Хеппенинг-нетрадиционная техника рисования
рабочая программа (младшая группа)

Журавлева Ольга Николаевна

Рабочая программа по организации кружковой позновательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад №53»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по организации кружковой познавательно – исследовательской деятельности детей группы раннего возраста №1 «Ландыш»

«Хеппенинг-нетрадиционная техника рисования».

на 2020 – 2021 учебный год

                                                                 Воспитатель:  Журавлева О.Н

Новосибирск 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи

1.2.Предполагаемые результаты.

1.3. Приёмы

  1. Предполагаемые результаты
  2. Комплексно тематическое планирование

        

1.Пояснительная записка.

          «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.

 Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру. С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования.

 Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

 Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо. “В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь”

       Занятия в данном кружке проходят  с группой детей (10 человек) периодичностью одно занятие в неделю во второй половине дня (Перспективный план на год см. приложение 3). Данный кружок является неотъемлемым компонентом вариативной части рабочей программы.

1.1.Цель:

Формирование интереса и навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

1.2.Задачи:

1.Формирование интереса и желания рисовать;

2.Усвоение детьми приемов и навыков изобразительной деятельности в нетрадиционной технике;

3.Совершенствование двигательной функции (развитие общей и мелкой моторики);

4.Накопление сенсорного опыта;

5.Целенаправленное развитие речи и ее функций;

В развитии изобразительной деятельности задействованы все методы: наглядные, словесные, игровые и практические

1.3.Приемы:

1)Рассматривание – в ходе, которого развиваются все виды восприятия (зрительное, тактильное, двигательное),                          

 2)Ознакомление с народные поделками, игрушками, репродукциями картин, привлечения внимания  к предметам интерьера, одежды, в процессе оценки работ детей и взрослых.

3)Обыгрывание предметов игрушек,  готовых изображений.

4)Дидактические игры

5)Подражание действиям взрослого.

6)Выполнение работы по образцу.

7)Использование натуры.

8)фольклорные тексты и художественные произведения для детей.

Начинаю работу   с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.

 

2.Предполагаемые результаты.

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех видов образовательных областей с помощью различных видов детской деятельности:

Познавательное развитие: экспериментирование и наблюдение, игры по художественному творчеству, игры – моделирование композиций.

Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе.

Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Физическое развитие: физкультминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз.

Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений, продуктивная деятельность и ИЗО творчество с интеграцией различных видов деятельности.

3.Комплексно-тематическое планирование.

Сентябрь.

Тема: «Веселые мухоморы». Техника — рисование пальчиками.

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

1. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.        

2.Учить наносить ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги.

3.Обогащать словарный запас:

гриб, мухомор.

4Формировать умение устанавливать связь между реальной действитель-

ностью и ее
изображением в искусстве

Вырезанные из  бумаги шаблоны мухоморов,  мисочка с белой гуашью, муляжи,

салфетки.

Внести в группу корзины с разными грибами. Подобрать изображения различных грибов и мест их произрастания. Изготовить атрибуты для театра на фланелеграфе (сказка В. Сутеева «Под грибом»)

Рассматривание грибов в корзине.

Беседа о съедобных и ядовитых грибах. Составление грибов из геометрических форм на фланелеграфе.  Игра «Собери грибы в корзину»

Песенка «Мухоморчики-грибы очень вежливы, а ты?», загадки про грибы, сказка В. Сутеева «Под грибом».

Театр на ковролине «Под грибом». В. Нестеренко «Мухомор»

Тема: « Лесные ягоды». Техника — рисование пальчиками.

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

1.Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. 2.Учить наносить ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги.

Обогащать словарный за-
пас: лесная ягода, малинка.

6.Развивать интерес к рисованию

Вырезанные из бумаги шаблоны тарелок, алая малиновая гуашь, муляжи, салфетки. Игрушка- медведь.

Внести в группу муляжи ягод. Иллюстрации с изображением ягод и леса.

Покажите ребенку картинки с ягодами.

Поясните, что ягод может быть несколько.

Расскажите сказку о том, что Мишка в лесу захотел кушать, Надо ему помочь найти ягодки.

