Картотека игр на развитие мелкой моторики рук с применением нетрадиционного материала с детьми младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Гаврилова Мария Вячеславовна

В данном методическом комплекте представлена картотека игр, способствующая формированию и развитию мелкой моторики рук с применением нетрадиционного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatiz_obr_kpr.docx237.02 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Факультет среднего профессионального образования

Предметно-цикловая комиссия профессионального цикла по специальности Дошкольное образование

КУРСОВА РАБОТА

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ : ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ

Автор работы _________________________________________

Специальность 44.01.01 Дошкольное образование

Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент ______________________________

Оценка _____________________

 

Саранск 2020

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

3

1 Теоретические основы исследования информатизации образования в России..………………………………..…………..……………….…………….

5

1.1 Понятие об информатизации образования в научной литературе………………………………………………………………………...

5

1.2 Основные этапы информатизации образования в России………….

9

2 Методические основы исследования информатизации образования в России……………………….................................................................................

17

2.1 Технологии информатизации образования ……...………………….

17

2.2 Проблемы информатизации образовательных учреждений ……....

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………...

19

25

27

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране активно проводится модернизация социальной, политической и экономической сфер жизни общества. Сегодня от способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к новым условиям труда зависит конкурентоспособность личности. В связи с этим, особую актуальность приобретает процесс информатизации в образовании. Развитие информационных технологий качественно влияет на воспроизводство человеческого капитала и, таким образом, формирует основу современного общества. Процесс информатизации не нов, но обладает существенной динамикой развития, и поэтому нуждается в постоянном совершенствовании. Тенденцией в информатизации образования является нацеленность на достижение успеха ценой собственных усилий, собственной активности. Такой подход к изучению личности помогает рассмотреть в новом аспекте факторы, влияющие на формирование и развитие познавательного интереса ребенка. Суммирование организационно-педагогических условий, воздействующих на развитие творческой личности, способствует гуманизации образования в «обновленной» обучающей среде, обеспечивающей многомерность и многоцельность образовательного процесса. Понятие «обновленная» обучающая среда обозначает использование новых информационных технических средств.

Вопросам информатизации образования отводилось внимание таких ученых, как Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Лапчик М. П., Роберт И. В., Макарова О. Б.  и другие.

В области информатизации общего образования достигнуты значительные успехи. Тем не менее, нужно признать, что по ряду направлений результаты, заявленные в концепциях, достигнуты лишь частично. В связи с этим, изучение данного процесса, исследование проблем и поиск решений являются актуальными и составляют тему
нашего исследования.

Объект исследования: информатизация образования в России.

Предмет исследования: процесс процесс информатизации образования в России.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать этапы становления информатизации образования в России, разработать методические рекомендации по использованию ИКТ в образовательном процессе.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

− провести анализ научной литературы по проблеме информатизации образования в России;

−  раскрыть основные этапы информатизации образования в России;

– определить технологии информатизации образования;

− выявить проблемы информатизации оборазования в Росии и обозначить пути их решения;

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические – анализ психологической, педагогической литературы по теме исследования; анализ и синтез, сравнение и сопоставление.

Структура курсовой. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

1 Теоретические основы исследования информатизации образования в России

  1.  Понятие об информатизации образования в научной литературе

Информатизация является одним из основных этапов модернизации современного образования. Это вполне обосновано, ведь новые информационные технологии уверено проникают во все сферы жизни, география их применения стала гораздо разнообразнее. Сегодня специалисты, обладающие знаниями в области информационно – коммуникационых технологий (далее – ИКТ), пользуются спросом на рынке труда. В связи с этим, существует необходимость «повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечение доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве» [10].

В Концепции информатизации сферы образования РФ дано следующее определение информатизации: «Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России» [1].

Информатизация образования – это процесс изменения его содержания, методов и организационных форм, направленный на достижение нового качества образования на основе применения информационных технологий. Она должна помочь решению двух основных задач школы: образование – для всех, и новое качество образования – каждому [19].

Информатизация образования – это процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационно – коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого – педагогических целей обучения и воспитания и используемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях. Этот процесс определяет:

1. совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно–методических материалов, а также коммуникационных сетей;

2. совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

3. создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации [12].

Использование информационных технологий позволяет резко усилить интеллектуальные возможности человека и активизировать творческий потенциал, передавая компьютеру выполнение некоторых видов работ. Процессы информатизации играют ведущую роль в формировании информационного общества. Основу такого общества составляют идеи, интеллект, знания [2].

