Проект 2019г.
проект (средняя группа)

Банитюк Алла Валерьевна.

"Вода -источник жизни "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект " Вода-источник жизни"81.14 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с №4 «Гнёздышко»

г. Апрелевка

 

 

Воспитатель: Банитюк Алла Валерьевна

 

Тип проекта:

исследовательско-творческий

Вид проекта: 

долгосрочный, групповой

Возраст детей: 4-5 лет

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители 

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Всё это подчеркивает актуальность данного проекта.

Реализация проекта «Вода-источник жизни» осуществляется в блоке специально организованном обучении и в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию занятия 1 раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

1.Развивать познавательную активность, наблюдательность у детей;

2. учить   сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;

3. совершенствовать представления детей о трёх состояниях воды;

4. прививать интерес к исследовательской деятельности.

Передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

 

1. Оптимизировать условия, способствующие развитию универсальных учебных действий ребенка, посредством познавательно-исследовательской деятельности.

2. Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.

3. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

4. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

5. Активизировать природоведческий словарь ребёнка.

6. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

План деятельности по достижению цели

 Решение задачи будет проходить в два этапа:

I этап – теоретический

II этап- практический

1.Создать в группе предметно-развивающую    среду для развития познавательного интереса детей, а именно - организовать в группе центр по экспериментированию.

Задачи по образовательным областям:

Познавательная деятельность

-развивать познавательные способности у детей через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Социально – коммуникативная деятельность

-развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение высказывать гипотезы, формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы.

Проект содержит подцели:

1.Обучающие:

Дать детям знания о том, что вода – это составная часть всего живого на Земле; расширять знания детей о воде (реки, озера, родники...)

Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты.

2. Развивающие:

Развивать познавательную активность детей

Развивать навыки проведения опытов.

Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение товарищей

Развивать экологическое мышление и экологическую культуру

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

3. Воспитательные:

Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу. 

 

Совместная деятельность с детьми

1. Чтение художественной литературы о природе: Г.- Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири), стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр», Лиман Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде и др.

2. Использование фольклорных материалов.

3. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».

4. Беседы на темы:

- какие водоемы на нашей планете ты знаешь?

- чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?

- какие свойства воды ты знаешь?

- зачем человеку нужна вода?

- а ещё кому нужна вода?

- что было бы, если бы с земли ушла вода?

5. Рассматривание иллюстраций с изображение реки, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды.

6. Составление кроссвордов, ребусов.

7. Отгадывание загадок.

8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).

9. экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе.

10. Игры - эксперименты, игры-опыты.

11. Подвижные игры.

12. Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям.

13. Зарисовки наблюдений.

15. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да-нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет», «Круги на воде», игры с водой.

 

Совместная деятельность с родителями

1. Создание альбома «Вода-источник жизни».

2. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воде.

3. Наблюдение за проращенными семенами.

Итог проекта: Презентация коллажа «Вода-источник жизни» для детей старшей группы.

 

Тематический план

Сентябрь 

1 неделя

Презентация проекта. Знакомство с Капитошкой. Выбор в группе уголка проекта «Вода-источник жизни».

Цель: уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, которые есть в помещении). Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

 2 неделя

Беседа «Где живут капли воды в детском саду».

Рассматривание капелек воды через лупу.

Пословицы и поговорки о воде.

Цель: Поощрять выдвижение детьми гипотез. Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

 3 неделя

Занятие «Путешествие капельки»

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Опыт «Капельки»

Цель: Формировать представления детей о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.

 4 неделя

Занятие «Берегите воду».

Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснить, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран. 

октябрь 

1 неделя

Чтение сказки Н.А. Рыжовой «Жила-была Река»

Рисование «Круговорот, как я его понимаю».

Цель: Закреплять знания детей о круговороте воды в природе. Продолжать воспитывать бережное отношение к воде. 

2 неделя

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»

Занятие «Ручейки и озера».

Подвижная игра «Ручеек»

Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды, для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционным добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно беречь и сохранять.  

3 неделя

Беседа «Какие свойства воды ты знаешь?»

