НОД " Космические опыты и эксперименты"
план-конспект занятия (старшая группа)

занятие с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

     МБДОУ Д/с « Теремок» комбинированного вида СОП « Березка»

 

 НОД по астрономии:

« Космические опыты и эксперименты»

 

                                                      Подготовила: Кабалова С.В.  

Цель:   уточнить и расширить представления детей о космосе через   проведение опытов и экспериментов.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах.  

- учить применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях, проявлять активный познавательный интерес;

Развивающие:

-развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать, интерес к экспериментированию.

- развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное внимание и восприятие, воображение

Воспитательные:

- воспитывать активность, инициативность; умение работать в коллективе.

Оборудование:

Проектор, экран .    

Для опытов - поднос с манкой и камешки, глобус, настольная лампа, красители пищевые, вода, подсолнечное масло, стаканчики, чашечки, термос с кипятком, зеркало, шипучки.  

Предварительная работа:

Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы «Далеко ли до звезд»«Почему солнце светит и греет»«Созвездия».     Просмотр презентаций о космосе.

 —   Воспитатель: Ребята,  сегодня наше занятие мы проведем в лаборатории. Мы будем говорить о космосе, будем проводить опыты и эксперименты. Но сначала давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов и экспериментов. Можно задавать вопросы слушать, смотреть, трогать руками, но только с разрешения взрослого. Нельзя пробовать на вкус, громко кричать, разговаривать, нужно быть аккуратными, чтобы ничего не разбить. Итак, сегодня мы с вами будем говорить о космосе. Подойдите все ко мне. Что вы видите перед собой?

Совершенно верно пазлы. А, что вы  видите на пазлах?  

-Космос.      

- Что такое космос? Это планеты, звезды.  Космос – это пространство вне Земли, со всеми

  находящимися в нем небесными телами, частицами. Это планеты, которые вращаются вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космосКосмос – это Вселенная!

- Молодцы!
—    Ребята , у нас в лаборатории есть телескоп, давайте посмотрим в него , вдруг увидим что то интересное.

-  Злата , посмотри в телескоп. Что ты  видишь?

 На экране появляется картинка с изображением планеты Земля

- Ребята, а вы хотели бы узнать, как появилась наша Земля?

( Ответы детей)

- Миллиарды лет назад Солнце было огромным раскаленным   шаром. Однажды произошел мощный   взрыв и от  Солнца   откололись  огромные куски. Эти куски стали называть планетами. Сначала наша планета тоже была горячей, но постепенно она остывала.  с вами проведем опыт и посмотрим,  как это было. Подходите все к столу.

( опыт Горячая планета)

- Посмотрите,  у меня есть термос с горячей водой. Давайте представим, что это наша горячая планета Земля. Я открываю крышку и « наша планета» начинает остывать, Что при этом происходит? Мы видим , что вода начинает испаряться, В холодном воздухе пар снова  превращается в воду и начинает накапливаться. Это мы можем увидеть, если подержим над термосом зеркало. Что произойдет, когда на стекле накопится слишком много капель воды? Совершенно верно, вода в виде дождя упала на уже остывшую Землю. Так образовался первый океан, а в нем возникла жизнь.

—  Аня, посмотри в телескоп, что ты видишь?

 На экране появляется изображение Луны.
— Ребята,   посмотрите,  что это?

- Совершенно верно, это Луна. — Луна – это спутник земли. Как вы думаете, что такое спутник?
Ответы детей.
— Спутник — это небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Луна — это ближайшее к земле небесное тело.       Ее поверхность усыпана кратерами – ямами, которые появились от ударов огромных камней-метеоритов миллиарды лет назад. Хотите увидеть, как это было? Давайте пройдем к следующему столу.

