картотека прогулок
картотека (старшая группа)

Щербакова Екатерина Михайловна

картотека прогулок на летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК

НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

 Прогулка 1

1.Наблюдение за сезонными изменениями

Задачи: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

—    обеспечить умение выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время;

—    формировать представление о летних месяцах.

        

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦    Какое сейчас время года?

♦    Как вы догадались, что лето?

♦    Перечислите характерные признаки    лета.

♦    Почему летом стало теплее?

♦    Что делает человек летом?

Стихотворение Л.Некрасовой «Лето»:

Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками, Лютиками, кашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть подольше будет лето! Летом солнце яркое, греет сильнее

и больше отдает тепла, чем зимой, чистое небо, дует теплый ветер жара, теплые

дожди, грозы.

2.Дидактическая игра

 «Природа и человек».

 Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Ребенок отвечает и передает мяч или предмет рядом стоящему ребенку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задает новый вопрос: «Что создано природой систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.?» Игра повторяется по новому кругу; ребенок, не сумевший ответить, выходит за круг и пропускает его, если же придумает и назовет слово, то снова принимается в игру.

.

3.Подвижные игры

«Быстро возьми, быстро положи»

Цель:   Совершенствовать навыки детей бега в быстром темпе, развивать ловкость.

«Кто останется в кругу?»,

 «Живой лабиринт». 

Цели: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений;

тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.

4.Индивидуальная работа

Развитие движений.

Задачи: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

5. Опытно-экспериментальная деятельность: 

 «Воздух работает» 

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы 
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть. 
Вывод: 
на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: 
воздух двигает предметы.

Прогулка 2

 1. Наблюдение «Откуда берется ветер».

Цель: расширять знания дошкольников с ролью ветра в природе и жизни человека.

Ход наблюдения

Воспитатель задает вопрос, ребята, каким бывает ветер?

Чтение отрывка из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города» (рассказ об урагане).

Прослушивание отрывка Й. Гайдна «Буря» при помощи колонки.

-рассказ воспитателя

 Человек научился использовать силу ветра, и ветер часто делает полезные для человека дела. Он надувает паруса, вертит крыльями мельницы. Как же образуется ветер? Чтобы ответить на это вопрос, можно показать следующий опыт.

Около листа бумаги, разрезанного на полоски, при помощи тетради создать движение воздуха. Полоски движутся. Продемонстрировать работу вентилятора, привести в движение легкую вертушку. Сделать вывод: ветер образуется в результате движения воздуха. Затем можно предложить детям создать самим ветер и посмотреть на его работу, играя с корабликами. Для этого дети посещают кораблики в емкость с водой и дуют на них с разной силой, создавая то слабый, то сильный ветер.

2.Трудовая деятельность

 Сбор природного материала.

Задачи: формировать трудовые умения.

3.Подвижная игра 

«Перемени предмет»

Цель:

Развивать быстроту бега, умение быстро реагировать на сигнал.

Описание:

На одной стороне площадки чертят 4— 5 кружков на расстоянии одного шага один от другого, в каждом по мешочку с песком. На противоположной стороне выстраиваются играющие в 4—5 колони против каждого кружка. Каждый первый в колонне получает кубик (шишку, камешек). По сигналу дети бегут к кружкам, кладут в них кубики, берут мешочки с песком и возвращаются на места.

Игра «Круговорот воздуха».

Цель: : расширять знания дошкольников с ролью ветра в природе и жизни человека.

Участники игры делятся на три группы: «растения», «животные», «воздух». Растения и животные становятся друг против друга, а воздух бегает между ними, держа в руках лист с надписями. Сначала воздух бегает вокруг растений как углекислый газ, затем, повернув лист другой стороной, подбегает к животным как кислород. Побегав вокруг животных в качестве кислорода, воздух, повернув лист, возвращается к растениям в качестве углекислого газа.

 4.Индивидуальная работа

 Развитие движений.

Подбросить и поймать мяч.

Задачи: развитие ловкости, быстроты, координации движений.

5. Игры с песком

«Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры:

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

 Дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

  Прогулка3

Наблюдение за одуванчиком

Задачи: познакомить с одуванчиком. Разобрать его строение, обратить внимание на то какие перемены с ним происходят после окончания цветения.