Занятие «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачность, нет вкуса, нет запаха), обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Учить работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками, с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизация и обогащение словаря детей.

 ноябрь

1 неделя

Загадки о воде.

Занятие «Какой бывает вода». Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Цель: Показать детям зависимость состояния воды от температуры воздуха. Познакомить со способом получения теплой и горячей воды. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

 2 неделя

Опыты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».

Цель: Способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды. Продолжать учить детей работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками. Развивать навыки работать с незнакомыми растворами, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизация и обогащение словаря детей.

 3 неделя

Опыты: «Вода жидкая, может течь», «Вода – труженица», «Вода не имеет формы».

Игра «Мельница»

Цель: Формировать элементарные представления детей об использовании воды и ее силе. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

 4 неделя

Беседа «Зачем человеку нужна вода?»

Ребусы о воде.

Занятие «Кому нужна вода». Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

Цель: Формировать представления о значении воды в жизни человека и для природы, о разнообразии состояний воды в окружающей среде. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

 декабрь

1 неделя

Рассматривание снежинок.

Опыты: «Пар-это вода», «Лед – твердая вода», «Иней», «Превращение в воду».

Цель: Познакомить детей с агрегатными состояниями воды. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

 

2 неделя

Чтение энциклопедии «Обитатели моря», «Жизнь в соленой воде».

Занятие «Кто живет в реке» с элементами театрализации.

Подвижная игра «Мы – водные животные».

Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. Рисование картины «Морской пейзаж»

 3 неделя

Беседа «Что растет в воде»

Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка»

Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.  

4 неделя

Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели»

Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке.

Занятие «Поможем воде стать чистой»

Опыт: «Очистка грязной воды»

Цель: Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Воспитывать аккуратность.

 

Результатами проекта являются:

Воспитание у детей эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие). Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника.

Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно-исследовательских навыков.

 

Познавательная активность старшего дошкольника

 Эксперимент в детском саду

 Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.

Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена цветов маргаритки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально разработанный календарь Дети фиксируют в строке «погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.). В строке «семена» отмечается день первого появления ростка и его изменения в последующие дни. Эксперимент проводится с фасолью Маш, семенами гречки. В строке «уход» фиксируется, как дети ухаживают за растением также с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.).

В результате дети установили: оболочка семян гречки твердая, не рассыпается под воздействием силы, а у фасоли Маш оболочка тонкая и очень хрупкая. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя фасоли Маш быстрее прорастает.

В процессе проведения исследовательской деятельности развивается экологическая грамотность детей, воспитывается активная природоохранная позиция. Наблюдая за изменениями, происходящими в течение нескольких дней на дереве, одна девочка задала вопрос: «Почему листочки свернулись?» Этот вопрос послужил толчком к обследованию объекта и установлению причины: появление куколки бабочки. Что же необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений: опрыскать растение мыльным раствором. Мы сделали это вместе с детьми.

Срезая аккуратно веточки деревьев, наблюдаем вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение: какие условия необходимы для роста растений.

Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, предлагаем слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

В содержание наблюдений за объектами природы включаются следующие моменты:

- определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;

- разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы поведения);

- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);

- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветет, растет, пахнет, колышется, пьет, гнется, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днем раскрывается? Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений.

Например, цикл наблюдений за рыбкой может включать в себя следующие направления:

1. Кто живет в аквариуме? (Улитка, рыбки, водоросли, камешки и пр.). Какие они?

2. В каких условиях живет рыбка? (Где она плавает, чем дышит).

3. Что и как ест рыбка?

4. Что есть у рыбки? (Голова, туловище, плавники, хвост, чешуя, глаза, жабры, рот и т.д.). Почему такое обтекаемое тело?

5. Рыбка живая. Как о ней надо заботиться?

6. Как рыбка плавает? (Вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, медленно, быстро).

7. Как рыбка отдыхает?

8. Аквариум с рыбками - это красиво.

 

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

 Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат. Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

 

"Подводная лодка".