Использование информационных технологий в образовательном процессе, безусловно, имеет ряд преимуществ. Приведем некоторые из них. Система образования становится более гибкой и быстрее реагирует на изменения в современной быстроменяющейся обстановке. Новые методы организации учебного материала повышают эффективность его использования.

Внедрение информационных технологий позволяет сделать учебный процесс более индивидуализированным, следовательно, более эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в сети Интернет повышает мотивацию к учебе, ее результативность. Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, учеников и родителей.

Порой складывается впечатление, что информационные технологии привносят в образовательный процесс только положительные моменты. Конечно, в большинстве случаев это так, но у любой медали – две стороны. Обе эти стороны необходимо знать и учитывать в работе каждому педагогу.

Процесс информатизации образования условно можно разделить на несколько составляющих:

– оснащение учреждений образования современной компьютерной техникой и программным обеспечением, мультимедийным и телекоммуникационным оборудованием;

–   построение информационного пространства;

– формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса [13].

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Легче всего реализуется первое направление. В последние годы в рамках модернизации образования на оснащение учебных заведений выделялись огромные средства. На рынке нет проблем с приобретением новой техники, будь то современный компьютер, интерактивная доска или оборудование для проведения видео-конференцсвязи. С программным обеспечением дело обстоит аналогично. Уже сегодня мы имеем возможность использовать как платное, так и свободно распространяемое программное обеспечение. В сети Интернет существует множество ресурсов, которые позволяют наполнить медийным содержанием любой урок. Причем можно использовать как готовый вариант, так и адаптированный под конкретные задачи. Аналогично обстоит ситуация и со средствами контроля обучения.

Говоря об оснащении учебных заведений компьютерной и мультимедийной техникой, не стоит забывать о проблеме, связанной с обслуживанием и ремонтом данного оборудования. В школах, например, эта обязанность возложена на учителя информатики, который не всегда может своими силами починить вышедшую из строя технику. Да и финансирование на ремонт есть далеко не всегда. Это приводит к тому, что зачастую дорогостоящее оборудование не используется.

Направление, связанное с построением информационного пространства тоже решается. Практически не осталось учреждений образования не имеющих свою локальную сеть. Стремление построить открытое образовательное пространство, обеспечить доступность образовательных услуг ведет к построению системы дистанционного образования.

Очевидно, под информационным пространством уже понимается не только средство доступа к необходимой информации, но и набор интеллектуальных сервисов. И все же стоит отметить, что во многих учебных заведениях с развитой информационной инфраструктурой персонал и обучающиеся не удовлетворены качеством данных, находящихся в сети. Зачастую в сети в избытке хранится ненужная и не актуальная информация, зато ощущается дефицит необходимой. Кроме того, многие пользователи не имеют представления о том, какие ресурсы и сервисы им доступны, как ими пользоваться или просто не имеют такой возможности. Для примера можно привести доступ к ресурсам ВУЗа из студенческих общежитий.

Подробнее хотелось бы остановиться на процессе формирования информационной культуры (грамотности) и ИКТ-компетентности. Под информационной культурой понимаются знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности [4].

ИКТ–компетентность это понятие более широкое и включает в себя не только базовые знания и умения по использованию различных информационных инструментов, но и эффективное применение в педагогической деятельности. Таким образом, формирование ИКТ–компетентности является одной из важнейших задач педагогического образования. Не владение ИКТ–технологиями рассматривается сейчас как признак профессиональной непригодности педагога.

Одним из преимуществ информатизации образования называется индивидуализация обучения, собственная траектория. Но кроме преимуществ в этом есть и ряд недостатков. При использовании информационных технологий обезличивается учебный процесс, сводятся к минимуму социальные контакты, общение с преподавателем подменяется на диалог с машиной, что не позволяет формировать и формулировать мысли на профессиональном языке. Компьютеры пока еще не научились разговаривать с человеком на равных, этот диалог весьма ограничен [15].

Таким образом, под информатизацией образования понимается принято понимать процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс. Необходимо осознавать, что основными целями информатизации являются повышение эффективности образовательной деятельности на основе ИКТ и повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, согласно требованием современного информационного общества.


1.2 Основные этапы информатизации образования в России

Процесс информатизации в разных странах, в разных педагогических системах и разных сферах деятельности развивается неодинаково и характеризуется отсутствием синхронизации. Вместе с тем, проведенный ниже анализ позволяет сделать вывод, что информатизация образования происходит эволюционно со сменой этапов. Рассмотрим их.

