Игры на самооценку
картотека (старшая группа)

Бордовская Елена Николаевна

развитие и коррекция самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_i_korrektsiyu_samootsenki.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие и коррекцию самооценки

Рекомендуемый возраст детей: от 5-ти лет.

Эхо


Цель: помочь ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать себя его частью и таким образом повысить самооценку.
Ход игры. Расскажите детям про эхо, где его можно услышать, и предложите самим его изобразить. Разделите детей на две группы. Одна будет путешествовать по горным тропам и издавать разные звуки, например: «ау-у-у-у», «э-ге-е-ей», «др-р-р». Детям из второй группы предложите изображать эхо. Пусть они спрячутся в разных местах и хором повторяют услышанные звуки путников. Объясните детям, что эхо должно звучать по команде ведущего. Помогайте им выдерживать паузы после звуков первой команды и подавайте сигнал каждый раз другому игроку. Следите за тем, чтобы эхо воспроизводило звуки точно, если они окажутся не синхронными, то это не беда.
Первой команде помогайте выбирать маршрут для путешествия и при необходимости подсказывайте звуки.

Путешествие гусеницы


Цель: сформировать у детей доверие к партнерам, умение координировать свои действия с другими и повысить уверенность в себе.

Ход игры. Предложите детям превратиться в большую гусеницу. Поставьте их друг за другом и попросите положить руки на плечи стоящего впереди. Между ребятами вставьте по воздушному шарику. Объясните им, что нужно поддерживать шарики спиной и животом, а руками до них дотрагиваться нельзя. Первому в ряду участнику предложите удерживать шар вытянутыми перед собой руками. Объявите, что гусеница готова и отправляется в путешествие, объясните детям маршрут.

Кто надует самый большой шар?


Цель: создать для всех участников равные условия, в которых победителем может оказаться каждый, в том числе дети с заниженной самооценкой, что позволит им почувствовать уверенность.
Ход игры. Раздайте всем детям по воздушному шару и предложите их надуть. Победителем оказывается тот, у кого получился самый большой шар. Если у нескольких ребят шары одинакового размера, то можно предложить им подкинуть ладонью шар вверх. У кого он взлетит выше – тот и победитель.

Театральные артисты

Цель игры: уменьшить мышечное напряжение, устранить усталость, расслабить мышцы лица – это помогает снизить уровень тревожности и способствует выработке адекватной самооценки.
Ход игры. Взрослый предлагает детям побыть артистами и поиграть в театр, объясняет, что сам будет в это время фотографом. По его просьбе дети изображают мимикой и жестами разных героев сказок и мультфильмов: хитрую Лису, Зайчишку-трусишку, злую Бабу Ягу, зубастого Серого волка и др. Каждый раз фотограф после задания помогает детям подготовиться к съемке словами «Внимание, приготовились!», «Все замерли!», «Внимание, снимаю!», «Все молодцы, хорошо постарались!» и т. д. Отметьте особенно отличившихся детей и обратите внимание на наиболее тревожных – прокомментируйте их действия и похвалите. После этого скажите, что они молодцы, что тяжелый актерский день окончен и можно немного расслабиться, и посидеть в тишине.

Я тебе подарю...

Цель игры: повысить самооценку детей..
Ход игры. Поставьте детей парами и предложите им взяться за руки и подумать, что каждый из них хотел бы подарить другому. Затем посадите детей за столы и раздайте бумагу, фломастеры и карандаши. Попросите их нарисовать друг для друга подарок и рассказать, почему они выбрали именно его, а затем – подарить.

Слушаем звуки

Цель: научить ребенка прислушиваться к окружающим звукам и обсуждать услышанное для повышения самооценки.

Ход игры. Посидите рядом с ребенком в спокойной обстановке, предложите закрыть глаза и прислушаться к звукам с улицы. Спросите у ребенка, что он слышит (машинный шум, пение птиц, детские голоса), и задайте уточняющие вопросы (какая машина проехала, какая птица поет, чей голос слышен). Проявляйте доброжелательность, чтобы ребенок мог сосредоточиться на звуках, свободно рассказывать и отвечать.

