«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Веретенникова Татьяна Сергеевна,

воспитатель

Сегодня перед нашим государством, школой, воспитателями, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются. Таким образом, перед дошкольным учреждением встает вопрос о создании таких условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших высот творческой деятельности.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

Известно, что одними из самых эффективных способов обучения являются методы наглядного моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Метод наглядного моделирования развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Когда воспитанник видит в наглядной форме, благодаря схемам и моделям, существенные характеристики объектов (скрытые свойства и связи предметов, им осуществляется более полный анализ реальности. При применении схем и моделей включаются все возможные ресурсы ребенка (в частности, восприятие, мышление, память, воображение, речь). Таким образом, планомерное формирование художественно-творческой деятельности воспитанников на основе моделирования и схематизации приводит к разностороннему развитию всех ресурсов (функций) индивидуума, а не изменениям в сфере одного какого-либо процесса, - это, на мой взгляд, один из критериев эффективности обучения.

Известно, что ребёнок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения необходимой информации и успешно развивается как личность. Для ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.

Актуальность заключается в том, что современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. В век информатизации и технологизации общества требуются новый уровень мышления. Поэтому задача педагога - помочь каждому ребенку в его развитии. Во-первых, ребёнок-дошкольник легко обучаем, использование наглядного моделирования вызывает интерес; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Эффективность развития мышления ребенка возрастет, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребенок учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «созидателем», открывающим что-то «новое» для себя. Использование методов моделирования и схематизации вызывает интерес у детей и помогает решить целевые ориентиры ФГОС ДО.

Сущность метода наглядного моделирования: моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.). Метод наглядного моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Подьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода наглядного моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

В дошкольные годы, осваивая в практической деятельности различные свойства и отношения, дети, с одной стороны, получают сведения о разнообразных моделях, с другой, накапливают обширные представления, которые им необходимо «выстроить» в виде моделей.

Существующая практика дошкольного воспитания не всегда в должной мере предоставляет дошкольникам разнообразные средства освоения действительности. Большинство программ и технологий предусматривают лишь фрагментарное использование моделей, развитие обособленных, необобщенных умений моделировать на конкретном ограниченном содержании.

По характеру изображений различают: предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма, модели построек, глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре и т. п. В настоящее время появилось много пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха, с внутренним строением организма, отражая взаимосвязи различных органов (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга – с движениями) (все признаки предмета точно соответствуют объекту).

Предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др., календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды (существенные признаки уложены в схему).

Графические (признаки изображены условно) модели многофункциональны и могут применяться как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей облегчая ребенку процесс познания, открытия доступа к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Работу по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования я строю по 3 направлениям:

1. обучение детей действиям замещения и наглядного моделирования;

2. использование моделей в процессе решения образовательных задач;

3. создание предметно-развивающей среды в группе с использованием наглядных моделей.

Реализация первого направления осуществляется посредством использования системы игровых заданий. Данные упражнения я предлагала детям, начиная с младшей группы, включая их во все виды детской деятельности. В последующих возрастных группах, использовали те же типы игр, но, учитывая возросшие возможности детей, постепенно усложняла задания, что способствовало формированию новых умений. Предлагаемые детям задания группировались следующим образом:

1) задания на замещение предметов;

2) задания на анализ строения предметов;

3) задания на выделение пространственных отношений;

4) задание на создание новых образов.

Первый тип заданий предполагал использование детьми различного рода заместителей, обозначение при их помощи разнообразных предметов, действий. Выполняя предложенные упражнения, дети учились:

а) видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры («Придумай сам»); для этого я использовала игровое упражнение «Придумай сам».

б) соотносить картинки с определенными значками, располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей. К таким играм относятся: «Сложи узор», «Посади огород», «Разноцветные цепочки».

в) разгадывать загадки, что способствовало формированию умения соотносить речевую форму описания с графической;

С возрастом к прежнему материалу добавлялся новый, усложняющийся:

г) по-разному обозначать предметы и явления в игровой ситуации, например, с помощью другого предмета.

Для этого я использовала разнообразные подвижные игры, такие как «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес», «Мышеловка», где домиком мог быть стульчик, угол комнаты, отделенный натянутой веревкой, расчерченные мелом круги; травой – ковер, камушками – нарисованные круги и т. д. Кроме этого, я использовала игру «Мышеловка», в которой предмет (мышеловка) обозначался при помощи действия (присели - мышеловка захлопнулась). Используя в старшей группе игру «Вывески», я формировала умения самостоятельно обозначать предметы и явления с помощью графического символа. Играя в эту игру, дошкольники усваивали, то, что одним символом можно обозначить целый ряд однотипных предметов. Например, воспитатель показывает детям картинку, изображающую магазин «Овощи и Фрукты», чтобы знать, что продается в этом магазине, не обязательно заходить в него, достаточно посмотреть на вывеску. Задача детей - подумать и предложить вывески, которые сюда подойдут.