В конце 70–х годов, с появлением ЭВМ в развитых странах Запада началось активное оснащение компьютерами образовательных учреждений. В ряде стран этот процесс стимулировался правительственными программами, наиболее крупной была Microelectronic Educational Program, реализованная в 1980 – 1985 гг. в Великобритании, она предусматривала оснащение школ, создание сети центров переподготовки кадров и отбора учебных программных средств.

В нашей стране освоение ЭВМ школьниками началось с 1959 – 60 учебного года, когда в средней школе №444 г. Москвы был создан экспериментальный класс для учащихся, желающих приобрести квалификацию лаборантов – вычислителей. С того времени факультативные курсы по вычислительной математике и программированию стали обычным явлением. До 1985 года общеобразовательная подготовка по информатике осуществлялась только в высших учебных заведениях. Для студентов, обучавшихся на физико-математических, инженерных и экономических факультетах, читались дисциплины «Алгоритмические языки и программирование», «Основы вычислительной техники и программирования» и аналогичные им (по программам Минвуза СССР) [12].

Инициаторами работ по изучению школьниками информатики в нашей стране были академики В. М. Глушков и А. П. Ершов. В широких масштабах компьютеризация образования в Российской Федерации началась в 1985 году, когда в школьную программу был введен учебный предмет «Основы информатики и вычислительной техники». Начались первые поставки компьютерной техники в образовательные учреждения. Страна была охвачена «безмашинным вариантом» преподавания учебного курса, но в это же время быстро стали возникать межшкольные компьютерные центры и началась массовая подготовка учителей в области алгоритмизации и программирования.

В течение нескольких лет было создано учебно – методическое обеспечение курса информатики в 10 – 11 классах (авторские коллективы под руководством А. П. Ершова, А. Л. Кушниренко, В. Ф. Шолоховича, В. А. Каймина и других). Были разработаны экспериментальные программы для младших школьников (Ю.А. Первин и др.), учащихся средней возрастной группы. В педагогических вузах началась подготовка учителей информатики, а в институтах повышения квалификации работников образования открылись кабинеты информатики, создавались центры по ремонту и обслуживанию школьной вычислительной техники.

На первом этапе развития информатизации высших учебных заведений ЭВМ использовалась в основном для выполнения различных практикумов (математического, физического профиля). Как правило, их содержание сводилось к построению математических моделей и их реализации на ЭВМ.

Оснащение образовательных учреждений компьютерами долгое время осуществлялось бессистемно, никаких стандартов по типам компьютерной техники ввести не удавалось. Несмотря на недостаточную оснащенность учебных заведений компьютерами, задача первого этапа – обеспечение общеобразовательной подготовки в области информатики и подготовки отдельных школьников по профессиям, связанным с вычислительной техникой; переподготовка учителей информатики; ознакомление всех педагогов с возможностями ЭВМ – в основном выполнена. На этом этапе достигнута одна из целей информатизации – приобретение профессионализма в овладении средствами информатики преподавателями и обучаемыми, которые постоянно использовали ЭВМ в своей деятельности [10].

Параллельно с компьютеризацией начался процесс автоматизации процесса обучения. В методологическом плане разработка и использование компьютерных средств в мире осуществлялось по двум направлениям: первое опиралось на идеи программированного обучения, второе - компьютерная поддержка различных сфер профессиональной деятельности.

В период с 1979 по 1990 г. в рамках научно– технических программ СССР и стран СЭВ, выполнена серия работ по внедрению компьютерных техноло-гий в практику учебных заведений разного уровня . В данный период разработаны: концепции использования компьютерных технологий обучения; комплекс инструментальных программных средств; авторские системы для разработки программ учебного назначения; прикладные программные средства поддержки учебных дисциплин.

На этом же этапе, вошел в употребление термин «новые информационные технологии» (НИТ), отличительным признаком которых является среда, в которой они реализуются и связанные с ней компоненты: технический; программно-технологический; организационно-методический и предметная область знаний. Наибольший интерес представляют три класса автоматизированных систем для обучения: информационные, моделирующие и обучающие1.

Задачей второго этапа информатизации (примерно до 1995 г.) было завершение организации обязательного изучения информатики с использованием компьютеров и широкое применение возможностей НИТ при изучении других школьных предметов. На данном этапе, компьютер рассматривается как инструмент обучения. В учебных заведениях началось использование АРМ – автоматизированных рабочих мест: директора, психолога, учителя, классного руководителя и др.

