«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Синявская Виктория Александровна
В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В ряду УУД (универсальных учебных действий) важное место занимают регулятивные, так как именно они обеспечивают дошкольникам организацию своей учебной деятельности. Для дальнейшего обучения в школе ребенок должен обладать предпосылками регулятивных действий. В детском саду дошкольников учат многому, в том числе уделяется внимание развитию умения строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью формирования у старших дошкольников с нарушением речи предпосылок регулятивных УУД в условиях обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, с одной стороны, и недостаточным использованием потенциала непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в данном процессе в практике дошкольного образования, с другой. Понятие и виды универсальных учебных действий. Исходя из положений новых стандартов в дошкольном и начальном образовании, для нас, педагогов, приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться». В более узком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса . В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Регулятивные универсальные учебные действия, их предпосылки. Регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают воспитанникам организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; • оценка - выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы; • саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю. Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий. Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий. В дошкольном детстве мы говорим лишь о предпосылках УУД. Мы выделили следующие предпосылки регулятивных УУД: - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение сохранять заданную цель; - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; - умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; - умение контролировать свою деятельность по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - умение оценивать свою деятельность; - умение работать по инструкции взрослого; - готовность выбирать для себя задания, предложенные на выбор по уровню сложности; - умение фиксировать затруднение. Формирование предпосылок регулятивных УУД как педагогическая технология. Многим детям с нарушением речи свойственна пассивность, низкая работоспособность. Им трудно сохранять заданную цель при выполнении задания, они не замечают ошибок в выполненной работе. Некоторые дети при встречающихся затруднениях, предпочитают выбирать более легкие задания или вообще могут отказаться от дальнейшей работы. Для организации коррекционно-образовательного процесса и достижения хороших результатов по формированию данных умений дошкольников всеми педагогами была разработана педагогическая технология, в которую входят следующие компоненты: формы, методы, приемы, условия эффективности, этапы коррекционно-образовательной деятельности. Методы формирования регулятивных УУД. Для формирования предпосылок регулятивных УУД были подобраны методы и приемы, которые ежедневно включаются в непосредственную коррекционно-образовательную деятельность (индивидуальную, подгрупповую). Основные методы, которые использовались в работе по данному направлению: - игровые - помогают организовать деятельность ребёнка, обогащают его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание; - наглядные методы помогают ребенку планировать и организовать свою деятельность в виде создания различных схем, фиксировать затруднения; - частично-поисковый метод предполагает самостоятельную деятельность ребенка в поиске решения поставленной педагогом проблемы. Приемы формирования регулятивных УУД. Приемы, направленные на формирование умения контролировать свою деятельность по результату: - проверка по инструкции педагога; - взаимопроверка (работа в парах); - проверка с помощью сигналов . Приемы, направленные на формирование умения сохранять заданную цель: - задания – «ловушки» (например, детям предлагается разложить картинки по корзинкам в зависимости от местоположения звука П в слове, при этом детям предлагаются и такие картинки, в названии которых нет данного звука); - преднамеренные ошибки (например, детям предлагается выполнить звуковой анализ слова самостоятельно, затем педагог выкладывает схему слова на доске и допускает ошибку. На начальных этапах дети сразу же начинают исправлять схемы и у себя, т.к. ориентируются не на цель, а на авторитет педагога). Приемы, направленные на формирование умения планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей: - выполнение задания по алгоритму (например, предлагается рассказать о звуке по схеме, при этом алгоритм на первых этапах составляется совместно педагога с детьми и фиксируется схематично); - самостоятельное составление алгоритма или плана. Приемы, направленные на формирование умения фиксировать затруднение: - карточка «вопрос» (например, ребенку предлагается определить первый звук в названии картинок и поставить их к соответствующим звукам-символам, при затруднении он может поставить картинку рядом с карточкой «вопрос»); - итоговый опрос «Что было трудно? Почему?» Приемы, направленные на формирование умения оценивать свою деятельность: - «страничка успеха» (в конце выполнения задания или по окончании занятия, ребенку предлагается оценить свою работу ,при старании в период выполнении задания , ребенок получает наклейку). Основные этапы технологии формирования предпосылок регулятивных УУД . Формирование предпосылок регулятивных УУД включает следующие этапы: 1. Диагностический этап. Выявление уровня сформированности предпосылок регулятивных УУД, что позволяет наиболее эффективно спланировать работу в данном направлении. 2. Организационно – аналитический. На данном этапе осуществляется анализ результатов диагностики, определение стратегии коррекционно-педагогического процесса, выбор способов организации, методов и приемов коррекционно-образовательной деятельности. 3. Деятельностный этап. Данный этап предполагает непосредственное осуществление коррекционно-образовательной деятельности, включая внесение необходимых корректировок в образовательный процесс. 4. Рефлексивный этап. На данном этапе происходит анализ и оценка результатов работы, выявление причин возможных неудач, определение дальнейших перспектив использования данной технологии. ВЫВОД: Использование потенциала непосредственной коррекционно-образовательной деятельности позволяет развивать у дошкольников предпосылки УУД, в том числе, регулятивных, что способствует формированию у детей способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности. В результате использования данной технологии, дети: - способны самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться за помощью к взрослым или сверстникам, - могут планировать свои действия, направленные на достижение конкретных целей, - способны к элементарному контролю, коррекции и самооценке в рамках возрастных норм, - умеют подчинять свои действия правилу, способу выполнения поставленной как взрослым, так и им самим задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК РЕГУЛЯТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Учитель-логопед Синявская В.А.

