Проект по экологии в средней группе "Природа вокруг нас"
проект (средняя группа)

Шерстнева Анна Александровна

Проект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_v_sredney_gruppe.docx101.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад №93»

ПРОЕКТ

по экологическому воспитанию

для средней группы

«Природа вокруг нас»

https://xn--02-kmc.xn--80aafey1amqq.xn--d1acj3b/images/events/cover/ef6ae0d72d76fab59fdb5f4d7121a267_big.jpg

                    Разработали:

                  воспитатели гр.№9

                   

2020 – 2021 уч.г.

Пояснительная записка

Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»

В. А. Сухомлинский

В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия ребёнка с природой, при помощи взрослых он начинает осознавать её, как общую ценность для всех людей. Ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, начальные элементы экологической культуры.

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманном, ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат доброжелательность к живым существам ,эмоциональная отзывчивость на их состояние, интерес к природным объектам; стремление осуществлять позитивное взаимодействие, учитывая их особенности, как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Актуальность темы

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы

Цель проекта

Расширять представления детей о природе, учить детей замечать и называть изменения в природе. Помочь детям замечать красоту природы в различное время года. учить основам взаимодействия с природой.

Задачи

- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение; систематизировать и углублять знания детей о растениях, насекомых и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.

Тип проекта: познавательный

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, муз. руководитель, инструктор по физ. воспитанию.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-май)

Особенности организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Решая задачи экологического воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Данный подход способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о природе. Тематика занятий сохраняется, при этом объем и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.

Содержание конспектов предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к определенной теме.

Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:

  • проведение бесед, игр-бесед, которые планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
  • дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное для воспитателя и ребенка время, кроме того, дидактические игры рекомендуются для занятий с детьми дома;
  • игры-путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики и за счет времени отведенной на прогулку;
  • досуговые мероприятия (интеллектуальные, спортивные, сюжетно-ролевые и творческие игры, раз влечения) организуются в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкального руководителя, руководителя по физической культуре)

Этапы проекта:

1.Организационный этап:

Составление перспективного плана мероприятий проекта; подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, презентаций, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно - развивающей среды групп раннего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.

2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап: анализ проведенной работы.

Прогнозируемый результат

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Форма проведения

Работа с родителями

Ответственные

Сентябрь

3

«Матушка природа. Планета Земля"

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, Формировать основы экологической культуры дошкольников, бережное отношение к природе. • Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе, жизни животных, птиц, растений.

Беседа; подвижная игра

Консультация для родителей.

«Экологическое воспитание детей в семье»

4

«Времена года"

Закрепить представления детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к природе.

Отгадывание загадок

Октябрь

1

Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе»

Формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе

Беседа

Картотека бесед о природе с детьми

2

"Краски осени»

Развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умение в рисовании; развивать воображение, эстетический вкус.

Рисование

3

"Куда улетают птицы"

Умение поддерживать беседу о птицах, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции при прослушивании рассказа, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игры, знать перелётных и осёдлых птиц нашего края.

Чтение рассказа В. Бианки «Сова

4

"Прощание с птицами. Полеты в сказку и наяву."

Закрепление знаний детей о периодах осени (ранняя, золотая, поздняя). Уточнить знания детей о характеристиках погоды, формировать умение описывать ее состояние. Продолжить знакомить детей с перелётными и зимующими птицами

Игровая ситуация

Ноябрь

1

."Птицы, которые всегда с нами".

Проявлять интерес к птицам, особенностям их жизни, различать птиц по внешнему виду, воспитывать заботливое отношение  к птицам, желание помочь пережить холодную и голодную зиму.

Конструирование

Папка-передвижка «Природа и мы».

2

"Птичка"

Научить детей составлять аппликацию в виде птички (целое из частей); закрепление представления детей о птицах, особенностях их строения, отличительных чертах; умения аккуратно пользоваться клеем, кисточкой.

Беседа Аппликация

3

«Осень»

Развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к восприятию поэтической речи; расширять представления детей о многообразии природных явлений; совершенствовать монологическую и диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе.

Чтение стихотворений

4

«Как готовятся звери к зиме»

закреплять знания детей о диких животных; расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме; развивать внимание, память, речь детей, эстетические чувства; воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях;

Сюжетно - ролевая игра

Декабрь

1

"Волшебница зима"

провести наблюдение за красотой зимней природы; развивать познавательные интересы, речь, мышление, творческую фантазию и воображение; обогащать словарный запас, активизировать внимание, память; воспитывать наблюдательность, интерес к природе, стремление беречь и охранять её.

Экскурсия, беседа, подвижная игра

Подготовка к новогоднему утреннику. Изготовление атрибутов, костюмов к празднику. Привлечение родителей к праздничному украшению.

2

«Зимняя столовая для птиц»

Развивать внимание, речь, память; Создать условия для экологического мышления; Расширять знания детей об условиях жизни, питании птиц зимой; Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; Учить детей различать птиц по двум-трем характерным признакам; Воспитывать желание заботиться о птицах.

Чтение произведений: «Воробьишко» Горький; «Где обедал воробей»; подвижная игра «Воробышки и кот».

3

«Кошка с котятами»

Развитие у детей способности принять на себя роль животного; вызвать положительные эмоции от игры.

Сюжетно-ролевая игра

4

«Дерево».

Передать впечатления, полученные из наблюдений; Уточнять возможности использования природного материала для создания разных работ.

лепка

Январь

1

Рассматривание картины "Зимующие птицы".

