Консультация для воспитателей "Основы вокала"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Щербакова Майя Владимировна

     Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. Если дома такая среда отсутствует, по каким либо причинам, то в ДОУ  это часть  жизни детей и педагогов. И замечательно, что у многих воспитателей есть желание петь, и присутствует обыкновенный мелодический слух, ведь от этого зависит, будет ли заложен фундамент, на котором сформируется речевой и певческий голос ребенка, и другие музыкальные способности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_vokala.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ  ВОКАЛА

Консультация для воспитателей.

Музыкальный руководитель

Щербакова М.В.

Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.

            Во – первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована  каждому: ребенок голосом при рождении  сигнализирует о своей жизнеспособности. В первые годы, он только голосом сообщает о своих потребностях в еде, тепле, в хорошем самочувствии и т.д. Впоследствии развитие речи помогает ему сообщить о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. Но в это время мы, взрослые, родители и педагоги, постепенно начинаем ограничивать ребенка в проявлении эмоций через голос, не в меру часто призывая к тишине: «Не кричи!», «Замолчи!», «Ты мешаешь другим!». Нам кажется, запрещая детям громко говорить, кричать, бегать, прыгать тогда, когда им захочется, мы тем самым формируем у них навыки хорошего поведения, На самом деле мы не даем возможности детям выплеснуть накопившуюся энергию хотя бы через голос или движение. Мы забыли, что энергия ребенка, необходимая для его здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как он ее истратит. Не сознавая того, родители и педагоги содействуют появлению речедвигательного дефицита в развитии ребенка, что задерживает не только развитие голоса и речи, но и способствует постепенному ослаблению физического и психического здоровья детей.

      Следующая функция: голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. В нем проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость,  ненависть, радость и т.д. Можно сказать, что голос – «озвученная душа». Часто голос выдает то, о чем думает человек. Беседа может быть вежливой, но голос выражает антипатию или даже ненависть.

        И, наконец, голос человека при его желании и благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. При помощи этого инструмента человек может выразить свое настроение, передать в пении свое эмоциональное и душевное состояние. Пение освобождает человека от негативных эмоций, мыслей, снимает нервное напряжение, приводит человека к состоянию покоя и радости. Однако, надо отметить, что пение, музыкальное интонирование – явление очень непростое, и зависит оно от нескольких факторов.

Во- первых, это наличие наследственных музыкальных способностей

Во- вторых, это окружающая музыкально- певческая среда, в которой живут традиции семейного пения, сопровождающие ребенка с рождения.

     Наличие музыкально-певческой среды является фундаментом, на основе которого формируются музыкальные способности ребенка. Если дома такая среда отсутствует, по каким либо причинам, то в ДОУ  это часть  жизни детей и педагогов. И замечательно, что у многих воспитателей есть желание петь, и присутствует обыкновенный мелодический слух, ведь от этого зависит, будет ли заложен фундамент, на котором сформируется речевой и певческий голос ребенка, также его музыкальные способности. Заечательно, если у воспитателя есть «ключ» от кладовой детского фольклора, куда входят пестушки, потешки, попевки, колыбельные, прибаутки, небылицы, а также произведения детского народного творчества.  Но здесь необходимы совместные действия воспитателей и музыкального руководителя.

В – третьих, сам процесс обучения пению, который включает в себя формирование и  развитие певческих навыков и певческого голоса.

- способствует развитию музыкальных способностей

- активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга.

- развивает и укрепляет дыхательную систему

- естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки.

-улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения.

-расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности

-создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

        Так  с чего же начать. Конечно с речевого этапа. На этом этапе хорошо и удобно работать над речевым дыханием и дикцией. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить. Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

-артикуляционная гимнастика

-игры и упражнения развивающие речевое и певческое дыхание

-развивающие игры с голосом

-речевые зарядки

-речевые игры и упражнения

-ритмодекламация.

Артикуляционная гимнастика

     Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у  детей улучшается речь,  музыкальная память, внимание.

Например, артикуляционная игра «Язычок»

Язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры, детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения).