Неоднородное компьютерное обеспечение школ (разнотипная вычисли-тельная техника), разный уровень подготовки учителей информатики (инженеры, учителя математики, учителя физики и др.), использование разных подходов к преподаванию информатики поставили ряд высших учебных заведений в ситуацию необходимости введения вступительных экзаменов по информатике. Об этом свидетельствует множество публикаций с программой вступительных экзаменов по информатике того периода.

Третий этап информатизации образования характеризуется использованием мощных мультимедийных компьютеров и компьютерных телекоммуникаций, которые явились техническим фундаментом современного этапа. Быстро растет количество учебных мультимедийных изданий. К 1998 году Российской высшей школой выполнено более 60 мультимедиа разработок , они представлялись на крупнейших в мире международных выставках и конференциях.

К 1999 году наблюдается активное использование Internet в учебной, научной и методической деятельности в более ста вузах России . Популярностью пользуется WWW-сервер Министерства образования РФ «Информика», содер-жащий большой объем информации в базах данных: «Вузы России», «Норма-тивные и распорядительные документы Минобразования России», «Образова-тельные стандарты» и другие базы данных1. Открываются центры дистанцион-ного обучения. Однако работы в данном направлении носят, в основном, харак-тер перспективных проектов [11].

За рубежом исследования в области использования телекоммуникаций в образовании проводятся, начиная с 1983 г. Чаще всего они реализовывались в форме телекоммуникационных образовательных проектов, телеконференций.

Развитие телекоммуникационных сетей придало импульс развитию системы дистанционного обучения, способствовало интеграции образования России в единую мировую систему, обеспечению быстрого доступа к банкам данных, электронным журналам, энциклопедиям и другой информации в разных уголках мира.

К 2004 году распространение получают технологии, основанные на использовании интерактивного телевидения, компьютерных телекоммуникационных сетях (в том числе с использованием мультимедийной информации в интерактивном режиме). Развитие технологий дистанционного обучения изменяет структуру университетского образования, появляются: подразделения дистанционного образования в университетах; университеты дистанционного образования; консорциумы университетов; виртуальные университеты.

Развитие дистанционного обучения сопровождается выделением отдельных подразделений, специально занимающихся разработкой и предоставлением курсов дистанционного обучения. Такое подразделение обычно имеет своих администраторов, специально занимающихся организацией дистанционного образования, а также специфический учебно-вспомогательный и технический персонал. Оно может также иметь специальный профессорско-преподавательский состав, но может использовать и преподавателей роди-тельской структуры.

Радикальные изменения в институциональные формы университетского образования вносит развитие консорциумов университетов. Консорциум дистанционного обучения — это новая организационная форма в структуре университетского образования, которая развивается на основе современных телекоммуникационных технологий, консорциум может предоставлять как курсы высшей школы, так и аспирантские курсы, подготовительные курсы для абитуриентов, курсы повышения квалификации и так далее. Консорциум университетов дает возможность дистанционно получить степени и сертификаты тех университетов, которые входят в него.

Эта модель становится чрезвычайно актуальной для многих стран, поскольку позволяет объединить образовательные ресурсы множества традиционных университетов (например, Открытый Университет Австралии — консорциум восьми университетов). Фактически на базе консорциума в ходе его институционального оформления и развития возникает новая организационная структура в университетском образовании - телеуниверситет. Это объединение предполагает совместную работу ряда независимых университетов по интегрированным учебным планам. Телеуниверситет разрабатывает и доставляет курсы, присуждает степени, осуществляет выдачу дипломов и сертификатов, используя профессорско-преподавательский состав, аудитории и другие ресурсы традиционных университетов.

В последние годы на базе развития технологии использования телеконференций появилась новая модель университетского образования — виртуальные университеты. Подобные технологии позволяют обучаемым встречаться с преподавателями и между собой на любом расстоянии друг от друга. Подобная модель еще не реализована полностью (в данном случае существует проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования. Виртуальный университет не имеет учебных корпусов, он состоит из сотрудничающих групп администраторов, разработчиков курсов, преподавателей, технологов и обучающихся, которые разделены большими расстояниями, часто национальными границами, но которые вместе работают и интерактивно обучаются, ислользуя современные информационно-коммуникационные технологии.

К 2002 году в нашей стране получили признание учебные заведения, соответствующие отдельным вышеперечисленным моделям. Наиболее известные из них – это Современная Гуманитарная Академия и Институт Дистанционного Образования МЭСИ.

