Конспект мастер-класса для педагогов на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
материал (младшая группа)

Варнакова Елена Витальевна

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок»

Конспект мастер-класса для педагогов ДОО

на тему «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» 

Подготовила: воспитатель Варнакова Е.В.

пгт. Пойковский 2020

Цель: дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения её на практике.

Задачи:

  • продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой;
  • создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
  • познакомить с определением понятия - детское экспериментирование;
  • раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс поможет научить взрослых развивать любознательность ребенка, стремление к маленьким «открытиям». Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а начинающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Материалы и оборудование: 7 маленьких стаканчиков, большой стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетки, бумажные салфетки, кусочки льда, соль.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ.

Ход мастер-класса

І. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность            познания окружающего мира дошкольниками.

Экспериментирование играет важную роль для психического развития детей. Доказательством того служат излюбленные игры с водой и песком: ребенок бесконечно может переливать воду, разливать её по разным емкостям, «ловить рыбу», пускать кораблики, рисовать песком.

 Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Мы можем сказать, что детское экспериментирование - это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский. 

Принципы, которые мы учитываем при экспериментировании:

  • научность;
  • доступность;
  • связь знаний и умений с жизнью;
  • последовательность. 

Содержание игр-экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей.

Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов: 

  • постановка проблемы, которую нужно решать; 
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось или нет);
  • формулирование выводов. 

ІI. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с водой, которые можно использовать в работе с детьми.

Опыт «Радуга»

Так как радуга состоит из 7 цветов я приготовила 7 стаканчиков. Но налила воды не в каждый стаканчик, а чередуя с пустыми: красный, синий, жёлтый, красный цвета. А т.к. в радуге 7 цветов, то как нам получить эти 7 цветов? Для этого нам понадобятся бумажные салфетки. Радуга у нас получится путём смешивания двух цветов. Один конец салфетки мы опускаем в первый стаканчик, другой во второй. И так проделываем с остальными стаканчиками. И будем наблюдать, что же у нас получится. Т.к. этот опыт у нас долгий, требует времени мы пока приступим к следующему опыту.

Опыт «Дождевые облака»

В стакан налейте воды на 2/3. Выдавите на неё пышные облака из пены. Затем капните пипеткой на пену в разных местах несколько капель красителя и ждите – из тучи скоро пойдёт дождик.

Теперь наблюдаем как краска просачивается сквозь облако и продолжает своё путешествие на дно стакана. Это происходит за счёт большой плотности.

С помощью этого опыта схематично можно показать и объяснить детям как идет дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю.

Опыт «Лёд и соль»

Спросите у детей, знают ли они, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают?

Давайте посмотрим, что при этом происходит.

Возьмите два кубика льда, положите на тарелку. Приготовьте крепкий солевой раствор и пипеткой капайте на них солевой раствор. Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками.

Соль будет плавить лёд, «пробуривая» в нём ходы.

Объяснение: когда натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лёд таять. Именно поэтому в гололёд улицы посыпают смесью песка и соли.

А теперь возвращаемся к первому опыту. Давайте посмотрим получилось ли у нас 7 цветов радуги. Как это получилось? Получилось путём смешивания двух цветов: при смешивании красного и жёлтого цветов получился оранжевый, жёлтого и синего – зелёный, синего и красного – фиолетовый. Очень красиво и ярко.

Уважаемые коллеги, вот такие опыты можно показать детям.

Рефлексия

Полезна ли была вам информация мастер-класса?

Появился ли у вас интерес к детскому экспериментированию?

Спасибо за внимание и участие в мастер-классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»...

Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование-основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" прошел в ноябре 2015 года после проведенного тематического ко...

Мастер – класс на тему «Детское экспериментирование – основа поисково- исследовательской деятельности дошкольников.

Представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность....

Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников»

Предоставление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар – практикумдля педагоговна тему: «Детское экспериментирование – основа  поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

МАСТЕР – КЛАСС Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Мастер - класс на тему: "Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников"

Мастер - класс на тему: "Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников"...