Ход наблюдения. Сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет она и не полетит по ветру, не опустится с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не даст семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой - парашютиком, растение еще больше следит за погодой. В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края. Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашюты плохо летают, вот и спрятал их до хорошей поры. Загадка:

 Рос шар бел, Ветер дунул — Шар улетел. (Одуванчик)

Дидактическая игра. «Опиши цветок»

Задачи: научить подбирать прилагательные к существительному.

Подвижная игра 

«Садовник и цветы».

Задачи: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Трудовая деятельность. 

Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве.

Задачи: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений. Индивидуальная работа. Развитие движений.

Задачи: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.    

       

 Прогулка4

Наблюдение за цветением черемухи

Задачи: познакомить с черемухой (строение, польза, изменения, происходящие после окончания цветения).

Ход наблюдения. Обсудить аромат черёмухи. Напомнить, что цветы – это будущие плоды. Сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.

Художественное слово: Стихотворение В.Жуковского «Черемуха»

     И вся благоуханная,

     Роняя лепестки,

     Цветет, цветет черемуха

     В овраге у реки.

     С утра до поздних сумерек

     Со всех концов земли

     К цветам её торопятся

     Тяжелые шмели.

Дидактическая игра 

«Я видел на нашем дереве…»-развивать  память, помочь вспомнить особенности жизни дерева.

 Ведущий говорит: «Я видел на нашем дереве листок». Каждый ребенок должен воспроизвести фразу предыдущего участника, дополнив своим объектом. Следующий говорит: «Я видел на нашем дереве лист и цветок»,  третий: «Я видел на нашем дереве лист, цветок и птицу» и т.д.

Трудовая деятельность

Уборка участка от сухих веток.

Задачи: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры «Спящая лиса».

Задачи: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

«Перелет птиц».

Задачи: совершенствовать умение  выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Задачи: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

       

  Прогулка 5

Наблюдение за насекомыми (бабочка)

Задачи: дать представление о разнообразии  бабочек, их образом жизни, условиями для жизни.

Ход наблюдения. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Обеспечить умение различать несколько видов бабочек (капустница, ). У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

Приговорка: Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки – На березовой ветке.

Художественное слово:

Загадка: Спал цветок  И вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел.(Бабочка)

Дидактическая игра.

 «Угадай по описанию» - воспитатель описывает насекомое, дети угадывают. Задачи:научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Трудовая деятельность.

 Дети моют все игрушки (которые поддаются обработке) и раскладывают их сушиться на траве.

Задачи: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

Подвижные игры. «Бабочки».

Задачи: упражнять в беге врассыпную, по сигналу менять направление.

«Змейка».

Задачи: закреплять умение бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Задачи: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

   

   

         Прогулка 6

Наблюдение что цветет летом?

Задачи: познакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение, поговорить о пользе цветов.

Ход наблюдения: рассмотреть растения, спросить, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Учить детей беречь цветы, не мять их. Объяснить, что нельзя рвать много цветов. Рассматривая растения в цветнике, дети узнают, как из бутона появляются цветы. Обратить внимание, что некоторые цветы закрываются вечером и перед дождем. Почему растения нужно пропалывать? Познакомить детей старших групп с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомить с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают как чай.

Художественное слово:

Загадка. Весь день гостей встречают, Медом угощают. (Цветы)

Дидактическая игра. «Опиши цветок».

Задачи: совершенствовать умение  подбирать прилагательные к существительному.

Трудовая деятельность

 Расчистка огорода от мусора.

Задачи: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.

Подвижная игра. «Садовник и цветы».

Задачи: развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваясь от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

Индивидуальная работа: развитие движений.

Задачи: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе; упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни; развивать силовые качества.

          Прогулка 7

Наблюдение  за кипреем.

Задачи: познакомить с кипреем. Разобрать его строение, поговорить о пользе.

Ход наблюдения. В народе кипрей называют – иван-чай, иван-трава, бурьян, верба-трава, дикий лен, медовая трава, пушник, теплый цветок. Рассказать детям, что кипрей – очень хороший медонос. Свежий кипрейный мед совершенно прозрачный, стакан с медом кажется пустым. Этот мед обладает лечебными свойствами. И знатоки говорят, что он самый сладкий. А еще кипрей заваривают как чай. Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может, потому, что бедным Иванам другой чай был не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван.

