ППк и его роль в ДОУ
консультация

Система комплексного сопровождения детей и ППк позволяют выявить проблемы развития ребенка на ранних этапах,  выработать стратегию помощи ребенку и его семье, для наиболее полного развития его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rol_ppk_dou.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Роль психолого-педагогического консилиума

в дошкольном образовательном учреждении.

Дошкольное образование является первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности.

Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое.

Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-педагогический консилиум ( далее ППк).

В образовательном учреждении психолого-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.

Цель консилиума – является обеспечение диагностико - коррекционного, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями  декомпенсации, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

ППк создается на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.

ППк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется  Законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. №27/901-6  «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника. Первым шагом управленца является создание документа, регламентирующего деятельность службы. Это «Положение о психолого-педагогическом консилиуме».

Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе его родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора между Учреждением  и родителями (законными представителями).

Участниками ППк являются: заместитель заведующего, педагог-психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели и другие педагоги.

Заместитель заведующего является председателем консилиума, организует деятельность ППк, а так же:

- информирует членов ППк о предстоящем заседании не позже чем за 14 дней до его проведения;

- организует подготовку и проведение заседания ППк;

- ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ППк о необходимости обсуждения проблемы ребенка;

- контролирует выполнение решений ППк;

- готовит необходимую документацию для проведения ППк, оформляет протоколы.

Регулярность проведения психолого-педагогического консилиума:

  • Консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в соответствии с планом (плановые – 4 раза в год по заявленной проблеме).
  • Внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в день проведения планового консилиума.

Вопросами плановых консилиумов могут быть такими:

1 младшие группы - проблемы адаптации к ДОУ;

Старшие группы – уровень развития, соответствие возрастной норме.

Подготовительные группы – готовность к школьному обучению.

Внеплановые (по запросу): индивидуальные особенности ребенка (поведение), адаптация в ДОУ, уровень развития.

Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения консилиума.

Проведение консилиума и реализация его решений состоит из нескольких этапов:

  • первый этап – подготовительный: проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке. Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка, по результатам обследования пишется справка/характеристика либо заключение, которое предоставляется на ППк;
  • второй этап – основной: проводится заседание консилиума, где обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. Все рекомендуемые меры будут определять основное содержание индивидуального сопровождения ребенка.
  • третий этап -  контролирующий: члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Вопрос о выполнении рекомендаций консилиума, динамика развития воспитанника может быть рассмотрен на педагогическом совете, на совещании при заведующей, на методических объединениях педагогов. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальной программе развития ребенка.

Обследованию на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы:

  • не нарушающие их права на конфиденциальность;
  • формируются доступным и понятным педагогу и медику языком.

Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству.

По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.

КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ

Воспитатель предоставляет на консилиум:

- результаты своих собственных наблюдений и бесед с родителями и педагогами дополнительного образования;

- педагогическую характеристику результативности воспитательно-образовательной деятельности (усвоение ЗУН), а так же поведения конкретных детей и группы в целом;

Давая характеристику дошкольнику, воспитатель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Педагог-психолог, учитель – логопед, учитель - дефектолог представляют на консилиум:

- результаты наблюдений (занятия, режимные моменты, игровая деятельность, сформированность умений и навыков);

- результаты экспертных опросов педагогов и родителей (сбор анамнеза, поведение в группе, развитие с психологической точки зрения;

- результаты обследования самих детей.

Опрос педагогов дополнительного образования осуществляется при организационной и административной поддержке заместителя заведующего и содержательной помощи психолога.

Заместитель заведующего:

- собирает информацию о тех детях, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
- разрабатывает схему проведения консилиума.

Примерный порядок работы консилиума

в рамках обсуждения одного случая:

Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагогов – специалистов, воспитателей – то обсуждение конкретного случая начинается  с заслушивания их информации.

Если все участники консилиума относят данного ребенка к числу наиболее проблемных, либо на консилиум выносится общий вопрос развития детей определенной возрастной категории, правильнее начать обсуждение с педагога.

Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы-заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-педагогического состояния дошкольника.

Результатом работы ППк является разработка стратегии помощи конкретному ребенку.

Участники консилиума оговаривают:

  • какого рода помощь требуется ребенку или группе детей (например: направить на консультацию на областную ПМПК);
  • какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;
  • какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
  • какую работу могут взять на себя участники консилиума;
  • какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;
  • что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне ДОУ.

Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, дополнительными - педагогами, осуществляется социально-диспетчерская деятельность.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию (ПМПК), пишется коллегиальное заключение.

- Коллегиальное заключение  ППк содержит общую характеристику структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Копия коллегиального заключения ППк выдается родителям (законным представителям) воспитанника на руки или направляется по почте.

- Коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

- Изменение условий воспитания и развития ребенка (в рамках возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ППк или ПМПК в зависимости от выявленных проблем у ребенка.

Психолого-педагогический консилиум является подразделением психолого-педагогической службы и позволяет:

  • объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и полноценном развитии детей;
  • составить программу индивидуального развития ребенка;
  • распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.

Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ППк позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

Консультацию подготовила

учитель – дефектолог Пучко С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ      Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко  Большинство воспитателей понимают, как важно приви...

"Роль отца в семье и его роль в воспитании детей"

В докладе описаны примеры, которые помогают в воспитании детей мужества и умения преодолевать трудности....

Консультация для воспитателей «Воспитательная роль русского народного творчества в развитии творческого потенциала малышей и его роль в социализации детей. Использование малых фольклорных форм»

В современной практике дошкольного образования  и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ

Большинство воспитателей понимают, как важно прививать дошкольнику любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, песню. И стремятся к тому, чтобы песни, музыкальные игры, хороводы в...

«Роль воспитателя и роль детей в подвижной игре во 2 младшей группе»

Рекомендации для педагогов о ценности подвижных игр, правильном и умелом поведение в них....