Воспитывая одарённых детей
статья

Галина Анатольевна Бредихина

         Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

         Нередко творческое мышление одарённого ребёнка рассматривается как отклонение от нормы. 

         Выделим  два целевых направления в процессе развития таких индивидуумов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_odaryonnyh_detey.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

         Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

         Нередко творческое мышление одарённого ребёнка рассматривается как отклонение от нормы. Эксперименты, проведённые во многих странах мира, показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одарённому ребёнку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

         Выделим  два целевых направления в процессе развития таких индивидуумов.

         Первое – создать необходимые условия для полного воплощения наклонностей талантливых детей. Для достижения данной цели проводится целый ряд мероприятий. Необходимо выявить критерии одарённости, вычленить детей с данными критериями, изучить их интересы и минимальный уровень развития. В дальнейшем нужно разработать теорию и практику занятий индивидуальных и коллективных, провести анализ и систематизацию педагогической деятельности.

         Второе – воспитать уравновешенного и образованного члена общества, способного воплотить свои возможности. Для этого необходимо изучать и развивать личностные индивидуальные качества каждого  ребенка, а также создание в группе условий для обеспечения физического и психического благополучия детей, для их полноценного развития. Подобные действия помогут сформировать личность с востребованными  качествами.

         Педагогические программы воспитания одарённых детей строятся на одновременном воплощении этих двух направлений, учитывая не только рекомендации педагогики и психологии, но и личностные данные каждого ребенка. Поэтому программы подбираются индивидуально. Ведь одарённость – сложное проявление, имеющее как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные моменты проявляются в постоянстве, независимости, творческих способностях, разнообразных интересах, хорошей памяти, настойчивости, абстрактном мышлении. К отрицательным моментам  отнесём нестабильность интересов, индивидуализм, проявление диктаторства, нетерпимость. 

        Воспитывая одарённых детей,  зачастую можно столкнуться с их опережающим развитием и нетрадиционным мировоззрением, что особенно привносит проблемы при обучении. Такие дети могут не подчиняться всеобщим требованиям: не выполнять домашние задания, отказываться от изучения материалов, которые им известны, и тому подобное. Также проблематичным является и то, что думать они начинают быстрее, чем писать. Как правило, задания оформлены плохо, неаккуратно, а зачастую не закончены до конца. Иногда это приводит к тому, что ребенок полностью отказывается от письменной фиксации своих мыслей. И здесь важно не упустить момент ни родителям, ни педагогам.

         Семья часто сталкивается в воспитании одарённых детей с их повышенной требовательностью к себе и другим, не позволением нарушать собственные каноны. Такая особенность восприятия дает им возможность отказаться от авторитетов и кумиров, тем самым затрудняя процесс обучения.

         Следует отметить, что одарённые дети могут доставлять неудобства и сами себе. В большей степени это проявляется при общении. В основном они берут на себя роль первой скрипки с самого раннего возраста, тем самым вызывая негодование, будь то в игре или просто в общении. В будущем такие люди склонны к управлению, командованию, проявляют при этом жесткость и нетерпимость.

         Стоит помнить, что нельзя осуществлять гиперопеку одарённости, она может спровоцировать тяжелые последствия – нарциссизм, обожествление самого себя и высокомерное отношение к другим людям, а также отказ от самосовершенствования.

         Для дальнейшего обучения и развития одарённых детей создаются специализированные школьные заведения, классы с углубленным изучением предметов. А для совершенствования знаний и создания здоровой конкуренции организовываются различные олимпиады – районные, городские, республиканские. Существуют и заочные формы обучения, что имеет огромное значение для жителей сельской местности.

        У родителей и педагогов существует немаловажное предназначение – суметь не прозевать талант. Ведь зачастую происходит в жизни так, что обычный ребёнок вырастает и становится великим ученым или выдающейся творческой личностью. У психологов есть мнение, что способности заложены абсолютно в каждом ребенке. И главное, суметь их разглядеть и развить.

1. Алексеева Н. В. Развитие одарённых детей [Текст]: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева – Волгоград: Учитель, 2011. – 182 с.

2. Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одарённый ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.

3.Матюшкин, А. М. Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

"Как воспитывать художественно одарённых детей"

В статье описаны приёмы и методы развития способностей у художественно одарённых детей, даны советы родителям при выборе особого подхода в воспитании юного таланта....

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

"Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости"

Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно утвердились в ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...