Художественное слово:

Стихотворение Е.Серовой: На лугу расцвел кипрей. Вот семья богатырей!Крепки, статны и румяны. Встали братья-великаны. Славный выбрали наряд – Куртки пламенем горят.

Загадка: Вырос Ивашка: Красная рубашка, Зеленые ладошки, Зеленые сапожки. В гости приглашает, Чаем угощает.        (кипрей)

Дидактическая игра. «Опиши цветок»

Задачи: обеспечить умение подбирать прилагательные к существительному.

Трудовая деятельность: Сбор природного материала

Задачи:формировать трудовые умения.

Подвижные игры :«Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт».

Задачи: развивать чувство равновесия, ловкость, быстроту движений; тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалки.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Задачи :упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

   

          Прогулка 8

Наблюдение за летним дождем

Задачи: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.

Ход наблюдения. Понаблюдать с детьми за первым летним дождем. Послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная). Рассказать, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя показать детям, как умылись деревья, листья стали мокрыми, капли дождя блестят на солнце. У детей спросить, откуда берется дождь, куда деваются лужи. Зачем нужен дождь? Обратить внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Во время наблюдений за дождем подвести к пониманию причин разных осадков зимой и летом, их зависимость от температуры воздуха. В прошлом магическое вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.

Загадка: С неба пришел, В землю ушел.  (Дождь)

Художественное слово:

Закличка:  Дождик, лей, лей, лей, Никого не жалей – Ни берез, ни тополей! Дождик, дождик, посильней, Чтобы травка зеленей, Вырастут цветочки И зеленые листочки!

Дидактическая игра: ( подгруппой детей) «Хорошо – плохо». 

Задачи: развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.

Трудовая деятельность: Коллективная работа на огороде по уборке мусора.

Задача: формировать навыки коллективного труда.

Подвижная игра:  «Солнечные зайчики».

Задача: уточнить с детьми направления: вверх, вниз, в сторону. Научить выполнять Разнообразные движения.

Индивидуальная работа: Развитие прыжков.

Задачи: закреплять умение прыгать на одной ноге.

 Опытно-экспериментальная деятельность: «Делаем мыльные пузыри.»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и  3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? По чему мыльный пузырь получился только из жидкого мыла? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

 Игра, «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?» Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

 

Прогулка 9

Наблюдение дождя и появления радуги на небе.

Задача: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятие «радуга».

Ход наблюдения. Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказать детям, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть.

Загадка: Что за чудо – красота! Расписные ворота Появились на пути!.. В них ни въехать, ни войти.  (Радуга)

Художественное слово  

Стихотворение М.Лермонтова Там разноцветною дугой, Развеселясь,  нарядно дивы На тучах строят мост красивый, Чтоб от одной скалы к другой  Пройти воздушною тропой.

Дидактическая игра: «Радуга» ( с подгруппой детей)

Задачи: закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах.

Трудовая деятельность: Уборка участка от сухих веток.

Задачи: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры «Найди, где спрятано».  

Задача: упражнять в умении ориентироваться в пространстве.

 «Волк во рву».

Задача: упражнять в прыжках

Индивидуальная работа 

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком): «С кочки на кочку», «Перейди речку».

Задачи: вырабатывать координацию движений.

 Опытно-экспериментальная деятельность: « Свет повсюду»

Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Описание. Дед Знай предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.

 если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

    

Прогулка 10

Наблюдение за сверканием молнии во время грозы

Задачи: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятия «молния», «гроза».  

Ход наблюдения: Наблюдение проводится в глубине группы напротив окна. Молния – это сильная электрическая искра (разряд), которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации. Молнии бывают узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными. Бывает еще и шаровая молния она имеет форму шара (иногда вытянутая). Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный. Вспыхивает молния, гремит гром.

Как надо вести себя во время грозы? Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться:

•    Нельзя подходить близко к окнам.

•    Нельзя брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество.

•    На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь): они притягивают электрический разряд (молнию), который разбивает и воспламеняет их.