Другой ритм


Цель игры: помочь детям избавиться от излишнего напряжения и подстроиться к общему ритму работы.
Ход игры. Взрослый для привлечения внимания детей ритмично хлопает ладонями и громко в такт считает: раз, два, три... Дети тоже начинают хлопать в ладоши и считать вслух. Постепенно взрослый замедляет ритм хлопков и считает все тише и тише. Дети подстраиваются к нему и постепенно успокаиваются.

Танцы

Цель: снять излишнее напряжение, научить ребенка свободно двигаться и помочь ему почувствовать себя увереннее.
Ход игры. Подберите заранее музыку для игры с разным ритмом и настроением. Научите ребенка включать и выключать музыку. Предложите ему послушать несколько мелодий и выбрать одну для танцев. Потанцуйте вместе с ним, покажите несколько простых танцевальных движений. Затем пусть ребенок включит другую мелодию, и вы потанцуете с ним в другом ритме. Завершайте игру под медленную спокойную музыку.

Волшебные очки


Цель игры: научить замечать в других и в себе положительные качества для повышения самооценки.
Ход игры. Покажите детям очки и расскажите, что они волшебные. Если их надеть, то сразу увидишь в человеке много хорошего, даже то, что он старается не показывать. Примерьте очки и поделитесь, какими вы всех видите красивыми, умными, веселыми! Подойдите к каждому ребенку и скажите о нем хорошее: «Витя хорошо рисует», «У Кати красивая коса», «Олеся знает много загадок» и т. д. Затем предложите детям примерить очки и рассказать о достоинствах других. Описание качеств у ребят могут повторяться, но желательно помочь им находить новые достоинства в товарищах.

Дети с адекватной самооценкой имеют реалистичный уровень притязаний. Они уверены в своих силах, проявляют настойчивость в достижении цели, в меру критичны, и поэтому их поведение эффективно и по мере роста и взросления они приобретают опыт успешности.

Угадай песенку


Цель: развить у ребенка слух, научить высказывать свое мнение и повысить самооценку.
Ход игры. Для игры используйте записи детских песен, которые ребенок часто слушал и знает. Включайте отрывки из них в новом порядке и предложите угадать, что это за песенка и из какого она мультфильма. Создайте доверительную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, смог сконцентрироваться на музыке и не боялся высказываться.

Портрет победителя

Цель: повысить самооценку ребенка.
Ход игры. Раздайте детям листы бумаги, краски или фломастеры и предложите каждому нарисовать себя победителем. Рисунки можно использовать для выставки, чтобы дети увидели все.

Штангист


Цель: выявить самооценку ребенка и способствовать при необходимости ее повышению.
Ход игры. Нарисуйте на большом листе бумаги штангиста и три штанги разного размера. На концах каждой из них приклейте кармашки и вложите в них листочки с заданиями. Маленькая штанга предназначена для легких заданий, а самая большая – для наиболее сложных. Задания подготовьте разнообразные: решение математических задач, отгадывание загадок, сравнительный анализ психологических историй, подбор рифм и другое. Объясните детям, что задания различаются по «весу», и предоставьте возможность выбирать их самим. За выполнение каждого задания ставьте ребенку баллы (от 1 до 5 в зависимости от сложности). Побеждает в игре тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

Зеркало


Цель игры: способствовать раскрепощению и открытому проявлению мимики и жестов для выражения своего отношения к кому-либо, что помогает повысить активность пассивных и неуверенных в себе детей.
Ход игры. Участники игры (взрослые и дети) садятся парами, лицом друг к другу и договариваются, кто из них изображает знакомого персонажа, а кто является «зеркалом» – повторяет мимику и жесты и отгадывает имя персонажа. В дружелюбной атмосфере дети начинают более свободно себя проявлять и выражают свои эмоции по отношению к изображаемому объекту. При этом они могут увидеть свои действия со стороны – «в зеркале».

Это Я!


Цель: выявить самооценку ребенка и способствовать ее повышению.
Ход игры. Предложите ребенку на одном листе бумаги нарисовать фломастерами или цветными карандашами себя настоящим – какой есть, а на другом – таким, каким бы ему хотелось быть. Оцените рисунки.
1. Образы на рисунках совпадают – значит, ребенок собой удовлетворен.
2. Если первый ярче и крупнее, чем второй, то у ребенка завышенная самооценка.
3. Рисунки имеют незначительные отличия – значит, ребенок доволен собой и видит перспективы для дальнейшего развития, хочет быть лучше.
4. Если первый рисунок ничем не примечателен, а второй – более яркий и выразительный, значит, у ребенка самооценка занижена.
Вместе обсудите, чем отличаются рисунки, что нужно сделать, чтобы соответствовать желаемому образу, что может этому помешать.

