Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации вновь пришедших детей»
консультация

Бегунова Анастасия Валерьевна

 

Начну наше общение с небольшого игрового упражнения «Продолжи фразу»

Продолжите две фразы с точки зрения ребенка, воспитателя и родителя.

 

«Проблемы, осложняющие процесс адаптации ребенка – это»

«Чтоб обеспечить успешную адаптацию, нужно»

Время на творческую работу, ответы, обсуждение, беседу.

 

Различают 4 степени адаптации:

1.    Легкая – к 20 дню пребывания в саду нормализуется...

2.    1-2 месяца …

3.    Более 2 месяцев до 6 месяцев – длительность и тяжесть всех проявлений …

4.    Сверхтяжелая  - более полугода…

Фазы:

1.    Острая или период дезадаптации

2.    Подострая – сама адаптация

3.    Фаза компенсации или адаптированность

  

Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет: делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_nsp_2019.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Начну наше общение с небольшого игрового упражнения «Продолжи фразу»

Продолжите две фразы с точки зрения ребенка, воспитателя и родителя.

«Проблемы, осложняющие процесс адаптации ребенка – это»

«Чтоб обеспечить успешную адаптацию, нужно»

Время на творческую работу, ответы, обсуждение, беседу.

Различают 4 степени адаптации:

  1. Легкая – к 20 дню пребывания в саду нормализуется...
  2. 1-2 месяца …
  3. Более 2 месяцев до 6 месяцев – длительность и тяжесть всех проявлений …
  4. Сверхтяжелая  - более полугода…

Фазы:

  1. Острая или период дезадаптации
  2. Подострая – сама адаптация
  3. Фаза компенсации или адаптированность

   

Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет: делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействие ДОУ и семьи в период адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу. 
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. 
Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству, в плане единых подходов в воспитании ребёнка. 
Задачами этой работы являются следующие параметры:
1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка. 
3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру. 
4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам: 
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействия с родителями;
-доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско – родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу , на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОО; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом. 
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий. 
В нашем детском саду используются следующие формы работы с семьей в адаптационный период:
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-наглядные формы педагогической пропаганды;
-консультации;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода; 

До поступления детей в детский сад проводится родительское собрание, на котором родителям представляют ДОО, показывают группу для детей. Основная цель данного собрания – активизировать заинтересованность родителей будущих воспитанников в дальнейшем сотрудничестве. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно. Также родителям сообщают об особенностях начала посещения ребенком детского сада (адаптации), вручают памятки “Ребенок раннего возраста и детский сад.

На собрании родителям предлагают обратиться на индивидуальные консультации к педагогу-психологу.

1 месяц:

2 месяц:

3 месяц:

-"Познай себя как родитель" 
-Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения 
-Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду
-Значение режима для воспитания
-Гигиенические требования к одежде ребенка 
-Анкетирование
-Тест "Я и мой ребенок"

-"Здоровый ребенок"
-Профилактика простудных заболеваний
-Система оздоровления
-Закаливание в семье
-Нетрадиционные формы оздоровления ;точечный массаж, чесночный настой, заваривание чая из лечебных трав 
-Питание - залог здоровья

-"Общение родителей и детей" 
-Игры и развлечения
-Как организовать игровой уголок дома
-Какие игрушки покупать малышу
-Организация прогулок с детьми 
-Любовь к книге
-Детская библиотека в семье

Разрабатывается перспективный план по работе с родителями в адаптационный период, который помогает им в работе. Эта работа позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада.  Примерный план работы с родителями

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при проектировании системы взаимодействий ДОУ и семьи. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. 
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики, особенно это важно в период, когда родители впервые приводят малыша в детское учреждение. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. 
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие отношений «Ребёнок-педагог – родитель». 


В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей: 
1.
Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками. 
2
. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается. 
3.
Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи

4.Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологом организует диагностическую

Затем составляют карту индивидуального сопровождения ребёнка. Индивидуальная работа с детьми – важнейшее условие их успешной адаптации к ДОО. Необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов определяется следующими факторами:

  • различен опыт отрыва от матери;
  • не одинаков уровень тренированности нервных процессов;
  • отличается социальное окружение по его составу, количеству, длительности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов;
  • по-разному организовано воспитание в семье, режим дня, занятия, формы поощрения и порицания;
  • отличия по типу нервной системы;
  • отличия по темпу как психического развития в целом, так и их отдельных сторон.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Данный опыт работы поможет воспитателям групп раннего возраста спланировать свою работу по оказанию помощи семьям воспитанников в адаптационный период,руководители ДОУ могут воспользоваться всеми пред...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого перио...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка в условиях ДОУ.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся ж...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление фу...

Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребёнка третьего года жизни в условиях ДОУ.

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс с...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации вновь пришедших детей»

Материал для воспитателей ДОО по взаимодействию детского сада с семёй в период адаптации ребёнка к детскому саду....