Загадки: Раскаленная стрела  Дуб      свалила и ушла. (Молния)

 Трах-тарарах! Бредет баба на горах, Кочергой бренчит, На весь мир ворчит. (Гроза)

Громко стучит, Звонко кричит, А что говорит, никому не понять И мудрецам не узнать. (Гром)

Дидактическая игра «Слоги» ( с подгруппой детей) -  дети составляют различные слоги.

Задачи: развивать быстроту реакции.

Трудовая деятельность. Очистка участка от веток и камней.

Задачи: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

Подвижные игры «Чье звено скорее соберется?»

Цель: Упражнять в беге врассыпную, умении слушать сигнал воспитателя, развивать внимание.

Описание: Дети распределяются на два, три звена. Каждое звено выбирает определенный предмет – один одинаковый на все звено. В разных концах зала устанавливаются места для звеньев. По сигналу воспитателя дети ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места!» бегут и строятся у соответствующего предмета в звено.

Индивидуальная работа

Ходьба по скамейке и спрыгивание на обе ноги.

Задачи: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.

 

           

         Прогулка 11

Наблюдение за дождевым червем.

Задачи: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания.

Ход наблюдения. Выяснить, кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить? Обратить внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха. Предложить ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под дерево, на огород. Обсудить, зачем нужно это делать. Что бы могли сказать детям эти животные, если бы умели говорить?

Художественное слово

Стихотворение О.Г.Зыковой «Дождевой червяк»:

Очень он трудолюбивый,

 Без работы не сидит,

Землю всю послушным телом

Он без устали рыхлит.

Это нужно нам самим,

Эту землю мы едим.

 Оторвавшись от работы,

 Дождевой сказал червяк.

 Я земле родной не враг.

 Загадка: Мой хвост не отличишь от головы. Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

Дидактическая игра. «Кто больше назовет действий»

Задачи: совершенствовать умение  детей в подборе глаголов, характеризующие действия дождевого червя.

Игра «Теневой театр».  ( подгруппой детей)

Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

Задачи: активизировать словарный запас глаголами.

Трудовая деятельность. Выкопать норку для червяка.

Задачи: воспитывать положительное отношение к труду, чувство сострадания и готовность прийти на помощь.

Подвижные игры. «Попрыгунчики».

 Задача: совершенствовать умение детей в  прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

 «Догони свою пару».

 Задачи: упражнять в беге по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад.

Индивидуальная работа. Развитие движений.

Задачи: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

     

   Прогулка 12

Наблюдение  за полынью.

Задачи: познакомить с полынью. Разобрать ее строение, поговорить о пользе.

Ход наблюдения. Полынь в народе звали: чернобыль, полынная трава, вдовья трава, змеевик, божье дерево, степная чимка. Полынь горькая – одно из самых горчайших наших растений. Полыни у славянских народов приписывалась чудодейственная сила. На Руси накануне праздника Ивана Купалы поселяне опоясывались чернобыльником, надевали на голову венки из него. Это должно было на целый год оградить от болезней, колдовства и встречи с чудовищами.

Боpька вместо молочка Съел полыни гоpькой. Закpичала Таня: "Кинь! Выплюнь гоpькyю полынь!”

Дидактическая игра. «Что где растет?» 

Задачи: закрепить знания детей о растениях леса и луга.

Трудовая деятельность

Уборка участка от сухих веток.

Задачи: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

 Подвижные игры

«Спящая лиса».

Задача: упражнять в беге, подбрасывании и ловле мяча.

 «Перелет птиц».

 Задача: упражнять в умении выполнять действия по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Задачи: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

 Опытно-экспериментальная деятельность:  « Разноцветные шарики»

Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить? Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе (рис. 5).

Прогулка 13

Наблюдение за тенью

Задачи: разобрать понятие «тень», взаимосвязь облаков и солнца для появления тени.

Ход наблюдения. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

Художественное слово

Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»: Хорошо в жаркий день  

Встретить тетушку Тень!  

Под зеленой листвой

Повстречались с тобой.

Мы плясали в тени,

Мы смеялись в тени.

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Дидактическая игра

«Скажи ласково».( с подгруппой детей)

Задачи: закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке.