                           

В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В ряду УУД (универсальных учебных действий) важное место занимают регулятивные, так как именно они обеспечивают дошкольникам организацию своей учебной деятельности. Для дальнейшего обучения в школе ребенок должен обладать предпосылками регулятивных действий. В детском саду дошкольников учат многому, в том числе  уделяется  внимание развитию умения строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью формирования у старших дошкольников с нарушением речи предпосылок регулятивных УУД в условиях обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, с одной стороны, и недостаточным использованием потенциала непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в данном процессе в практике дошкольного образования, с другой.

Понятие и виды универсальных учебных действий.

Исходя из положений новых стандартов в дошкольном и начальном образовании, для нас, педагогов, приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться». В более узком значении термин «универсальные учебные действия» определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса .

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Регулятивные универсальные учебные действия, их предпосылки.

Регулятивные универсальные учебные действия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают воспитанникам организацию своей учебной деятельности.

 К ним относятся:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  •  прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  •  коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  •  оценка - выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы;
  •  саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Регуляция субъектом своей деятельности предполагает произвольность и волю.

Произвольность - умение действовать по образцу и подчинение правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий.

Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий.

В дошкольном детстве мы говорим лишь о предпосылках УУД. Мы выделили следующие предпосылки регулятивных УУД:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение сохранять заданную цель;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- умение оценивать свою деятельность;

- умение работать по инструкции взрослого;

- готовность выбирать для себя задания, предложенные на выбор по уровню сложности;

- умение фиксировать затруднение.

Формирование предпосылок регулятивных УУД как педагогическая технология.

Многим детям с нарушением речи свойственна пассивность, низкая работоспособность. Им трудно сохранять заданную цель при выполнении задания, они не замечают ошибок в выполненной работе. Некоторые дети при встречающихся затруднениях, предпочитают выбирать более легкие задания или вообще могут отказаться от дальнейшей работы.

 Для организации коррекционно-образовательного процесса и достижения хороших результатов по формированию данных умений дошкольников всеми педагогами была разработана педагогическая технология, в которую входят следующие компоненты: формы, методы, приемы, условия эффективности, этапы коррекционно-образовательной деятельности.

Методы формирования регулятивных УУД.

Для формирования предпосылок регулятивных УУД были подобраны методы и приемы, которые ежедневно включаются в непосредственную коррекционно-образовательную деятельность (индивидуальную, подгрупповую).

Основные методы, которые использовались в работе по данному направлению:

- игровые - помогают организовать деятельность ребёнка, обогащают его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание;

- наглядные методы помогают ребенку планировать и организовать свою деятельность в виде создания различных схем, фиксировать затруднения;

- частично-поисковый метод предполагает самостоятельную деятельность ребенка в поиске решения поставленной педагогом проблемы.

Приемы формирования регулятивных УУД.