«В лес по ягоды»
Корзина малины
В руках у Аленушки.
А у Танюши в корзине –
На донышке.
Вздохнула Танюша
И маме сказала:
"Малину я в рот
По ошибке бросала" Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины.

Октябрь

Тема: « Мой любимый дождик» Техника — рисование пальчиками.

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками, показать приемы рисования точек.

Познакомить детей с синим цветом.

Развивать чувство компазиции.

Альбомный лист с нарисованными на нём тучками и грибом.  Синяя гуашь, тряпочка.

Приготовить атрибуты для сказки В.Сутеева Под грибом

Заранее познакомить малышей со сказкой В.Сутеева Под грибом.  

 

 Игра:

Дождик и солнце.

Когда воспитатель произносит дождик - дети бегут и прячутся под зонтик. Когда воспитатель произносит Солнце, то дети выходят из под зонта.

Наблюдение за дождём

Сказка

В.Сутеева Под грибом.  

потешка про дождь или стишки.

Стихотворение для заучивания:

Дождик, дождик, кап, кап, кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.

Тема «Листопад». Техника — рисование пальчиками

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

1. Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками 2.Используя свои пальцы, показать, как нарисовать осенние листочки, развивая мелкую
моторику рук.

3.Закреплять знание цветов:
красный, желтый.

4.Расширять знания об осени.

5.Обогащать словарный за-
пас: гуашь, листопад.

6.Развивать интерес к рисованию

Листы  бумаги с нарисованным деревом, гуашь, салфетки.

Внести в группу букеты с осенними листьями. Изображение осени накартине.

Полюбоваться листопадом, поиграть с листьями. Рассмотреть иллюстрации в книгах.

Игра на улице «Собери желтые листочки», Рассматривание на прогулке дерева с осенними листьями.

Физминутка «Давайте поиграем»

Дует, дует ветер,                                  

 Дует, задувает,   Желтые листочки                                  С дерева срывает.                                                                      И летят листочки с ветки на дорожки

 И бегут по листьям

Маленькие ножки.

Ноябрь

 Тема: «Ветка рябины». Техника — рисование пальчиками

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

1.Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками, показать приемы рисования точек.

2.Используя свои пальцы, показать, как нарисовать гроздь
ягод рябины, развивая мелкую
моторику рук.

3.Закреплять знание цветов:
красный, оранжевый.

4.Расширять знания об осен-
них ягодах.

5.Обогащать словарный за-
пас: рябина, гроздь.

6.Развивать интерес к ри-
сованию

Листы тонированной бумаги с нарисованной веткой, гуашь, салфетки

Внести в группу ветку рябины с ягодами. Изображение рябины. Внести в группу репродукции картины И. Грабаря «Рябина». Стихотворение Е. Серовой «Маленькие ягодки» для заучивания

Игра на улице «Узнай, где рябинка», рассматривание на прогулке дерева рябины.

Физминутка «Давайте поиграем»

Стихотворение про рябину из сборника И. Токмаковой «Про деревья»: Е. Благинина «Рябина». П. Чайковский «Сладкие грезы»

Тема: «Бусы для куклы»  Техника — рисование пальчиками

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

1Продолжать упражнять в технике рисования пальчиками,  используя яркие краски.

2.Учить рисовать точки («бусинки») друг за другом на ниточке.

3. Создать радостное настроение – «подарить куколке бусы».

 развивать инициативу, закрепить знание цветов.

Кукла Танюшка.

Бусы. Альбомный лист с нарисованной ниточкой,  гуашь, салфетка.

Предложить детям рассмотреть бусы из разных материалов.

Предварительная работа:

Развивающая игра «собери бусы». Раскатывание бусинок из цветного теста.

Музыкальное сопровождение

«Рябиновые бусы»

    Декабрь

Тема: «Белые снежинки» Техника — рисование пальчиками

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Листы тонированной бумаги с нарисованными облаками и сугробами, белая гуашь, салфетки.

Внести в группу картины с изображением

зимы. Потрогать на улице снег. Дать оценку снегу холодный, мокрый.

Подвижная игра: «Снежиночки – пушиночки!»

Снежиночки - пушиночки

Устали на лету,

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть .

(Дети кружатся)

Понаблюдать на прогулке деревья на участке. Рассмотреть картинки о зиме.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Лёгкие пушинки,

Белые снежинки.