Формирование представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках; уточнение и расширение словаря по теме (птица, синица, снегирь, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать); совершенствование грамматического строя речи и слоговой структуры слова, совершенствование элементарных математических представлений

Беседа, дидактическая игра

Памятка для родителей «Прогулка в природу»

2

«Деревья на нашем участке »

Формировать умение передавать в рисунке строение дерева: ствол, ветви разной длинны; Закреплять умение располагать изображение по всему листу бумаги, рисовать крупно, во весь лист; Совершенствовать умение рисовать гуашью; Активизировать словарный запас: ствол, ветви; Развивать наблюдательность, память, мелкую моторику рук.

Рисование

3

«Воздух и его свойства»

Знакомить с качественными характеристиками воздуха (невидимый, прозрачный, движется); расширить представление о значимости воздуха в жизни людей, животных, растений; развивать умение детей решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию; знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха

Беседа, эксперементирование

4

«Как зимуют дикие звери»

Закрепить знания детей о жизни лесных жителей зимой; формировать представления детей об образе жизни диких животных в условиях трудной зимовки; Развивать связную речь, любознательность, интерес, внимание, память, общую и мелкую моторику; Совершенствовать отчетливое произношение слов и звуков; Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слушать своих товарищей.

Расматривание иллюстраций, пальчиковая гимнастика

Февраль

1

«Угадай животное»

Закрепить знания детей о диких животных; учить детей соотносить описание внешности животного в загадке с определенных диким животным; развивать двигательную и речевую активность детей; воспитывать любовь, доброе отношение к животным.

Подвижно-дидактическая игра

Картотека игр по экологии

2

«Что за зверь?»

Развитие речевого творчества, умений правильно использовать в речи названия животных; познакомить детей с рассказом Е. И. Чарушина «Что за зверь?», учить понимать тему и содержание рассказа; развивать речь, интерес к информации, которую несет текст.

Чтение художественной литературы

3

«Лиса и заяц»

Прививать интерес к театрально – игровой деятельности; учить перевоплощаться в предложенные образы и разыгрывать спектакль по знакомой сказке. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей

Театрализованная деятельность

4

Путешествие капельки

Уточнить представление детей, о важности воды для всех живых существ; сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения в жизни человека; прививать бережное отношения к воде

Аппликация

Март

1

«Доктор леса»

Продолжать знакомить детей с птицами. Уточнить знание о дятле. Рассказать о том, как дятел добывает себе пищу, о пользе которую он приносит лесу. Формировать умение рассуждать, мыслить. Развивать фантазию.

Беседа, раскрашивание шаблонов

Картотека загадок по экологии

2

«Жаворонки – вестники весны!»

Учить лепить птиц из двух частей: туловище, голова. Придавать форму, сходную с оригиналом, выделять глаза, клюв, крылья, хвост, используя дополнительные материалы; Продолжать формировать познавательный интерес, развивать навыки построения высказываний - суждений

Лепка

3

«На лесной полянке»,

Закреплять представления о числах в пределах пяти, их отношениях, упражнять в использовании терминов, обозначающих величину, уточнить и закрепить представления о птицах животных и их жизнедеятельности; Развивать у детей логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику, речь, умение давать развёрнутые ответы., умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Сюжетно-ролевая игра, беседа

4

«Путешествие в весенний лес».

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе; Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы весной; Формировать на основе опытов, представления о свойствах снега; учить детей анализировать; развивать мышление, интерес к явлениям неживой природы;

Беседа, эксперимент

Апрель

1

"Грачи прилетели"

Учить рассматривать картину; Понимать её содержание; Учить устанавливать взаимосвязь между героями картины; Продолжать совершенствовать связную диалогическую речь детей; Развивать умение внимательно слушать вопросы и точно отвечать на них.

Рассматривание картины, отгадывание загадок чтение стихотворения

Организация работы по благоустройству территории детского сада.

2

«Отгадай что за растение»

Описать предмет и узнать его по описанию; Расширить представление детей о видах растений; закрепить знания детей о растениях

Дидактическая игра

3

«Цветы»

Упражнять в ходьбе по кругу, «змейкой», сохраняя правильную осанку. Закреплять умение быстро передвигаться по площадке в разном направлении.

Подвижная игра

4

«Маленькие жители Земли».

Расширить представления детей о насекомых; закрепить знания детей о внешнем виде насекомых, их повадках; дать представления о взаимосвязи насекомых и среды обитания; 

игра

Май

1

«Мы защитники природы

Воспитывать желание охранять природу, заботиться о ней; Приобщать детей к основам экологического воспитания; Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе; Формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывают загрязнения на окружающую среду.

Эксперимент, беседа

Памятка «Природа в жизни вашей семьи»

2

«Викторина «Что, мы знаем о природе?»

Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней; Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля; Закрепить навыки экологического поведения в природе.

Развлечение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии в средней группе «Здравствуйте, деревья!»

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологическ...

Проект по экологии в средней группе

Проект "Здравствуй дерево"...

Проект по экологии в средней группе "Вода повсюду"

Экологический проект для дошкольников...

Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»Антуан де Сент-Экзюпери...

Проект по экологии в средней группе " Что за чудесница, водица - волшебница "

Вид проекта: средней длительности (февраль – апрель).Участники проекта: средняя группа детского сада «Огонёк», , воспитатели, родители.Актуальность темы: Когда мы с детьми гуляли осе...

Проект по экологии в средней группе «Секреты воды»

Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает...

Проект по экологии для средней группы.

Познавательно-исследовательский проект по экологии для детей среднего возраста "Кто из нас, из овощей, и полезней, и нужней?"...