Консультация для воспитателей
консультация

Полищук Наталья Викторовна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zainteresovat_rebenka_izo.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ«Детский  сад  №3  «Рябинушка»

Поспелихинского  района

Алтайского  края

 Консультация для воспитателей

"Как заинтересовать ребёнка занятиями по изобразительной деятельности?"

 

с. Поспелиха,

октябрь, 2020г.

 

Привлекая ребенка к изобразительной деятельности, следует помнить, что на каждом  возрастном этапе главное — это интерес, удовольствие и радость малыша от процесса, а не само по себе овладение умениями рисовать или лепить. Задача взрослых — вовремя заметить и поддержать интерес ребенка, создать условия для развития изобразительной деятельности.

Прежде всего, необходимо создать в группе соответствующую развивающую среду, подобрать материалы для разных видов художественно-эстетической деятельности. В группе должны быть карандаши, краски, разноцветные мелки, пластические материалы, кисти разных размеров, мольберты, бумага, альбомы. Материал, предоставляемый детям, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования. Так, самым маленьким детям удобнее рисовать толстой кисточкой с короткой ручкой, которой можно делать крупные мазки; детям постарше, у которых более совершенна мелкая моторика, можно предлагать и тонкие кисточки.

Следует предоставить ребенку возможность опробовать материал так, как он хочет. Например, сначала малыш может мять и рвать бумагу, катать карандаши, стучать ими. Если его интерес иссяк, можно предложить материал другого свойства, цвета, величины. Важно продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его разнообразные познавательные действия. Постепенно благодаря помощи взрослого у ребенка возникает интерес к соответствующему действию, а затем и его результату — образу предмета, явления, воплощенному в мазках, пятнах, линиях.

Взрослый должен помочь ребенку перейти от манипулятивных действий с художественным материалом к использованию его по назначению, постижению различных средств выразительности, посредством которых можно передавать эмоциональные впечатления от окружающих предметов и явлений. Это следует делать ненавязчиво, без принуждения, весело — в игре, свободной деятельности.

Если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке. В играх и повседневной жизни следует развивать способность малыша узнавать изображения знакомых предметов и явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (например, малыш радуется, «узнав» в узоре птичку или зайчика), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня.

Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности для экспериментирования с материалом. Детям предлагают рисовать не только карандашами, фломастерами, мелками и кистью, но и пальцами, кусочками поролоновой губки, щеточками, «печатками». Малыши могут рисовать на бумаге разных размеров и цветов, на ткани, дощечках и других материалах. Листы бумаги, ватмана большого размера можно расположить не только на столе, но и на полу с тем, чтобы дети имели возможность для свободных разнообразных действий, рисуя рядом друг с другом. Один малыш может выбрать для рисования карандаш, другой — мелок, третий — губку, пропитанную краской. В такой ситуации создаются благоприятные условия для налаживания совместной деятельности, подражания действиям друг друга и освоения новых материалов для изобразительной деятельности. По завершении рисунка воспитатель может спросить у малышей, что они нарисовали, помочь им увидеть в пятнах и мазках знакомые образы (солнышко, цветок, дождик и т.п.).

Хорошим приемом для стимуляции детского воображения является «кляксография». Если брызнуть на бумагу краску и сложить лист пополам кляксой внутрь, получится картинка-клякса. Затем можно предложить детям угадать, что получилось, или дорисовать картинку, дав полную свободу фантазии.

Для организации индивидуальной и совместной изобразительной деятельности детей можно использовать заготовки, например, вырезать фигурку тигра, кошки, жирафа и предложить малышам нарисовать на ней полоски и пятна; изобразить на ватмане большую змею, и попросить детей разрисовать ее так, как им захочется. Хорошим приемом является прикладывание к бумаге поролона, пропитанного краской, или специальной печатки. Печатками могут служить катушки, кусочки овошей и любые другие подходящие предметы.

В ходе занятий с художественными материалами следует побуждать детей к целенаправленному изображению различных предметов, используя игровые и сказочные сюжеты. Например, можно предложить малышам нарисовать разноцветные клубочки для игры котят, заборчик для петушка, чтобы оградить его от лисы и т. п. При этом воспитатель должен помогать детям при создании предметных и сюжетных рисунков (например, взрослый рисует травку и стебли цветов, а дети — головки цветов).

Следует откликаться на просьбы детей нарисовать картинку по их замыслу. В ходе такой деятельности малыши внимательно наблюдают, как взрослый рисует киску, куклу, машинку, домик и пытаются подражать. Воспитатель должен поддерживать инициативу ребенка в создании самостоятельных рисунков по замыслу.

Необходимо побуждать детей к лепке из пластилина, глины, теста, помогая им создавать и видоизменять простые формы из этих материалов. Вылепленные фигурки малыши могут раскрасить. Для раскрашивания в группе хорошо иметь фигурки из разных материалов (глины, дерева, пластмассы и пр.).

В процессе занятий с пластическими материалами дети овладевают разнообразными приемами лепки: раскатывают, скатывают, сплющивают комочки, делают углубления, отщипывают кусочки и прилепляют детали, создавая плоские и объемные формы, разнообразные фигурки. Занятия лепкой также можно вплетать в игровые сюжеты, используя для игр изготовленные из пластилина предметы (грибочки для ежика, пирожки для кукол, овощи и фрукты для игры в магазин и т.п.).

Желательно также знакомить детей с элементарными способами изготовления аппликаций, коллажей, панно из нескольких элементов, используя разноцветную бумагу, природный и бросовый материал (листья, веточки, семена, кусочки бумаги, ткани, ваты и пр.).

