Психогимнастика в детском саду
материал (младшая группа)

Поварихина Юлия Владимировна


Душа ребенка в период дошкольного возраста чувствительная и уязвимая, поэтому в это время больше всего нужно лелеять ее, следить, чтобы сердце, воля и разум ребенка развивались гармонично.
Эмоции являются индикатором состояния и настроения ребенка, его отношения к окружающему миру и самому себе, а также — сами существенно влияют на поведение, умственную и двигательную деятельность. Чем меньше ребенок, тем больше он находится в плену эмоций. Ему трудно управлять своими чувствами, действиями, он подвержен импульсивному поведению.
Организуя жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении, мы создаем условия для предупреждения дискомфорта и проявлений его нервозности, обнаруживаем причины эмоциональных переживаний, тревоги, подбираем адекватные средства влияния.

  Эмоциональный дискомфорт вызывает определенные типы поведения дошкольников:

-Дети неуравновешенные, возбудимые, импульсивные (досадные эмоции часто дезорганизуют их деятельность. В конфликтных ситуациях со сверстниками наблюдаются бурные аффективные проявления: громкий плач, неуправляемые движения, вспышки гнева. Отрицательные эмоции обычно приводят к ссорам с другими детьми.)
-Дети, склонные к уединению, скованные (определенная закомплексованность приводит к заниженной самооценке, во избежание близких контактов, замедленной адаптации к детскому коллективу. Эмоциональный дискомфорт у этих детей вызван неуверенностью в себе, нежеланием посещать детский сад).
-Дети, имеющие различные страхи (чрезмерная пугливость порождает постоянную тревожность. Страх — всегда плохой помощник: он мешает правильно оценить ситуацию, помочь товарищу в игре или в реальной необходимости).
В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка нестабильная. В этот период дети начинают дифференцировать различные эмоциональные проявления и учатся управлять собственными эмоциями. В этом им помогают психогимнастические упражнения, игры, этюды, как методы нетрадиционного оздоровления.

Задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья, предотвращение эмоциональных расстройств у ребенка из-за снятия психического напряжения, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения личности.

Пантомимика — это выразительные движения всего тела человека или отдельных его частей, пластика тела. Пантомимика помогает человеку выделить главное, нарисовать образ. Жесты бывают описательными и психологическими. Первые помогают педагогу более образно толковать воспитанникам содержание излагаемого, вторые — направлены на показ внутреннего эмоционального состояния педагога, то есть они показывают его чувства.

 Зоопарк на прогулке (3-4 года)

Дети двигаются друг за другом по залу (желательно под музыку) как медвежата, как зайчики, крокодилы, жеребята, цапли, лягушки, лисички. Ведущий сначала показывает ход каждого, чтобы сверять, а затем может только называть его. Обратить внимание детей на особо выразительные движения различных животных.

 Доктор Айболит (4-5 лет)

Дети вспоминают, кого лечил Айболит (лисичку, которую укусила оса, зайчика, который не мог прыгать, бабочку с поломанным крылом, бегемотиков, у которых болели животики). На противоположных концах зала находятся «лес» и «больница». Все дети колонной идут из «леса» к врачу (хромают, держатся за животики, стонут, вскрикивают), а от него возвращаются в лес, весело подпрыгивая и радуясь своему выздоровлению. Игра повторяется три-четыре раза, чтобы каждый ребенок мог побывать в роли нескольких больных зверьков.

 Путешественники (5-6 лет)

Дети делятся на пары. У каждой пары есть один большой рюкзак (ведро, сумка, мешок). Дети решают его нести по очереди. И вот один идет налегке: подпрыгивает, собирает цветы, ловит бабочек, напевает, а второй — горбится под бременем: едва передвигает ноги, вытирает со лба пот, кряхтит. Он очень устал и садится отдохнуть. Это сразу замечает другой, сочувственно улыбается, говорит: «Ты теперь отдохни, а я понесу». Берет рюкзак. Игра продолжается.

Воспитателю, психологу необходимо поощрять не только артистическое исполнение ролей, но и проявление заботы, сострадания к друзьям, желание помочь.

 Добрая волшебница (5-6 лет)

Узнала Добрая Волшебница, что Колдун превратил хороших детей в злых чудовищ и решила одна пойти в лес и спасти их. Чудовища хотели ее испугать: выкрикивали страшными голосами, угрожали кулаками, кривлялись, показывали зубы, прыгали, но она ничего не испугалась. Вот она выбрала момент и коснулась палочкой одного Чудовища сторукого, стозубого, стоголосого. Оно мгновенно превратилось в нежную и веселую девочку. Девочка подбежала к волшебнице, обняла ее, поблагодарила и они уже вдвоем, держась за руки, стоят в кругу страшных чудовищ.
Вдруг Чудовище трехглавое, трехногое приблизилось к ним и само натолкнулось на палочку, екнуло и превратилось в красивого и смелого мальчика. Девочки сначала позаботились, не сделали ли ему больно, но мальчик успокоил своих спасительниц, поблагодарил их за помощь и они втроем продолжали спасать очарованных детей

Цель этой игры (инсценировка сказки) — научить малышей выражать друг другу свою благодарность, радость, сочувствие, заботу, желание защитить и помочь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастика в детском саду

В совместной деятельности с детьми очень важно использовать интересные, необычные формы организации деятельности. Одной из таких форм является элементы психогимнастики на занятиях. Во время таких заня...

Рекомендации по использованию психогимнастики в детском саду

Рекомендации педагогам по использованию психогимнастики Чистяковой в детском саду...

Картотека подвижных игр и психогимнастика в детском саду

Главная деятельность детей в детском саду - это игровая. В игре ребенок развивается, взрослеет, воображает, реализует свои способности и возможности....

Психогимнастика В детском саду

Введение психогимнастики под силу каждому воспитателю и позволит поставить учебно-воспитательный процесс в детском саду на глубинную психологическую основу, органично соединить формирующее влияни...

Психогимнастика в детском саду

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике....

Психогимнастика в детском саду

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста...