый учебный год, всегда подбираю наиболее актуальные темы, учитываю интересы своих коллег....

Участие педагогического работника в работе методического объединения МБДОУ детский сад №3

Участие педагогического работника в работеметодического объединения  МБДОУ детский сад №3...

Участие педагогического работника в работе методического объединения МБДОУ детский сад №3

Участие педагогического работника в работе методического объединенияМБДОУ детский сад №3...

Участие педагогического работника в работе методического объединения МБДОУ детский сад №10

Участие педагогического работника в работе методического объединения МБДОУ детский сад №10...

Участие педагогического работника в работе методического объединения МБДОУ детсий сад №10

Участие педагогического работника в работе  методического объединения МБДОУ детсий сад №10...

Участие педагогического работника в работе методического объединения МБДОУ детский сад №15 г.Ярцева

Участие педагогического работника в работе  методического объединения МБДОУ детский сад №15 г.Ярцева...