Задачи: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Подвижные игры

«Совушка»  

Задачи: упражнять в умении выполнять действия по сигналу, плавно работать руками, бегать в определенном направлении;

 «Попади в круг».

Задачи:

развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Индивидуальная  работа

Развитие движений.

Задача: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

     Опытно-экспериментальная деятельность: «Свет и тень»

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все  видим, когда светит фонарик? Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.

  Прогулка 14

Наблюдение за подорожником

Задачи: расширять знания о растениях с(подорожник). Разобрать его строение, поговорить о пользе.

Ход наблюдения. Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам). Почему оно может расти там, где ходят,ездят на велосипеде? Земля утоптанная,а он растёт.Рассмотрите внимательно растение.Может быть, догадаетесь?(у него листья на земле лежат,почти нет стебля.Если бы был стебель,он сломался бы, когда люди прошли по нему).Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист.Легко сорвать лист подорожника?(Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника.Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать,а у других трав нет).Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле,не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится.В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником.О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог?Где применяют это растение? Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, чтобы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. В народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник.

Художественное слово:Стихотворение Л.Герасимовой «Подорожник»: Вот листок растет какой Весь в прожилках,

небольшой,Будто нитками прошит,

Подорожник-Айболит!Хоть и топчут его ноги Не уходит он с дороги! По нему бегут,шагают.И совсем не замечают! А напрасно!Лист полезный.Лечит многие болезни!

Дидактическая игра. «Что где растет?» ( с подгруппой детей)

Задача: закрепить знания детей о растениях леса и луга.

Подвижные игры.«Раз, два, три - беги».

Задачи: упражнять в  беге врассыпную, по сигналу менять направление.«Змейка».

Трудовая деятельность Сбор природного материала

Задачи: формировать трудовые умения.

Индивидуальная работа Прыжки вверх с места.

Задача: развивать прыгучесть, сочетая силу с быстротой.

 Опытно-экспериментальная деятельность:  «Песочная страна»

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?

Прогулка 15

Продолжить наблюдение за подорожником

Задачи: продолжить знакомство с подорожником. Разобрать почему индейцы назвали подорожник «следом белого человека».

Ход наблюдения. Сегодня мы с вами рассмотрим  растение, которое индейцы назвали следом белого человека. Это подорожник. Рассмотрите султанчики. Кто переносит семена? Ведь у них нет крылышек, нет парашютиков, как у семян одуванчика, нет шипов, как у репейника (их переносят на ногах). Попробуйте пальцем, прилипнут ли семена к нему (нет). Смочим семена в воде. Теперь прикоснитесь к ним. Семена прилипли! Смешайте семена с сырой землей. Когда дождь пройдет, семена смешиваются с грязью, и их переносят на лапах кошки и собаки, человек на ботинках. Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались (белые люди на обуви с грязью принесли семена)?

В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там, где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали это растение следом белого человека.

Загадка:   Лег пластом у дороги, Разметал руки-ноги. Его бьют сапогом, Его бьют колесом, Ему всё нипочём.

Дидактическая игра. «Опиши растение».

Задачи: упражнять в подборе прилагательных к существительному.

Трудовая деятельность Сбор палок, сломанных веток.

Задачи:побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

 Подвижные игры «Краски»

Цель: Совершенствовать навыки детей бегать с ускорением. Развивать быстроту реакции, ловкость, внимательность.

Описание: Среди игроков выбирается водящий — «монах» и ведущий - «продавец». Все остальные игроки загадывают втайне от «монаха»- цвета, причем цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за Красочкой. Продавец: «За какой?». Монах (называет любой цвет): «За голубой». Если такой краски нет, то; продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!». «Монах» начинает игру сначала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать oт «монаха» - а тот его догоняет. Если догнал — «монах» становится «продавцом», а пойманный игрок — «монахом». Если не догнал - игра начинается сначала. 

Индивидуальная работа Катание на велосипедах:

— ехать по прямой;

— по извилистой дорожке;

— с разной скоростью.

Задачи: развивать двигательную активность.

 Игры с песком:  «Песочные узоры»

Цель игры: дать детям понять, какими свойствами обладает песок, а также развить координацию движений, воображение и мелкую моторику.

Конус с дыркой мы возьмём,

Песок сыпать начнём.

Кулёк качается,

узор получается.

