Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

В статье кратко описана система работы по ранней профориентации
детей  младшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована  в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Отношение к профессиям у человека формируется в ходе социализации личности, активизирующейся примерно с 2,5-3 лет. Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе. 

Знакомить  с профессиями наших воспитанников мы начинаем с 2,5 лет. К каждой лексической теме подбирается профессия, которая может быть с ней сопряжена. Стараемся, чтобы эта информация  была максимально интересной, доступной и  содержательной (название вида деятельности; места работы; орудия труда и материалы для него; рабочая одежда (форма); обязанности работника; черты характера и личностные качества; плоды труда и его польза для людей). Работа ведется систематически на протяжении всего учебного года.

Ознакомление детей с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников (группа для детей с ОВЗ с ТНР). Поэтому на каждом таком занятии решаются не только образовательные, но и коррекционные задачи.

Планируя знакомство с новой профессией, стараемся особое внимание уделять развивающей предметно-пространственной среде, тщательному подбору картинного материала, использованию ИКТ.

Для РППС регулярно пополняем альбом «Важные профессии» красочными иллюстрациями и фотографиями и познавательными беседами.

В качестве примера: знакомство с профессией «Повар»  началось с просмотра детьми познавательного видеосюжета об этой профессии. Затем проводилась беседа с демонстрацией иллюстраций и фотографий. К этой теме были подобраны динамические паузы, физкультминутки, использовались элементы сенсорной интеграции. Развивающая предметно-пространственная среда в групповом помещении и кабинете логопеда была оснащена всем необходимым. Для сюжетно-ролевых игр в группе дети использовали предметы посуды разного цвета и величины, игрушечные продукты питания, надевали поварской колпак и фартук, использовали игровое оборудование кухни (плита, раковина и т.д.). В книжном уголке были представлены развивающие книги, альбомы, раскраски, подобрана художественная литература на данную тематику. В кабинете логопеда представлены наглядный иллюстративный материал и дидактические игры на развитие словарного запаса и лексико-грамматических категорий: «Большой – маленький»; «Один-много»; «Подбери словечко»; «Жадный Кеша»; «Разложи по размеру»; «Подбери по цвету»; «Парочки»; «Что нужно повару?» (теневое лото); «Расставь по местам» и др.

На логопедических занятиях проводились игры  и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений: «Что делает повар?» (варит суп, насыпает горох, трет на терке морковку); «Что изменилось?» и др.; игры  и игровые упражнения для коррекции нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функции «Вода кипит», «Горячий суп», «Варим кашу, пока тикают часики» и др.. На лексическую тему «Посуда и продукты питания» отводится две недели. С профессией «Повар» ребята тоже знакомятся в этот период. Такой подход дает детям возможность полностью погрузиться в «мир профессий», а педагогам решить свои образовательные и коррекционные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста"

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу д...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Реализация цифровых технологий в работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста" от 18.04.2019...

Родительское собрание Тема: «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Мотивация  родителей  к решению проблеме профессионального определения детей....

Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...

Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Актуальность ранней профориентации детей дошкольного возраста»...

Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...

Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу д...