Актуальность информатизации образования подтверждается принятием Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной инфор-мационной среды (2001– 2005 годы)». В рамках реализации которой осуществ-ляется подготовка концепции электронных учебников, разрабатываются обра-зовательные порталы. Вместе с тем, применение информационных технологий на эмпирическом уровне не приводит к существенному повышению эффективности учебного процесса, несмотря на структуризацию рынка разработчиков электронных изданий, к их разработке слабо привлечены авторы традиционных учебных курсов. Единой концепции электронных изданий пока так и не существует. Из всего перечисленного можно сделать вывод, что если первый этап информатизации образования был централизованно управляемым со стороны Министерства образования, то в связи с социально-экономическими и политическими изменениями, повлиявшими и на образование, начиная с 1991 года, этап развития можно назвать региональным. Примерно с 1996 г. начался локальный этап информатизации образования, который ориентировался на местные возможности, придерживаясь при этом концепции информатизации конкретного учреждения.

Таким образом, процесс информатизации образования в России является эволюционным и характеризуется сменой этапов. Наблюдается формирование системы непрерывного образования в области информатики и информационных технологий, создание единого информационно –образовательного пространства с установлением стандартов на разных ступенях образования в области информатики, синтез новых и традиционных форм обучения, изменение роли преподавателя. На современном этапе средства информационно-коммуникационных технологий рассматриваются не только как предмет изучения или средство информационной поддержки обучения, но и как средство интеграции Российской системы образования в мировое образовательное пространство.

  1. Методические основы исследования информатизации образования в России

2.1 Проблемы информатизации образовательных учреждений

Сегодня уже общепризнанно, что  в перспективной системе образования  должны доминировать информационные компоненты.  Ведь система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде общества и практические умения использовать ее возможности, но также формировать у них новое мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизнедеятельности самого человека.

К важнейшим проблемам внедрения  информационно – коммуникационных технологий в образовательный процесс, сдерживающим, по мнению ряда авторов, модернизацию нашего образования, можно отнести также:

  • неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером;
  • большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений;
  • отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении;
  • слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным;
  • отсутствие рекомендаций по выбору того или иного оборудования для учебных заведений; часто школе дают не то, что ей нужно, а то, что могут дать. Это не позволяет выстроить грамотную и эффективную технологическую цепочку внедрения ИКТ в школе;
  • отсутствие специалистов, одинаково владеющих методикой преподавания, компьютерными и мультимедийными технологиями на уровне, позволяющем быть лидером в педагогическом коллективе; специалистов, способных увлечь коллектив на внедрение ИКТ в образовательный процесс, в жизнь школы;
  • отсутствие разветвленной системы подготовки и переподготовки учителей и заместителей директоров по информатизации образования; большинство учителей необходимо еще научить пользоваться компьютером на приемлемом уровне, а только потом переходить к обучению информационно-коммуникационным и мультимедийным технологиям, в которые включаются не только умение пользоваться самыми распространенными программами, но и сложным и дорогостоящим мультимедийным оборудованием;
  • непонимание руководством учебных заведений, да и руководителями более высокого ранга, целей и задач, стоящих перед современной школой в части ее компьютеризации и информатизации; упрощение сути информационной среды учебного заведения, желание руководителей учебных заведений быстрее отчитаться о создании информационного пространства, информационной среды без анализа эффективности ее работы;
  • практически полное отсутствие связи между научными организациями, занимающимися информатизацией образования, и самими учреждениями образования (школами, колледжами, вузами).

Наряду с подготовкой нового поколения педагогов не менее  важным является переаттестация уже  действующих педагогов. Причиной этого  является тот факт, что мировоззрение ныне действующих педагогов формировалось в то время, когда не только применение, но и само существование информационных технологий было известно довольно ограниченному кругу лиц.

Таким образом, в настоящее время учащиеся и студенты в области информатики более образованы, чем большинство преподавателей, которые, чтобы сохранить свой авторитет и привилегии стараются вместо повышения своей квалификации в этом направлении использовать различные демагогические приемы или методы прямого административного давления.

Существуют и другие проблемы информатизации образования, например, недостаточное  программное и методическое обеспечение, слабая материальная база и, конечно, совершенно недостаточное финансирование. Однако главной проблемой информатизации образования была, есть и будет психологическая несовместимость старого и нового поколения школьных (именно школьных) педагогов в области внедрения новых информационных технологий в учебный процесс в целом и особенно начальной школы.