Тема: «Нарядим елочку» Техника — рисование пальчиками

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

Продолжать

закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев.

Учить детей работать коллективно уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Шаблон ёлки формат А3.

Гуашь разных цветов.

Ёлка, новогодние игрушки. Салфетки.

Рассмотреть новогоднюю ёлку в музыкальном зале.

Внести в группу картины с изображением новогоднего праздника.

Приготовить поролоновые  шарики «снежные комочки» для развития мелкой моторики.

Заучивание новогодних песенок и стихов.

Новогодний праздник.

Игра  на развитие мелкой моторики «снежные комочки».

Подвижная игра «Снежки».

Музыкальное сопровождение «Новогодние игрушки» и « В лесу родилась ёлочка»

Январь

 Тема:  Звездное небо. Техника -  рисование печатками.        

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

Познакомить детей с техникой печатания печатками. Закрепить прием примакивания, развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Альбомные листы темного цвета с изображением луны, реки, леса, желтая гуашь, губки, банка с водой.

Альбомные листы темного цвета с изображением луны, реки, леса, желтая гуашь, губки, банка с водой.

печатки из картофеля

Наблюдение из окна за звездным небом.

Украсить спальню звездами из фальги.

Заранее познакомьте детей со сказкой 3.Ежиковой «Крот и зеленая звезда».

сказка 3.Ежиковой «Крот и зеленая звезда».

Тема: «Мои рукавички». Техника — оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

1.Продолжать учить        детей в технике
печатания.

2.Способствовать украшению
предмета несложной формы,
нанося рисунок по возможности равномерно на всю
поверхность.

3.Учить дополнять рисунок,
используя отпечатки пальчиков и штампики.

4.Воспитывать аккуратность

Шаблоны рукавичек разных размеров из разноцветного картона, печатки (штампики), гуашь в мисочках, салфетки

Подобрать рукавички с различными узорами. Изготовить   печатки (штампики) из картофеля с разными рисунками

Рассматривание узора на рукавичках.

Игры «Подбери пару», «Мои рукавички». Физминутка «Зимние забавы»

варежка

 

      Февраль

 Тема: «Шапочка для куклы» Техника — оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

1.Упражнять детей в технике
печатания.

2.Способствовать украшению
предмета несложной формы,
нанося рисунок по возможности равномерно на всю
поверхность.

3.Учить дополнять рисунок,
используя отпечатки пальчиков и штампики.

4.Воспитывать аккуратность

Шаблоны шапочек разных размеров из разноцветного картона, печатки (штампики), гуашь в мисочках, салфетки

Подобрать шапочки с различными узорами. Изготовить   печатки (штампики) из картофеля с разными рисунками

Рассматривание узора на шапочках.

Игра «Подбери пару». Физминутка «Зимние забавы»

Тема: « Яйцо» Техника — рисование оттисков печатками из картофеля.

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

Закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь и мышление.

Демонстрационный материал. Фигурки героев сказки «Курочка Ряба»: дед, баба, курочка, мышка; белое и желтое яйца.

Раздаточный материал. Печатки из картофеля в виде кругов и треугольников; вырезанное из картона яйцо, баночки с разноцветной гуашью, мисочка с водой, тряпочка.

Показать детям кукольный спектакль по сказке «Курочка Ряба».

кукольный спектакль по сказке «Курочка Ряба».

   

  Март

 Тема: «Чашка для бабушки». Техника — печатание, рисование пальчиками

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

1 Закрепить у детей умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. 2.Использовать для украшения технику печатания, добиваясь повторения в узоре, симметрии.

3. Поощрять использование

техник рисования пальчиками,

ватной палочкой.

4. Развивать фантазию.

5.Воспитывать аккуратность

Чашки разных форм и размеров, вырезанные из бумаги, разноцветная гуашь в мисочках, ватные палочки, различные печатки, салфетки

Подготовить и провести выставку посуды с хох-ломской росписью

Рассматривание чашек. Игры «Магазин», «Найди отличия», «Какой осколок откололся от чашки?». Физминутка  «Цветы-астры»

Стихотворение 3. Александровой «Бабушка».