Таким образом: данные игры способствовали формированию у детей как умения выполнять действие замещения, так и умения подбирать к заместителям соответствующие им предметы. Результаты овладения детьми действиями замещения наблюдались в сюжетно-ролевых играх, конструктивной и изодеятельности.

Два последующих типа заданий направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. В этих упражнениях при помощи наглядных моделей (схем, чертежей, планов) обозначаются пространственные отношения между предметами или их частями. Выполняя предложенные задания, дети учились:

а) анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения, именно на этом умении основывается процесс изучения предмета или явления с помощью модели. Для этого я использовала игры «Сложи картинку», «Пирамидки». В данной игре с помощью модели обозначены пространственные отношения между частями предмета, анализируя которые, дети верно собирали пирамидку.

б) схематически изображать различные предметы, абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета. Для этого я использовала во всех возрастных группах игру «Нарисуй картинку палочками», где перед детьми ставилась задача выложить с помощью палочек предметы, которые они видят на картинке. В данной ситуации детям требовалось проанализировать картинку и выделить только те качества и свойства, которые необходимы для изображения данного предмета с помощью палочек, в частности форму предмета.

в) сравнивать рисунок и чертеж (схему) предмета. Для этого я использовала игру «Разные дома», в которой детям предлагала найти среди ряда однотипных на первый взгляд домов те, которые соответствуют схеме.

г) ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана, схемы. Для этого я использовала такие игры как «Кукла Маша купила мебель», «Куда спрятался жучок?», «Как пройти к зайке» и т. д.

Таким образом, выполнение данных заданий позволило детям понять связи между моделями и представленными в них объектами (предметами и пространственными ситуациями, учитывать эту связь и использовать ее в собственных действиях.

Последнюю, особую группу представляют задания, в которых обозначение предметов при помощи заместителей (знаков и символов) и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют замещения и наглядного моделирования, но при решении задач на воображение - самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий.

Выполняя предложенные задания, дети учились:

а) представлять себе предметы по их схематическим изображениям - игры: «Какая игрушка», «Камушки на берегу».

б) создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов - игра «Что это такое?»

в) создавать схематические изображения предметов - игра «Волшебная мозаика»

г) создавать образы и ситуации на основе схематического изображения- игры «Волшебные картинки», «Перевертыши».

Таким образом: использование данной системы заданий позволило мне обучить детей действиям замещения и наглядного моделирования, что способствовало развитию умственных способностей дошкольников, и параллельно позволяло мне применять метод моделирования для решения образовательных задач в таких областях, как:

- Познавательное развитие, где использование моделей позволяет проследить логику развития познавательных способностей ребенка; способствует расширению и углублению представлений детей о природе, их систематизации и обогащению.

- Речевое развитие (обучение грамоте) – с помощью моделей формирую у детей общую ориентировку в звуковой системе языка, обучаю звуковому анализу слова с использованием наглядной модели звукового состава слова.

- Художественно-эстетическое – для развития изобразительных способностей детей использую модели: модель последовательности восприятия или изображения предмета, предметно-схематическую модель композиции рисунка, модель составления новых оттенков и цветов, алгоритм «Последовательность рассматривания картины», пооперационные карты.

Алгоритм работы с моделью, схемой

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

Например, обозначения:

- цвета

- формы

- величины

- действия

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Дети имеют возможность выбрать объект, который заинтересовал их и самостоятельно определить порядок своей работы.

В ходе своей деятельности разработала рекомендации по введению моделей в образовательный процесс:

1. Введение модели в обиход дошкольника осуществляется при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета (после или во время наблюдений, экскурсий, исследовательских действий).

2. Прежде чем использовать модель, нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

3. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности.

4. Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни.

Таким образом, наглядное моделирование является важным учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные и развивающие цели и задачи, где требуется материализация абстрактных понятий, рефлексия собственных учебных действий, выделение существенного и обобщение изучаемого материала, формирование представления о структуре, взаимосвязях и отношениях сложных явлений или процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами как универсальное средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста

В данной статье рассматривается техника конструирования из бумаги – оригами, раскрывается актуальность ее использования в ДОУ, ее значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»

Оригами хорошая технология, которая способствует у детей развитию речи, творческих способнотей, активизирует мыслительные процессы....

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"

Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...

Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...