2.2 Методические рекомендации по использованию ИКТ  в образовательном процессе

ИТ не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности педагогической деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по–новому организовать взаимодействие всех субъектов психологического процесса, построить систему, в которой и педагог, и ученик активные и равноправные участники деятельности. Благодаря ИТ значительно упростились процессы создания, хранения, переработки информации, эффективного представления ее детям. Несомненно, это мощный инструмент, позволяющий ускорить и автоматизировать работу педагога.

Благодаря компьютерным тестам можно автоматизировать обработку данных об успеваемости, таким образом сокращая время и давая возможность охватить большее число учеников.

Положительные стороны использования ИКТ в образовательном процессе представлены далее.

  1. Активизация психологической работы.
  2. Проведение педагогической работы на высоком техническом уровне.
  3. Обеспечение наглядности, большое количество дидактического материала.
  4. Повышение объема выполняемой работы.
  5. Увеличение дифференциации работы, индивидуализация.
  6. Расширение возможностей самостоятельной работы ученика.
  7. Обеспечение пользования различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами.
  8. Совершенствование содержания, методов и организационных форм работы педагога.

Компьютер помогает создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм учебного занятия.

Мультимедийные технологии обладают большим методическим потенциалом. Ученик, воспринимающий согласованный поток звуковых и зрительных образов, более сосредоточен на материале, он более заинтересован и легко внушаем – ведь он воспринимает воздействие не только информационное, но и эмоциональное [20, с. 246].

Педагоги и психологи знают, что дети учатся по-разному, и различают учебу и учебную деятельность. Если в обучении реализован принцип активности, то и само обучение, и развитие ребенка приобретают деятельностный характер. Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание учащихся, результаты этих процессов, находятся в прямой зависимости от качества процесса обучения.

Использование компьютерных технологий позволяет кардинально увеличить возможности, которые школы предоставляют учащимся. Современные информационные технологии позволяют гораздо более оперативно получить доступ к информационным ресурсам. Сами ресурсы стали гораздо более разнообразными – в них теперь входят, кроме печатных источников, еще и электронные носители информации.

У всех школ в настоящее время имеется выход во всемирную сеть Интернет. При помощи Сети возможности поиска становятся уже поистине безграничными [17, с. 62].

Образовательная деятельность с использованием ИКТ должна содержать в себе не только непосредственную работу ребенка с ноутбуком или компьютером, интерактивной доской, документ-камерой, системой голосования, но и собственную продуктивную деятельность.

Это может быть конструктивная, изобразительная, проективная и иная детская деятельность, направленная на оптимизацию воспитательно-образовательного процесса, активизацию детей, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия предложенного материала.

Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребенка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку.

Собственная продуктивная деятельность детей, согласованная по целям, задачам и тематическому содержанию с деятельностью на ноутбуке или компьютере проводится педагогом на занятии.

Ведущая роль отводится выбору используемого мультимедиа-продукта, так как именно в нем заложены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы образовательного процесса, их соответствие целям, задачам и программному содержанию.

Важность профессионального, грамотного подхода к этому вопросу обусловлена наличием в настоящее время большого количества компьютерных программ для детей, не отвечающих психолого-педагогическим требованиям.

Большая роль в организации педагогического процесса с использованием ИКТ отводится выбору развивающей предметно-пространственной среды. Для оптимального раскрытия широких возможностей информационных технологий в развитии детей важно использовать их вместе с занятиями и играми.

Комплексное использование ИКТ поможет сформировать у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, научит ребенка реальному созиданию, сохранит его от «ухода» в виртуальный компьютерный мир. Оптимальный результат достигается путем использования ведущих, традиционных средств и методов образовательной деятельности с активным внедрением эмоционально значимых приемов (проблемно-поисковые ситуации, игровые ситуации) [16, c. 94].

Заключительным этапом работы ребенка с информационными технологиями должно быть создание собственного продукта. Это может быть книга речевого детского творчества с картинками, напечатанный рисунок, открытка, плакат, листовка, составленный рассказ, иллюстрация к сказке, эскиз афиши. Результат детской деятельности должен быть продиктован желанием ребенка придумывать, созидать, воплощать.

Нужно более дифференцированно подходить к детям школьного возраста. Ведь школьник может быть и первоклассником, и десятиклассником, однако уровень знаний, личностное развитие, интересы и увлечения у них принципиально различны [15, с. 96].

Необходимо как можно активнее использовать в работе по патриотическому воспитанию современные информационные технологии – это как раз то, что активно интересует старшеклассников, что обязательно найдет у них живой эмоциональный отклик [23, c. 19].

