Консультация для воспитателей
консультация

Андриенко Елена Геннадьевна

Консультация для воспитателей: «Проектная деятельность, как средства экологического воспитания у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №195 общеразвивающего вида

Консультация для воспитателей: «Проектная деятельность, как средства экологического воспитания у дошкольников»  

                                                                                                  Воспитатель:                       Андриенко Е.Г

Барнаул

Главная цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении - дать экологические знания, научить детей любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира.               

 Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания. 

    Одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность. Под словом «образовательный проект» в настоящее время понимаются очень разные по содержанию, задачам,  времени, форме   проекты.   Само   слово «проект» переводится   с   латинского   как «брошенный вперед», что подчеркивает направленность проектной деятельности в будущее. Большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в   природных   условиях.   В   любом поселке   можно   найти   интересные   для   наблюдений природные   объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.   Изучать   их   можно   в   процессе   проектно-исследовательской деятельности.

 Преимущества:

1.Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.

2.Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.  

Суть проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В практике дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:

1) исследовательские: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, альбомов, книг, выставок;

2) игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы);

3) информационные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, уголков и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда). 

По продолжительности проекты бывают:

 - краткосрочными (одно или несколько занятий – (1-2 недели),

- средней продолжительности (1-3месяца),

 - долгосрочные (от 3-х до 12 месяцев).

С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.

Основные требования к использованию проектов:

  1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  2. Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.

Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.

 В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту:

1.Подготовительный - воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.

2. Практический - на этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

3.Оценочно-рефлексивный - у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

 Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.

4.Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.

«Елочка - красавица», «В гостях у природы», «Юные защитники природы», «Волшебная аптека», «Наша новая клумба», «Голубая водичка»,  «Осень», Эколята – дошколята», «Есть у нас огород, там зеленый лук растет», «Покормите птиц зимой», «Мир домашних животных», « Чистый мир »,  «Жалобная книга природы», «Мир деревьев», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух  должен быть чистым»,  «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька», «Кто дружит  с елью». «Вторая жизнь упаковки» и т. д.

С детьми младшей группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» - организуются эксперименты с огородными растениями.

 « Птицы наши друзья» - дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.

С детьми старшей и подготовительной группы, можно организовывать проект «Мастерская природы», который позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов, оформление картин

В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.

Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.

 Виды экологических проектов:

- экологическая акция

- экологический марафон

- экологическая инициатива

  • экологическая почта

экологическая экспедиция

Акция – это социально значимое, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Алгоритм проведение акций:

  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено – птицы, деревья…);
  • участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
  • этапы:

1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала);

2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);

3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

Тематика экологических акций:

 - «Как заботиться о комнатных растениях?»

 - «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»

- «Семечко и зернышко про запас» (сбор семян)

- «Преврати мусор в красоту» (сбор бросового материала)

- «Зеленая елочка – живая иголочка».  

 - «Покормите птиц зимой!»

- «Чудо – огород».

- «Каждому певцу по дворцу»

- «Берегите воду!»

- «Украсим планету цветами»

- «Чистый двор»

Экологический марафон

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Задачи:

1. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;

2. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;

3. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;

4. Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;

5. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе ДОУ-школа

Экологический марафон включает в себя:

- НОД развивающего типа по окружающему миру и экологическому воспитанию

  • Путешествие по экологическому музею.

Цель: познакомить детей с природными явлениями, растениями и животными, недоступными для наблюдения в окружающей природной среде.

- Экологическая тропа

Цель: сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе мест

- Экологический тренинг

Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.

Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).

- Театр животных.

Цель: закрепить знания поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения.

Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.

- Экологические диспуты.

Цель: закрепить правила поведения в природе.

Ситуации для обсуждения:

- Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?

- Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им?

- По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так посту

Час экологического чтения

Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.

Создание «Библиотеки экологических книг».

- Экологический букварь

Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.

Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

 - Выставки поделок из природного материала.

Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

Экологическая инициатива – вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми.

Цель инициативы – развитие самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем.

Задача педагога – создать ситуацию, стимулирующую детей к активной экологической деятельности посредством организации целевых прогулок.

Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, неприемлемое условие которой - получение ребенком удовольствия от этой деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях. Только при этом условии развивается творческий и познавательный потенциал ребенка. Возможности эмоциональных переживаний мы достигаем, создавая проблемные игровые ситуации в экологической проектной деятельности. Педагог преднамеренно создает на проекте – занятии проблемную игровую ситуацию. Именно эта преднамеренность побуждает детей к поисковой, познавательной активности. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, можно судить по их эмоциям.

Экологическая экспедиция – завершает изучение крупной темы, или раздела программы и закрепляет полученные знания практическим путем. Организация и проведение экспедиции включает три этапа:

1. Подготовительный. Составляется программа экспедиции, разрабатывается маршрут, распределяются обязанности между детьми, родителями, воспитателем, осуществляется подбор оборудования, совершаются тренировочные выходы.

2. Основной. Проведение экспедиции, выполнение запланированной исследовательской работы, сбор материала, подтверждение теоретических знаний практическими фактами.

3. Заключительный. Обработка полученных экспериментальных данных, классификация собранных материалов, формулировка выводов по итогам практической деятельности. Завершается заполнением альбома - дневника экспедиции. 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта: 

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана движения к цели.

4. Составление плана – схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашнее задания

8. Презентация проекта, открытое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...