Я желаю...


Цель: научить детей высказываться вслух и повысить самооценку.
Ход игры. Посадите детей в круг на стульчики и предложите каждому по очереди сказать другим пожелания от чистого сердца.

Мой хороший поступок


Цель: повысить самооценку детей.
Ход игры. Посадите детей на стульчики в круг. Предложите каждому из них по очереди рассказать о хорошем поступке, который он совершил. В заключение похвалите всех и скажите, что они молодцы!

Имя


Цель: выявить и скорректировать самооценку ребенка.
Ход игры. Предложите детям придумать для себя любое имя или оставить свое. Спросите каждого о том, как бы он хотел, чтобы его называли и почему именно так. По рассказу ребенка можно понять, удовлетворен ли он собой или хочет стать лучше. Предложите произнести свое имя разными голосами – радостным, сердитым, шепчущим, громким и др.

Кто лучше похвалится?

Цель: научить детей высказываться и находить достоинства в другом, чтобы скорректировать свою самооценку.
Ход игры. Посадите детей в круг на стульчики, предложите поучаствовать в конкурсе хвастунов и объясните условия. Расскажите, как приятно иметь самого хорошего соседа. Посоветуйте детям посмотреть внимательно на сидящего справа и подумать, чем он хорош (что умеет, какие хорошие поступки делает, чем привлекателен). Напомните детям, что это конкурс и нужно найти в соседе как можно больше достоинств, чтобы похвалиться лучше всех. Дети могут проявить фантазию и называть придуманные качества партнера по игре или назвать не слишком значимые. Важно, чтобы все обратили внимание на них и положительно оценили. Предоставьте детям возможность самим выбрать победителя, а при необходимости выразите свое мнение. Победителю хвастунов можно вручить символический приз – нарисованную медаль или значок.

Художники(от 4 лет)


Цель: освобождение от негативных эмоций и страха для повышения уверенности в себе.
Ход игры. Раздайте детям по большому листу бумаги и краски. Предложите им порисовать, но не кистью, а пальчиками, ладошками, можно даже локтями и носом. Объясните, что тематика рисунка может быть любой – сказочные звери, инопланетяне, опадающие листья, фантастические цветы. В ходе занятия дети раскрепощаются, получают ощущение свободы и радость. После него детей нужно отмыть. Рисунки можно использовать для психологического анализа.

Художники-гримеры(от 4 лет)


Цель: предоставить ребенку свободу для освобождения от комплексов и повышения уверенности в себе.
Ход игры. Раздайте участникам игры тюбики с помадой и предложите разукрасить друг друга. Объясните, что у любого игрока можно разрисовывать не только лицо, но и другие открытые части тела, что необходимо и другим позволять себя разукрашивать. Посмотрите на результаты своего творчества, посмейтесь и отправляйтесь отмываться.
Примечание. В эту игру можно играть всей семьей, и детям, и взрослым, что поможет выяснить взаимоотношения между участниками и улучшить их.

Соломинка


Цель: научить детей доверять своим партнерам и скорректировать самооценку.
Ход игры. В игре участвуют не менее 6-ти человек. Предложите участникам (детям и взрослым) встать в круг и выберите того, кто будет соломинкой. Завяжите ему глаза и помогите занять место в центре круга. Ведущий дает команду: «Не поднимай ноги вверх и падай назад!» После этого дети в круге осторожно за плечи передают «соломинку» друг другу. Они поддерживают игрока с завязанными глазами и не позволяют ему упасть. Первым на роль соломинки лучше назначить более смелого ребенка, а затем можно поручить ее робким, нерешительным детям.

Используемая литература: 

Новиченкова Е.Ю. Кризисы детского возраста. Формируем здоровую самооценку. - Ростов н/Д, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение ребёнка в группе.

Человек мо жет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения).  Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта....

Консультация для педагогов САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ.

Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной сте...

Самооценка ребенка. Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку.

Самооценка ребенкаЧто такое самооценка?  Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о ...