А. Филиппенко «Уральский хоровод» (веселая музыка)

Тема: «Воздушные шары» Техника - рисование поролоновым тампоном.        

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.

Воздушный шарик.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы 3 клоуна (красный, желтый и синий), гуашь соответствующих цветов, небольшие поролоновые тампоны, тряпочка.

Надуйте воздушный шарик и поиграйте в него с детьми. Прочитайте стихотворение Я. Акима «Цветные огоньки»:

     Апрель

 Тема: «Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну». Техника — рисование ладошкой

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

1.        Вызвать у детей желание
нарисовать рыбок ладошкой.

2.        Обогащать словарный за-
пас: гуашь, водоем, аквариум,
аквариумные рыбки.

3.        Закреплять знание цве-
тов: желтый, красный, синий,
зеленый.

4.        Способствовать возник-
новению у детей радости о

Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, маркеры, салфетки

Внести в группу скульптуру рыбки, игрушку изображения рыбок. Предложить шаблоны рыбок для обводки. Изготовить игру «Подбери детей для мамы-рыбки»

Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рисование «Украсим рыбку» (рисование пальчиками), аппликация «Рыбка». Игры «Помоги рыбкам», «Где спряталась рыбка?». Физминутки «Ссора рыб», «Рыбалка»

Стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка», загадки про рыбку. Р. Щедрин «Золотые рыбки»

Тема «Жили у бабуси два веселых гуся». Техника — рисование ладошкой

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

Продолжать учить детей технике рисования ладошкой: закрашивать ладонь краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнить изображение деталями. развивать фантазию, творчество

Затонированная бумага, изображающая озеро, объемные цветы, камыши из бумаги, гуашь, кисти, тряпочки, баночки с водой

Подобрать изображения уток, гусей, лебедей. Внести фигурку уточки (игрушку, скульптуру малой формы, дымковскую уточку).

Подготовить игру «Птичий двор»

Рассматривание изображений птиц, беседа. Рассматривание иллюстраций к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Изготовление объемных цветов.

Физминутка «Гусиная прогулка»

Загадки и потешки про гусей; стихотворение М. Дружининой «Гусь».

Песенка «Два веселых гуся»

    Май

Тема: «Солнышко» Техника - рисование ладошкой.        

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

Продолжать учить детей технике рисования ладошкой: закрашивать ладонь краской и делать отпечаток вызывать эстетические чувства к природе развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Развивать мелкую моторику рук.

листы голубой бумаги печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.

гуашь желтая.

Показать эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках, использовать наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики».

Учить потешку «Солнышко-вёдрышко»:

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети-обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.

Игра «Солнышко и дождик», для которой используются детские рисунки: если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.

Потешка

«Солнышко-вёдрышко»:

Тема: «Носит одуванчик жёлтый  сарафанчик». Техника – печатание бумажным шариком и рисование ватной палочкой        

Задачи

Материал

Развивающая среда

Совместная деятельность

Художественная литература, музыкальное сопровождение

Познакомить детей с новыми способами рисования –  печатание бумажным шариком и рисование ватной палочкой.

 Учить детей обогащать сюжет деталями, рисовать одуванчики, пользуясь нетрадиционными способами рисования.

Закрепить навыки рисования акварелью.

Развивать эмоциональное отношение ко всему живому.

Воспитывать эстетический вкус

Бумага для рисования  1/2 альбомного листа, желтая и зеленая акварель, ватные палочки, бумага для изготовления шариков.

 

 

 Внести в группу букет из одуванчиков. Изображение одуванчиков.

Полюбоваться одуванчиками. Рассмотреть иллюстрации в книгах.

Чтение стихотворения О.Высотской «Одуванчик», рассматривание иллюстраций И.Архангельской к сборнику «Над рекой».  Разучивание комплексов пальчиковой гимнастики по этой теме. Экскурсия в парк. Наблюдение за тем, как расцветает одуванчик.

 

Картина с изображением одуванчиков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Статья "Хеппенинг - нетрадиционный метод рисования как средство развития художественно - эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста"

В статье раскрываются особенности нетрадиционной техники рисования "хеппенинг", рассказывается об опыте использования данной техники в работе с детьми раннего возраста....