Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность
статья

Камалова Эльвира Рустэмовна

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_ispravl.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность

Воспитатель: Камалова Э.Р.

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.
В. А. Сухомлинский

В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость.

В концепции дошкольного воспитания фундаментальным приоритетом педагогической работы с детьми дошкольного возраста определяется формирование их творческих способностей в художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности.

 Необходимость формирования творчески одаренной и всесторонне развитой личности ребенка с неизбежностью затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера.

 В связи с этим огромные возможности лежат в плане использования театрализованной деятельности, которая неоценима в развитии творческих способностей дошкольника, т.к. с ее помощью ребенок осознанно воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.

 Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

(3 слайд)  Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности. Создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциалов.

 Введите в мир театра малыша,

 Узнает он, как сказка хороша,

 Проникнется теплом и добротой,

 И сказку унесет с собой.

(4 – 5 слайд) Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

 - художественным образованием и воспитанием детей;

 - формированием эстетического вкуса;

 - нравственным воспитанием;

 - развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

 - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

 - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

 Особая роль театрализованных игр отводится в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному.

(6 слайд) Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

 1) снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов;

 2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

 3) развитие реальных мотивов:

 а) игра и обучение не должны быть из-под палки;

 б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

 в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

(7 слайд) Существуют проблемы, волнующие многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.

 У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь.

 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

 Все это может дать театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемы, ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

 Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

 Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Так как для театрализованной деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса), она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы детей.

 (8 слайд) Использование пиктограмм, способствует усвоению детьми графического изображения эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение видеть эмоциональное состояние окружающих людей (эмпатия). Также у детей развиваются способности демонстрировать собственные эмоции, используя для этого выразительные движения лица (мимику), выразительные движения  (пантомимику), а также свои голосовые возможности.

 Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

 Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

 Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества.

(9 слайд)  Этапы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности:

 - накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства;

- активное включение в художественно-игровую деятельность;

 - поиск-интерпретация поведения в роли;

 - создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

 Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей.

 В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра.

 Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.

(10 слайд)  Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.

 Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества.

 Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам.

 А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

(11 слайд)   Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности дошкольников

Организация детской художественно – творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

Становление творческой личности ребёнка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно – эстетического воспитания.

(12 слайд)   Совместная театрализованная деятельность выполняет ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Её задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данной совместной деятельности должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

— развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

— создание атмосферы творчества;

— социально – эмоциональное развитие детей.

Содержанием совместной театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

(13 слайд) Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

— понять, разобраться в том, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Совместная театрализованная деятельность может включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.

(14 слайд) В процессе реализации комплекса совместной театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

— совершенствование познавательных процессов.

Совместная театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Именно воспитатель – организатор и руководитель театрализованных игр, он помогает преодолевать трудности, следит за соблюдением правил, поощряет положительные моменты и результаты, следит за реализацией творческих возможностей детей.

Необходимо помнить, что вторгаться сверх меры, расхваливать отдельных детей за удачное исполнение не стоит. Важно, чтобы все дети принимали участие, проявляли творческую инициативу. Поэтому воспитателю в процессе игры и при подведении итогов нужно сказать добрые слова участникам, возможно, особо похвалить тех, кто ранее был пассивен, стеснителен. Воспитателю необходимо обращать внимание на то, как говорят дети. Театрализованная деятельность превосходно приучает детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги в таких играх надо при обсуждении положительно отметить, стараться создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих.

(15 слайд) Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Список литературы.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / М., 1999.
  2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников / М. 1991.
  3. Бабаева Т.И., Логинова В.И. Детство / Программа развития и воспитания детей в детском саду. С-Пб., 1997.
  4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4–6 лет. / М., 2005.
  5. Махнева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольное воспитание 1999 № 4,11.
  6. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. М. 1984.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / М. 2003.
  8. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду / М. 2006.
  9. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций / Дошкольное воспитание 1983. № 4.
  10. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка / Эмоциональное развитие дошкольников / под ред. Л.Д.Кошелевой. М. 1985.
  11. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со свертсниками. С-Пб., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование речевого развития детей через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.В презентации представлены фотографии-о...

Речевое развитие детей через театрализованную деятельность.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общать...

«Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»

Доклад из личного опыта на методическом объединении....

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар...

Открытое занятие по теме: «Социально – эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность».

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию)....

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»...

«Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Актуальность выбранной темы по самообразованию « Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей» обусловлена тем, что театрализованная деят...