Приобщая детей к изобразительной деятельности, следует поддерживать инициативу каждого ребенка, его стремление что-либо изобразить; предоставлять право выбора материала, средств, замысла. Показывая детям образцы того или иного вида деятельности, взрослый должен предоставить им возможность действовать самостоятельно и не навязывать всей группе одно и то же занятие или игру.

При проведении занятий и игр с маленькими детьми лучше комплексно использовать различные виды художественной деятельности, например, рисовать под музыку; лепить персонажей сказок и затем обыгрывать их сюжеты.

Очень важно отношение взрослого к продуктам творчества ребенка. Следует поощрять любые попытки творчества малыша, хвалить его, относиться с уважением к тому, что у него получилось. Нельзя забирать у малыша рисунки и поделки без его разрешения, лучше попросить его нарисовать что-нибудь (слепить, наклеить и т.д.) специально для выставки, в подарок педагогу (родителям, другому ребенку). Желательно, чтобы экспонировались все детские работы, а не только самые лучшие. Но предварительно нужно договориться с автором: «Ты хочешь, чтобы твой рисунок был на выставке?» или «Давай поставим твоего пластилинового ежика на выставку, чтобы все видели, как ты хорошо его слепил». Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества.

Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения.

Приобщение детей к музыкальной культуре

Для приобщения детей к музыкальной культуре в детском учреждении и в каждой группе должна быть создана особая музыкальная среда. Музыку следует органично включать в различные вилы деятельности детей (на физкультурных занятиях, на занятиях изобразительной деятельностью, при проведении подвижных игр и пр.). При организации режимных моментов полезно использовать соответствующее музыкальное сопровождение (веселая музыка при встрече детей, проведении зарядки на прогулке, колыбельная перед сном).

В детском учреждении должен быть музыкальный зал, оснащенный музыкальными инструментами (пианино или рояль, аккордеон и др.); в групповом помещении оборудован музыкальный уголок, содержащий детские музыкальные инструменты, такие как бубен, барабан, трещотки, ложки, колокольчики, дудочки, металлофон и музыкальные игрушки.

Экспериментируя с инструментами и другими звучащими предметами, малыши учатся извлекать разнообразные звуки, сравнивать их по высоте, подражать и имитировать звучание разных инструментов. (Например, барабан —«бум-бум», дудочка —«ду-ду-ду», колокольчик — «динь-динь».)

Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковыми красками, — это основа его будущей музыкальности. Педагог должен создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости на музыку. Для этого нужно предлагать малышам для прослушивания детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений, произведений народной музыки и песенного фольклора как в исполнении педагога, так и в аудиозаписи. При прослушивании музыкального произведения следует побуждать детей ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, пританцовывать, притопывать, хлопать в ладоши, кружиться, подпевать. При этом педагог должен разделить любой эмоциональный отклик ребенка на музыку, подключиться к его действиям, похвалить малыша. Также он может побуждать детей привлекать к танцам под музыку игрушки — кукол, зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку и пальчики.

Воспитатель вместе с малышами может прослушать звучание разнообразных музыкальных инструментов, игрушек, акцентируя внимание детей на их звучании (громкость, высота, темп и др.). При этом взрослый должен использовать различные эпитеты, отражающие настроение, передаваемое музыкальными средствами («сердитый барабан», «веселый бубен», «звонкий колокольчик», «грустная дудочка», «озорная погремушка» и т.п.); побуждать малышей ассоциировать характер музыки с теми или иными образами (распускаются цветочки, прыгают зайчики, поют птички, пробирается сквозь чащу медведь и т.п.).

При прослушивании музыкальных фрагментов воспитатель может предложить детям изобразить мимикой, движениями настроение, передаваемое музыкальными инструментами, помочь назвать его.

Педагог должен поддерживать интерес детей к пению, танцам, игре на детских музыкальных инструментах, организуя соответствующие игры. Например, он может раздать малышам дудочки, свистульки, колокольчики, трещотки и предложить всем вместе поиграть на них — получится «веселый оркестр»; спеть колыбельную куколке, сделать зарядку вместе с зайчиками под веселую песенку. Подражая взрослому и друг другу, малыши овладевают простыми танцевальными движениями (ставят ножку на носок, кружатся, приседают, размахивают платочком в такт музыке).

Привлекая маленьких детей к занятиям и музыкальным играм, следует учитывать их желание и интерес. Главное — чтобы малыш испытывал удовольствие от предлагаемой ему деятельности. Умение правильно интонировать, или, хлопая (топая), попадать в ритм звучащей музыки не должно быть основной целью занятий.

Музыкальному развитию способствует участие детей в праздниках, которые организуются вместе с родителями и старшими детьми. Малыши могут не только смотреть, как поют и танцуют взрослые и старшие дети, но и сами участвовать в выступлениях и общих мероприятиях (хороводах, танцах, играх).

Приобщение детей к театрализованной деятельности

Приобщение к театрализованной деятельности способствуют освоению ребенком мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок. Педагог должен использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке воспитатель может сказать: «Посмотрите, какое ласковое солнышко, оно улыбается вам, детки. Давайте и мы ему улыбнемся, поздороваемся». Он также может предложить малышам изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, рычит волк, летает самолет, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стихами и песенками.

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотрах спектаклей, цирковых представлений, спектаклей кукольного театра как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей.

Следует привлекать детей к посильному участию в инсценировках знакомых сказок, стихов, а также эпизодов их повседневной жизни. При проведении инсценировок рекомендуется использовать разнообразные кукольные театры (би-ба-бо, теневой, пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе), а также обыкновенные игрушки. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они в состоянии проговаривать некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши могут «тянуть» репку, при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком, и пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного изображения особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание персонажам инсценировок развивает чувства ребенка, представления о «плохих» и «хороших» человеческих качествах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...