Опыт  ( Метеоритные кратеры)

 -   Ребята, посмотрите, перед вами чаша с манкой. Представим, что это поверхность Луны, покрытая космической пылью. А эти камешки   – метеориты. Устроим атаку метеоритов на лунную поверхность? Предлагаю бросить «метеориты» с разной высоты, чтобы потом посмотреть одинаковые ли кратеры у нас образуются. Дети и воспитатель бросают    в чашу с манкой камни с разной высоты.
— Что происходит с манкой?  Одинаковые ли ямки образуются? От чего зависит размер ямок-кратеров? А глубина ямки?
Ответы детей.
— Правильно ребята, чем выше   от поверхности  камень во время броска, тем больше скорость его полета, а значит, и ямка-кратер будет глубже. А размер метеорита влияет на размер образованного кратера. Посмотрите на экран. Это фотография поверхности луны с космоса. Похожа ли наша воображаемая лунная поверхность на настоящую?
Ответы детей.
—  Кирилл, посмотри, что ты видишь в телескоп?

- Я вижу   – Солнце.

-Солнце – это планета или звезда? (звезда)

-Почему же от солнца много света, а от звезд нет? (Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко)

-Можем мы приземлиться на Солнце? (нет, солнце раскаленное)

-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)

-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)

 

Воспитатель:  Ребята, Солнце оказывает влияние на смену времен года и времени суток. Хотите узнать, как это происходит? Давайте проведем опыт.

Для этого пройдите за эти столы.

Опыт «День - ночь»

На столе стоит  настольная лампа (Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус вокруг своей оси. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Солнце освещает то одну, то другую сторону.

Дети: Если Солнце вверху - то у нас день, если снизу - ночь.

 Воспитатель: Ребята, так же Солнце оказывает влияние на смену времен года. Хотите узнать, как это происходит. Давайте проведем опыт.

Физкультминутка.

Я планета ( 2раза)

полетела в космос ( 2 раза)

раз стыковка,

два стыковка,

а вокруг планеты

Солнце и Луна. ( 2 раза)

Опыт «Зима – лето»

На столе глобус, в руках воспитателя настольная лампа. Земля вращается не только вокруг своей оси, но и еще по своей орбите вокруг Солнца. Воспитатель водит глобус вокруг лампы.

Дети:  Если  Земля  обращается  к Солнцу одной стороной - Северным полушарием (у нас лето, то другой стороной – Южным полушарием (у нас зима, а между ними осень и весна.

Воспитатель: Ребята,  а я  предлагаю вам в нашей лаборатории  создать свой собственный космос. Вообразим себя учеными-исследователями?
Ответы детей.
— Ребята, подходим к столам , садимся и внимательно слушаем .    
—  У каждого на столе стоит стакан с водой, другой стакан с крашеной водой и в белой чашке растительное масло. Берем  стакан с цветной водой и выливаем в большой стакан с водой. Затем берем  стакан с маслом и тоже выливаем в большой стакан. Затем берем палочку   и все размешиваем. И добавляем в большой стакан белый кусочек шипучей таблетки.

(Дети самостоятельно экспериментируют и наблюдают за происходящим)

-Ребята красиво? Что у нас получилось?

( Ответы детей)

 — Ребята,  снимаем фартуки ,  шапочки  и  наше занятие заканчивается.     Понравилось  вам наше занятие?  
Ответы детей.
 — Во время космического путешествия, мы использовали такие слова как  телескоп .    Что же это такое?
Ответы детей.
— Какие планеты солнечной системы нам удалось увидеть из космоса?
Ответы детей.
— Почему среди всех планет солнечной системы, планета Земля является самой уникальной?
    — Чем мы занимались в лаборатории ?
Ответы детей.
— Интересное занятие у нас получилось. Мне очень понравилось  работать с такими замечательными ребятами, как вы!
— Ребята, на занятии нам удалось узнать много нового и интересного про космос и космические объекты, и мне бы очень хотелось, чтобы вы продолжили изучение данной темы. Ведь это так интересно!  До свидания ребята!  

 

 

 

  •  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

Картотека опытов и экспериментов «Внимание, эксперимент!»

Опыт №1 «Делаем облако».Цель:- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.Налейте в трехлитровую банку горяч...

Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...