   

           

Прогулка16

Наблюдение за продолжительностью дня.

Задачи: дать представление о продолжительности дня, о том, какие изменения произошли с солнцем летом.

Ход наблюдения. Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

Дидактическая игра  «Три задания — три желания» ( с подгруппой детей)

Цель: развитие умения планировать ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой; закрепление названий деревьев и их плодов; упражнение в различении предметов по их форме, величине на ощупь;

совершенствование движений в естественных природных условиях; формирование творческих умений.

Трудовая деятельность

Уборка скошенной травы.

Задачи: совершенствовать умение доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

Подвижные игры

«Горелки», «Волк во рву».

Задачи: обеспечить умение соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя;

развивать ловкость.

Индивидуальная работа:  Развитие движений.

Задачи: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

 Прогулка 17

Изучаем деревья и кустарники

Задачи: вспомнить, как выглядит береза, познакомить с сосной, осиной, сиренью (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета).

Ход наблюдения:Рассмотреть, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух. Рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев - желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из древесины сосны делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство. Предложить детям рассмотреть осинку. Это высокие стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья - круглые, гладкие, серо-зеленые летом и ярко-красные осенью. Осина очень светолюбива и боится мороза. Из ее древесины делают разные вещи: лопаты, бочки и т. д. Осиновой корой с удовольствием питаются зимой лоси и зайцы.

Загадки: Стоит Федосья, Распустила волосья. (Береза) Хоть зима, хоть весна, Вся в зеленом... (сосна).

Дидактические игры «Найди дерево».

Задачи:распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

Трудовая деятельность Уборка участка от сухих веток.

Задачи: совершенствовать умение  работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижная игра «Палочка-выручалочка». 

Задачи: развить быстроту, ловкость, внимание.

Индивидуальная работа Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):  «С кочки на кочку», «Перейди речку».

Задачи: вырабатывать координацию движений.    

          Прогулка 18

Наблюдение за пижмой.

Задачи: познакомить с пижмой. Разобрать ее строение, поговорить о пользе.

Ход наблюдения. Рассмотреть растение. В народе оно известно как дикая рябинка. Чем они похожи? (листья такие же). А какого цвета их листья сверху и снизу? (сверху темно-зеленые, снизу у пижмы – сероватые). Опишите цветки пижмы (они похожи на ярко- желтые пуговки, собранные вместе). А теперь понюхайте пижму. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить её от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой? (у неё листья похожи на листья рябины, и цветки расположены так же, как ягоды у рябины, - в виде зонтика).                    Художественное слово: Т.Голикова: Пусть пижма  - скромна,  да  лечебная  все же, Не зря же  цветки  

на  таблетки похожи, Еще - на цыплят,  ярко- желтых пока,

На ощупь - на замшевый носик щенка.

Дидактическая игра. «Угадай по описанию» - воспитатель описывает растение, дети определяют.

Задачи: обеспечить умение составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Трудовая деятельность. Уборка экологической тропы.

Задачи: обеспечить умение видеть результат своего труда; работать в коллективе.

Подвижная игра «Платок».

Задача: развить быстроту и ловкость

Индивидуальная работа. Развитие движений.

Задачи: воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать умение в беге и прыжках.

     

  Прогулка1 9

Наблюдение за ветром.

Задачи: повторить понятие «ветер». Что происходит с деревьями в ветреную погоду.

Ход наблюдения. Понаблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки. Спросить, почему так неспокойно ведут себя деревья. Какой дует ветер: холодный или теплый. С детьми вспомнить, как называется сильный ветер, который сносит крышу, ломает деревья, выбивает стекла и двери, словом, разрушает. (Ураган.)

Загадка: Неизвестно, где живет.

         Налетит – деревья гнет.

         Засвистит – по речке дрожь.

         Озорник, а не уймешь!  (Ветер)

Дидактическая игра ( с подгруппой детей)

«Подуй как ветер».

Задачи: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука у.

Трудовая деятельность.

Сделать примитивный флюгер, самолет.  

 Задачи: вызвать интерес к созиданию.

Подвижные игры «Выше земли».

Задачи: развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.

«Жмурки».

Задачи: упражнять детей в беге с увертыванием, ориентироваться в пространстве.