Подводная лодка из яйца

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

 

 

Чудесные зубочистки

 Что нужно:

 Вода, резинка, зубочистка, ножницы, пустая пластиковая бутылка, кусочек марли.

1. Отрежьте маленький кусочек от марли.
2. Оберните марлей горлышко пластиковой бутылки и закрепите резинкой.
3. Наполните бутылку водой.
4. Зажмите рукой горлышко бутылки и переверните ее. Вода не выливается.
5. Протолкните через дырочки сетки зубочистку. А потом еще одну. И еще.
6. Наклоните бутылку немного в сторону и вода польется из нее.

Всасывание воды

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его.

 ОПЫТЫ С ВОДОЙ и бумажными полотенцами
Нам потребуется:
- по крайней мере, 3-6 пустых стакана (в зависимости от того, сколько цветов вы делаете)
- вода
- пищевой краситель
- бумажные полотенца
Выберите цвета, которые вы хотите смешать.
Предлагаем сделать красный и желтый, синий и желтый, и красный и синий. Заполните банку для каждого цвета и добавьте пищевой краситель. Вам понадобится дополнительный пустой стакан такого же размера для каждой пары цветов.
Разрежьте бумажное полотенце пополам, а затем сложите его в четверть продольно. Придерживайте один конец бумажного полотенца в цветной воде и один конец в пустой банке.
Благодаря действию капиллярных сил вода перемещается или "ходит" вверх по бумажному полотенцу в пустую банку.
Средний сосуд заполняется водой до тех пор, пока уровень воды во всех банках не сравняется.
Посмотрите, как интересно получается - окрашенная вода движется по салфетке и стекает в пустой стакан. Смешиваясь, обе жидкости дают новый цвет. С помощью этого простого опыта можно рассказать ребенку и о сообщающихся сосудах, и о смешении цветов.

 

 

Почему воду нужно беречь?

 

«Воду нужно беречь» — твердят родители и воспитатели, дома и в детском саду. Об этом пишут в книгах и печатают в газетах. А выглядит это поучение весьма странно. Зачем же ее беречь, если ее вон сколько вокруг?

Дома отвернул краны – течет, хорошим напором, широкой струей. Хочешь тебе – холодная, хочешь - горячая. Готовь еду, купайся, стирай, сколько влезет. На улице измазался, играя в футбол, – колонка неподалеку. Нажал на рычаг – вода льется рекой, мойся, плещись сколько угодно. А вон по городу и за городом — сколько озер, рек, прудов. А уж море! Если поехать летом к морю, вообще перестаешь понимать, зачем же ее так беречь, воду-то эту, если ее огромные объемы, куда ни взгляни.

Теперь давайте посчитаем более конкретно. Каждый человек ежедневно выпивает около полутора-двух литров воды. Да плюс суп, да еще чай, кофе, компоты всякие. Это только внутрь. Сотни литров в день уходят на стирку, купание, другие потребности каждого из жильцов многоквартирного дома. А в деревне еще коровок-овечек напоить, а огород полить каждый вечер в жаркую погоду. Еще вода двигает лопасти электротурбин, вырабатывая энергию для нас, еще переносит на своих волнах огромные корабли. А сколько воды используется на любом производстве! Для охлаждения, увлажнения, промывания. Тонны, десятки тонн, сотни тысяч тонн ежедневно.

А теперь посмотрим на нашу планету. Нет, не на Вселенную – она как раз бесконечна. А планета, Земля? У нее есть северная и южная крайние точки, западная и восточная. То есть она ограничена в размерах, как ни крути. А, следовательно, ограничены и ее природные ресурсы. Представьте на минуточку: вода может закончиться! Одновременно, на всей планете. То есть совсем-совсем. Ни к соседям не сходить, чтобы набрать воды в чайник, ни у колонки не вымыться, и воды тебе ни отдадут, ни продадут ни за какие богатства мира. Представили? И как? Не очень, правда? Ну, помыться можно и подождать. А суп сварить? А просто – глотнуть свежей чистой воды, придя с тренировки или, вернувшись домой с жаркой улицы. А между тем, в течение одних суток, то есть двадцати четырех часов, человечество использует – вдумайтесь на минутку – семь миллиардов тонн воды! Даже страшно себе представить такое количество, не говоря уж о том, чтобы с ним навсегда попрощаться.