 Приемы, направленные на формирование умения контролировать свою деятельность по результату:

- проверка по инструкции педагога;

- взаимопроверка (работа в парах);

- проверка с помощью сигналов .

Приемы, направленные на формирование умения сохранять заданную цель:

- задания – «ловушки» (например, детям предлагается разложить картинки по корзинкам в зависимости от местоположения звука П в слове, при этом детям предлагаются и такие картинки, в названии которых нет данного звука);

- преднамеренные ошибки (например, детям предлагается выполнить звуковой анализ слова самостоятельно, затем педагог выкладывает схему слова на доске и допускает ошибку. На начальных этапах дети сразу же начинают исправлять схемы и у себя, т.к. ориентируются не на цель, а на авторитет педагога).

Приемы, направленные на формирование умения планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей:

- выполнение задания по алгоритму (например, предлагается рассказать о звуке по схеме, при этом алгоритм на первых этапах составляется совместно педагога с детьми и фиксируется схематично);

- самостоятельное составление алгоритма или плана.

Приемы, направленные на формирование умения фиксировать затруднение:

- карточка «вопрос» (например, ребенку предлагается определить первый звук в названии картинок и поставить их к соответствующим звукам-символам, при затруднении он может поставить картинку рядом с карточкой «вопрос»);

- итоговый опрос «Что было трудно? Почему?»

Приемы, направленные на формирование умения оценивать свою деятельность:

- «страничка успеха» (в конце выполнения задания или по окончании занятия, ребенку предлагается оценить свою работу ,при старании в период выполнении задания , ребенок получает наклейку).

 Основные этапы технологии формирования предпосылок регулятивных УУД .

Формирование предпосылок регулятивных УУД включает следующие этапы:

1. Диагностический этап. Выявление уровня сформированности предпосылок регулятивных УУД, что позволяет наиболее эффективно спланировать работу в данном направлении.

2. Организационно – аналитический. На данном этапе осуществляется анализ результатов диагностики, определение стратегии коррекционно-педагогического процесса, выбор способов организации, методов и приемов коррекционно-образовательной деятельности.

3. Деятельностный этап. Данный этап предполагает непосредственное осуществление коррекционно-образовательной деятельности, включая внесение необходимых корректировок в образовательный процесс.

4. Рефлексивный этап. На данном этапе происходит анализ и оценка результатов работы, выявление причин возможных неудач, определение дальнейших перспектив использования данной технологии.

ВЫВОД:  Использование потенциала непосредственной коррекционно-образовательной деятельности позволяет развивать у дошкольников предпосылки УУД, в том числе, регулятивных, что способствует формированию у детей способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности.

В результате использования данной технологии, дети:

- способны самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться за помощью к взрослым или сверстникам,

- могут планировать свои действия, направленные на достижение конкретных целей,

- способны к элементарному контролю, коррекции и самооценке в рамках возрастных норм,

- умеют подчинять свои действия правилу, способу выполнения поставленной как взрослым, так и им самим задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие со старшими дошкольниками в ДОУ на тему "Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах"

Открытое логопедическое занятие для старших дошкольников с использованием ИКТ....

Индивидуальное логопедическое занятие со старшими дошкольниками. Постановка звука [Л]

Коррекционно – обучающие, коррекционно – развивающие, воспитательные задачи решаются на занятии на основе наглядности....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ РУСЬ"

Цель: закрепление правильных речевых навыков в процессе разных видов деятельности.Задачи:1. Коррекционные:• развитие мышечной релаксации по контрасту напряжения с расслаблением;• развитие те...

Логопедическое занятие со старшими дошкольниками ДОУ на тему «Что такое предложение?»

План-конспект занятия по логопедии для подготовительной группы детского сада, целью которого является познакомить детей с понятием "Предложение"....

Конкурс Педагог дошкольной образовательной организации - 2019. Конспект ОД Интегрированное логопедическое занятие для старших дошкольников «Волшебница-зима».

 Цели: - обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родит...

Логопедическое занятие для старших дошкольников с ОНР " Дифференциация В-Ф"

Логопедическое занятие на развитие фонематических процессов у старших дошкольников и пропедевтика артикуляционно - акустической диграфии...