«Влево,        (протыкаем языком щеку слева)

Вправо,        (теперь щеку справа)

 Раз,               (опять слева)

Два.                 (опять справа)

 Вверх,            (протыкаем языком верхнюю губу)

Вниз,               (нижнюю)

Вверх — вниз

Язычок, не ленись!          (еще по разу верхнюю и нижнюю губу)

 Губы, просыпайтесь!      (вибрируем губами)

Ротик, открывайся!            (очень широко открываем рот)

 Язычок, покажись,           (кусаем кончик своего языка)

и зубов не страшись!         (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)

А зубы-то, а зубы кусают даже губы      (кусаем нижнюю губу). 

Кусаются, кусаются и не унимаются.      (кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут,               (в улыбке открываем верхние зубы),

то сильно обижаются         (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение)

 

То весело хохочут,                   (в улыбке открыть верхние зубы)

то снова обижаются.                (выворачиваем нижнюю губу)

Зубам надоело кусать — стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами). 

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами). 

Не сердитесь, не кусайтесь, (проводим языком между нижней губой и зубами) 

а вместе с нами улыбайтесь!          (улыбаемся)

Игры и упражнения развивающие речевое и певческое дыхание

У дошкольников певческое дыхание повторяет тип речевого дыхании. Оно более глубокое, интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько. По возможности игры на дыхание соединяются с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д.

Упражнение «Дерево» (кач) вдох-выдох.

Развивающие игры с голосом

Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу(крик, смех, плачь), голосам животных, голосам неживой природы. Систематическое исплользование развивающих игр с голосом дает возможность:

- почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним

-выплеснуть излишки энергии,

-расширить диапазоны речевого и певческого голоса

-успешно развивать интонационный и фонематический слух.

Упражнение   Кошка, как тебя зовут? – Мяу!

                         Стережешь ты мышку тут? – Мяу

                         Мяу, хочешь молочка? – Мяу!

                         А в товарищи щенка?     - Фрррр  Г. Сапгир

Рисование голосом представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды.… С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. 

«Сыграем в прятки», «Жук»

Речевые ритмо – интонационные игры и упражнения

Они служат эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Большое влияние оказывают на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука.

Такие игры способствуют  развитию речевого и музыкального слуха6

-чувства ритма,

-темпа тембра интонационной выразительности;

-развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи;

-раздвигают границы диапазона речевого и певческого голоса.

Игра  «Имена»  1. Проговорить по слогам

                           2. Каждый слог имени отметить хлопками.

                           3. Произнести имя по- разному.

                           4. В кругу произносят свои имена одновременно, по сигналу педагога меняют силу звука  (слышат речевое многоголосье)

Ритмодекламация

Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки.

Цель: развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.

Задачи:

-использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработки речевого и певческого дыхания.

-развитию четкой дикции и выразительного исполнения

 Главное правило ритмодекламации: каждое слово воспроизводится осмысленно.

Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации.

Ритмодекламация «Крот и червяк»

Упражнения речевого этапа помогают детям легко подготовить голоса к пению.

       Подбор репертуара – это задача музыкального руководителя. Музыкальный руководитель знает возрастные особенности каждой группы дошкольников, диапазон детского голоса. И только музыкальный руководитель имеет право подбирать песенный репертуар.

       Ваша задача, коллеги, следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Песня «Хорошее настроение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование "Вокал" (углубленная работа с детьми 4-5 лет)

Перспективное планирование   "Вокал" (углубленная работа с детьми 4-5 лет)...

Диплом Вокал-соло 1 место 2014 год

Диплом Вокал-соло 1 место 2014 год...

Программа «Капельки» по музыкальному развитию (вокал)

К программе «Одаренный  ребенок» МАДОУ ЦРР-ДС № 44 «Золотой ключик»...

Музыкальное образование дошкольников в семье. Детский вокал.

В последнее время всё реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребёнку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни, но музыка...

Дикционные упражнения на уроках вокала

Делюсь с тем, что относится к моему увлечению - эстрадный вокал. Работа над дикцией,частичный вариант, может пригодиться и на уроках музыки в пении и на муз.занятиях в саду....

Игры на уроках вокала - консультация для родителей

В консультации предлагаются игры для развития голоса дошкольников...