Да что там говорить – на нашей планете уже и сейчас существуют населенные пункты, страны и даже целые части материков, где люди страдают от нехватки воды. И будьте уверены: там они ее так бездумно не расходуют, берегут каждую капельку и очень точно просчитывают, сколько и когда ее потратят. Вот для того чтобы не пришлось скоро считать каждую каплю воды всему человечеству на Земле, воду крайне необходимо беречь. Закрывать краны, как только перестаешь пользоваться водой, экономно расходовать ее на любые нужды. Ну и, конечно, стараться не засорять любой из водоемов, будь то речка, озеро или пруд – каждому из нас когда-то придется напиться из такого же.

Вода выступает важным фактором жизнедеятельности всех живых организмов на Земле. Окажись вы в пустыне под ее беспощадно палящим солнцем, вы будите рады променять пусть не все, но некоторые сокровища на воду, на хотя бы один глоток этого живительного и бесценного «жидкого золота». Бедуины, путешествуя по пустыням, старались хорошо запасаться водой, так как если она закончится - они погибнут.

Что есть для нас вода сегодня? Разгадали ли мы ее главный секрет?

С уверенностью говорить о том, что да, мы познали ее смысл нельзя. О воде написано много статей, воде посвящены стихи и пословицы, она олицетворение жизни в литературных произведениях. И еще больше будет написано в самое близкое время. К осознанию значимости и роли пресной воды в нашем повседневном мире привлечено внимание многих ученых земного шара. Многие столетия люди не знали, что представляет собой вода, и каким образом она появилась на планете. До XIX века люди не думали, что вода - химическое соединение. Данные о том, что вода есть химическое соединение стали известны лишь в XIX веке. На ранних стадиях ее изучения, воду относили к химическим элементам. Весь мир знал, что вода - химическое соединение, формула которого Н2О.

О наличии тяжелой воды стало известно в 1932 году. В наше время известно, что может быть 135 изотопных типов воды. Внешне тяжёлая вода смотрится как обыкновенная, но при этом ее состав непрост и многообразен. Вода - одно из бесчисленных химических соединений, с, казалось бы, легкой и совершенно непримечательной формулой, но в то же время - такой сложный смысл сокрыт в ней.

Вода все время контактирует с различными веществами в природе. Вода химически не меняется под действием большего количества соединений, которые она растворяет. Вода имеет возможность растворить, как и твердые тела, жидкости, так и газы. Воду можно отнести к категории максимально сложных веществ по своим качествам и способностям. Вода, какой бы она не была по составу, имеет разное воздействие на здоровье человека. Всякий вид воды формируется в своих установленных обстоятельствах. И ежели жизнь - это одушевленная вода, то, также, как и жизнь, вода многолика и характеристики ее неиссякаемы. Вода обладает очищающим и освежающим влиянием, в связи с чем, часто используется в целительстве. Исходя из многих высказываний, имеющих отношение к воде: «много воды утекло», «воды не замутит», можно вообразить, что раньше люди знали о воде больше, чем мы и применяли ее силу на благо себе.

Хотя мы и представляем себе полную значимость воды в современном мире для нас, но не предполагаем, что наши представления не полны. Представим себе на минуту, что на Земле не стало бы питьевой воды, рек, морей, океанов. Что могло бы произойти? В подобным случае, жизнь на нашей планете не могла бы даже появиться. Собственно, воде Земля обязана появлением и развитием жизни, в таком случае, не будь ее, не было бы и нас. В данном случае ни один живой бы организм не выжил бы, а жизнь бы не возникла. Не будь воды, не знали бы мы ее строения, ее свойств, ее значимости, ее особенностей, не знали бы мы что такое жизнь.

Берегите воду! Вода незаменима никакими сокровищами мира. Вода несёт информацию о состоянии нашей планеты, в связи с этим ее требуется оберегать.