Так, если анимация и рисование достаточно интересны и привлекательны для младших школьников, то ребята постарше, подросткового возраста, уже мало интересуются такими вещами. Можно посоветовать преподавателям-предметникам организовать для ребят старшего возраста серьезный конкурс по своим предметам, связанный с компьютерными технологиями – создать презентацию, снять анимационный фильм, написать простенькую игровую программу. Такой конкурс, особенно если он обеспечен материальной базой – призами, неизменно вызовет интерес у учащихся старших классов.

Очень эффективным способом заинтересовать старшеклассников может стать конкурс видеорепортажей на определенную тему. Сейчас практически все ученики старших классов имеют технические средства для видеосъемки и обладают первоначальными навыками компьютерного монтажа видеоряда.

Можно устроить голосование через Интернет, выложив ролики на Youtube или на любой другой видеохостинг, например, Вконтакте или Одноклассники. Подростки, которые активно общаются в соцсетях, подхватят идею такого конкурса с восторгом.

Одним словом, нужно отвечать на те вызовы, которые современность ставит перед образованием, не бояться нового и неизведанного. Без сомнения, такой подход не только принесет огромную пользу делу образовательного процесса, но и будет в значительной мере способствовать повышению популярности педагога у детей и подростков.

ИКТ могут быть использованы в следующих группах образовательных технологий [16, c. 42]:

1. Информационно-развивающие;

2. Деятельностные;

3. Развивающие;

4. Личностно-ориентированные;

5. Проектные и др.

Педагогический коллектив должен находиться в постоянном режиме поиска, преподаватели должны проводить выбор, разработку современных педагогических технологий, активно внедрять их в образовательный процесс школы.

Использование ИКТ необходимо в следующих педагогических технологиях:

  1. Основы модульной технологии обучения;
  2. Ролевые игры как технология самовоспитания;
  3. Личностно-ориентированная технология;
  4. Технология деятельностного подхода;
  5. Технология развития творческих способностей;
  6. Технология проблемного обучения;
  7. Технология организация самостоятельной работы;
  8. Технология коммуникативного обучения;
  9. Технология дифференцированного обучения;
  10. Технология коллективно-творческого дела;
  11. Технология проектной деятельности;
  12. Технология проблемного обучения;
  13. Технология интерактивного обучения;
  14. Технология контекстного обучения.

Использование указанных технологий развивает активность и самостоятельность школьника, который при их использовании ощущает себя субъектом образовательного процесса. Следовательно, повышается и качество получаемого образования.

Создание единого информационного образовательного пространства в процессе реализации современных педагогических технологий поможет совершенствованию качества образования. А это, в свою очередь, обеспечит выполнение требований ФГОС.

Благодаря ИТ значительно упростились процессы создания, хранения, переработки информации, эффективного представления ее детям. Несомненно, это мощный инструмент, позволяющий ускорить и автоматизировать работу педагога.

Заключение

Информатизация является одним из основных этапов модернизации современного образования. Это вполне обосновано, ведь новые информационные технологии уверено проникают во все сферы жизни, география их применения стала гораздо разнообразнее. Сегодня специалисты, обладающие знаниями в области информационно-коммуникационых технологий (далее – ИКТ), пользуются спросом на рынке труда. В связи с этим, существует необходимость «повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечение доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве».

В теоретической части исследования нам удалось обозначить определение информатизации образования. Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России. Так же нам удалось выявить этапы становления информатизации образования. Процесс информатизации образования в России является эволюционным и характеризуется сменой этапов. Наблюдается формирование системы непрерывного образования в области информатики и информационных технологий, создание единого информационно –образовательного пространства с установлением стандартов на разных ступенях образования в области информатики, синтез новых и традиционных форм обучения, изменение роли преподавателя.

В практической части исследования мы выявили основные проблемы информатизации образования, к которым отнесли: неготовность учителей к информатизации образования: как психологическая, так и по уровню владения персональным компьютером; большинство учителей не имеют представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений; отсутствие методических материалов по использованию ИКT в учебном заведении; слабая обеспеченность образовательных учреждений современным оборудованием, в том числе и мультимедийным и другие. Так же мы представили методические рекомендации, способствующие эффективному внедрению ИКТ  в образовательный процесс. Таким образом, цель работы, которая заключалась в выявлении, теоретическом обосновании этапов становления информатизации образования в России, достигнута.