Индивидуальная работа

Развитие движений: «Обгони ветер» - бег на ускорение.

Задачи: вырабатывать и регулировать скорость бега.

   

 

  Прогулка 20

Наблюдение за птицами

Задачи: продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.

Ход наблюдения. Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.

Художественное слово: Стихотворение С.Д.Дрожжина «Птичка»:

Весело на воле

Пташечке летать,

Над цветами в поле

Песни распевать;

А на гибкой ветке,

В сумраке лесном,  

Ждут певунью детки

В гнездышке родном.

Дидактическая игра ( с подгруппой детей)

«Звукоподражание» -  воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание.

Задачи: закрепить произношение отдельных звуков.

Трудовая деятельность. Подмести участок.

Задачи: воспитание трудолюбия, ответственности доводить начатое до конца.

Подвижная игра «Веселый воробей».

Задачи: обеспечить умение выполнять движения по тексту игры.

Индивидуальная работа.

Прыжки через скакалку, резинку.

Задача: совершенствовать прыжки на одной и обеих ногах через препятствие.

  Прогулка 21

Наблюдение за небом и облаками

Задачи:  разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.

Ход наблюдения. В облачный день спросить у детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые. Определить, какие облака на небе в день прогулки.

Загадки: Ног нет, а идет,

         Глаз нет, а плачет.

                     (Туча)

 Белые лошадки на синем поле.

             (Облака на небе)

Дидактическая игра ( подгруппой детей)

«Скажи ласково.

Задачи: совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Трудовая деятельность. Сбор крупного мусора на участке.

Задачи: воспитывать положительное отношение к труду,   ответственность при выполнении поручений.

Подвижная игра

«Попади в круг».

Задачи: развить глазомер, умение соизмерять свои силы при бросании.

Индивидуальная работа. Спрыгивание с крыльца на двух ногах.

Задачи: развивать прыгучесть.

 Прогулка 22

Наблюдение за муравьями.

Задачи: познакомить с муравьями, их образом жизни, условиями для жизни, их пользой для других животных.

Ход наблюдения: вспомнить с детьми, что у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь (он запускает в муравейник свой язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом), нападают на муравейники и дятлы (он разгребает верхушку муравейника и склевывает муравьев), некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.

Он очень сильный, переносит тяжести. В 10 раз превосходящие его собственный вес. Предложить рассмотреть муравья (у него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания).

На вид, конечно, мелковаты, Но все, что можно, тащат в дом.  Ребята наши - муравьята, Вся жизнь их связана с трудом. Л. Гулыга

Поговорка: Муравей невелик, а горы копает.

Дидактическая игра. «Угадай по описанию» Задачи: учить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке, сбор мусора.

Задачи: воспитывать желание трудиться.

Подвижная игра «Шалтай-Болтай».

Задачи: закреплять умение выполнять движения согласно тексту; учить расслаблять мышцы рук, спины и груди.  

Индивидуальная работа Развитие движений.

Задачи: совершенствовать ориентацию в пространстве, чувство равновесия.

 Игры с водой   «Ловись, буква»

 Задачи: совершенствование навыков составления и чтения слов.

 Описание: Педагог предлагает детям поиграть у бассейна (Можно и не делать этого. Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно сделать). Он показывает им слова на песке или скамейке, в которых пропущены буквы: м...к, д...м, с...н, с...м, р...ма, лис..., ...олк, п...лка, б...лка, с...акан, ли...он и т.п., и объясняет, что пропущенные буквы можно найти в бассейне. Дети вылавливают буквы, находят им место в словах, а потом читают полученные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА

Картотека  прогулок  на зимнее время года для второй младшей  группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ

Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми.  Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок " Зима" 1 младшая группа

Картотека удобна при написании планов. К каждому структурному компоненту продуманы три цели. Указаны образовательные области. Прописано содержание подвижных игр....

картотека прогулок 2-ая мл.гр.- ЛЕТО

картотека прогулок  для второй младшей группы лето...

картотека прогулок на осень -старший возраст

В последнее время издано много пособий, с помощью которых можно отлично спланировать проведение прогулок.Но все же при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что з...

картотека прогулок - зима /старший возраст/

Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...