Список использованных источников

  1. Акешова, М. М. К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане / М. М. Акешова, Р. А. Абдуллаева. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Т. 0. – Москва : Буки–Веди, 2014. – С. 217–218. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5058/ (дата обращения: 01.11.2020).
  2. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / А. П. Астахов. – Москва: Современная школа, 2016. – 928 с. – Текст : непосредственный.
  3. Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : материалы межрегионального научно-практического семинара, г. Саранск, 27 марта 2014 г. / редколлегия: Н. В. Кузнецова, Л. А. Янкина ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2014. – 198 с. – ISBN 978-5-8156-0669-2.
  4. Артеменко, О. Н. Педагогика : учебное пособие / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. – Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь, 2015. – 251 с. – URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=457136 (дата обращения: 05.03.2020). – ISBN 978-5-9296-0731-8. – Текст : электронный.
  5. Бердашкевич, А. П. Образовательные стандарты и непрерывное образование /А. П. Бердашкевич. – Текст : непосредственный. // Народное образование. – 2017. – №2 – С. 16 –18.
  6.  Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учеб. пособие / В. П. Беспалько. – Москва, 2016. – 194 с. – Текст : непосредственный.
  7. Ветлугинa, Н. А. Информационные технологии в образовании / Н. А. Ветлугинa. – Москва. : Просвещение, 2014. – 253 с. – Текст : непосредственный.
  8. Ветлугина, Н. А. Информатизация образования на современном этапе / Н. А. Ветлугина. – Текст : непосредственный. // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 35–45. – ISBN 450-654-67-0.
  9. Вернов, Г. А. Информационно – коммуникативные технологии в образовательном процессе / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2011. – 93 с. – Текст : непосредственный.
  10. Василькова, Т. А. Дошкольная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. А. Василькова. – Москва: ИЦ Академия, 2017. – 208 c. – Текст : непосредственный.
  11. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. –  Москва : Эксмо, 2015. – 215 с. – Текст : непосредственный.
  12. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. – Москва: ИЦ Академия, 2016. – 288 c. – Текст : непосредственный.
  13. Герасимов, Б. Н. Дошкольное образование: учебное пособие / Б. Н. Герасимов, Ю. В. Чуриков. – Москва: Вузовский учебник, 2018. – 64 c. – Текст : непосредственный.
  14. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – Москва : Сфера, 2002. – 128 с. – Текст : непосредственный.
  15. Зверева, Ю. С. Информатизация образования / Ю. С. Зверева. –  Текст : непосредственный // Молодой ученый. –  2016. –  № 6.3 (110.3). –  С. 23 – 26. –  URL: https://moluch.ru/archive/110/27234/ (дата обращения: 31.10.2020).
  16. Краснова, Т. И. Информатизация образования как способ повышения конкурентоспособности вуза / Т. И. Краснова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 793–795. – URL: https://moluch.ru/archive/87/16891/ (дата обращения: 01.11.2020).
  17. Колмакова, О. С. Значение информатизации для образовательного процесса / О. С. Колмакова. – Текст : непосредственный. // Педагогическое образование и наука. – 2014. – №5. – С. 6–10.
  18. Казакова, Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирования / Т. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова. – Москва : Сфера, 2009. – 128 с. – Текст : непосредственный.
  19. Мукумова, Д. И. Значение применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональном образовании / Д. И. Мукумова, С. Б. Ярова, Г. А. Жураева, Нигора Нуруллаева. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2016. – № 2 (7). – С. 58–59. –URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/850/ (дата обращения: 01.11.2020)
  20. Усольцева, И. В. Некоторые аспекты организации игровой деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов. / И. В. Усольцева – Текст : непосредственный. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2018. − № 12 – С. 123 – 129.
  21. Хадиева, Ф. И. Информатизация образования как инновационная педагогическая технология / Ф. И. Хадиева. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – Санкт-Петербург : Реноме, 2012. –С. 225–227. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2845/ (дата обращения: 31.10.2020).
  22. Рогва, Д. В. Вопросы информатизации образования/ Д. В. Рогова. – Текст : непосредственный. // Молодой учёный. – 2017. – №6 – С. 67 – 73.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть информацией, нужно превратить обучение в игру. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься ...

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар–практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»....

Методические рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» .

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»...

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

На данном практикуме родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы: пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, различные шнуровки, «сухие бассейны»- емкости, наполненные горо...

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

На данном практикуме родители знакомяться с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детскои саду так, и дома....

Статья. Статья на тему "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста" (возраст детей 3-4 года). Подготовила воспитатель Светлана Юрьевна Стома

Материал предназначен для воспитателей детских садов и родителей. В данной статье предлагаются игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и в детском саду и дома....