Конспект мастер-класса "Синквейн как эффективная технология активизации речи старших дошкольников"
методическая разработка

Косых Оксана Владимировна

мастер-класс. знакомство с технологией синквейн, обучение составлению синквейна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса

Тема:  «Синквейн как эффективная технология активизации речи старших дошкольников»

Цель: Познакомить педагогов с технологией "Синквейн.

Задачи:

• Раскрыть актуальность технологии как одной из разновидностей работы с детьми по активизации речи;

• Дать рекомендации педагогам по составлению синквейнов.

• Побудить педагогов использовать эффективные технологии в работе с детьми по активизации речи.

Актуальность: опираясь на задачи современного образования, педагоги ставят перед собой цель научить детей не только четко и правильно говорить, но и мыслить. Работая с технологией "Синквейн" мы создаем условия для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять самое главное, обобщать, классифицировать.

Оборудование:  проектор, магнитная доска, маркер; столы, стулья, листы-шаблоны, простые, цветные карандаши, фломастеры, схемы составления синквейна на каждого участника; заготовки заданий для игр "Синквейн-загадка", "Найди ошибку", для составления синквейнов "Зима", "Мастер-класс".

 

Действие педагога

Действия участников

- Итак, уважаемые коллеги, как говорил Лев Семенович Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». 

- В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития и активизации речи у детей. Сегодня с одной из них я Вас познакомлю.

- Послушайте

Снег

Пушистый, белый

Кружится, падает, ложится

Люблю снегопад

Явление природы

Коллеги, что напоминает Вам услышанное? Какое первое впечатление вызывает?

- Для кого-то это простой набор фраз, а кому-то эти строки напомнили японские лирические стихи. На самом деле - это синквейн.

-  Уважаемые коллеги, может быть кто-то из вас знает, что такое синквейн?

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает  нерифмованную пятистрочную стихотворную форму, написанную в соответствии с определёнными правилами.

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японским творчеством.

- Правила составления синквейна достаточно просты.

Как мы помним из определения, синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.

В первой строке – пишется одно слово, обычно это явление или предмет, о котором идет речь, которое отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

В четвертой строке — это предложение из 4 слов, Для улучшения текста можно использовать три или пять слов. Ребёнок выражает уже непосредственно своё мнение о затронутой теме. Также это может быть известная пословица, поговорка, фраза, может даже небольшой стих.

Пятая строка – содержит в себе 1-2 слово. Это слово – ассоциация, выражающая сущность темы и отвечает на вопрос: кто? что?

- Для детей используется графическая схема елочки.

А теперь давайте составим синквейн вместе с Вами. Для этого приглашаю 4 участников.

- Уважаемые коллеги предлагаю составить сенквейн на тему «Зима».

В первой строке мы пишем тему 1 слово Что?

Зима

Во второй строке 2 признака: зима какая? 

Морозная, снежная

Третья строка действия: зима что делает? 

Замораживает, покрывает, запорошила

В четвертой строке мы должны выразить свое отношение к зиме, может фразы из стихотворения, пословица, поговорка

Зимой природа отдыхает

И, наконец, пятая строка 1-2 слова-ассоциация

Время года

- Послушайте, что у нас получилось.

- На мой взгляд, получилось здорово.

Принцип понятен?

Обратите еще раз внимание, что чаще всего дети устно составляют синквейн, по причине того, что пока не умеют ни читать, ни писать.

- Но согласитесь, ценнее труд, совершенный своими руками. Правда?

Поэтому хочу предложить Вам еще один вариант синквейна - «графический синквейн», где дети не только устно составляют синквейны, но и рисуют их.

- Присаживайтесь за столы.

-Обратите внимание, у вас на столе лежат листы – шаблоны для составления синквейна, темой является предмет или явление, изображенное на картинке.

- Ваша задача по схеме, которая есть на  каждом столе, составить свое произведение. Но не забываем, что это – графический синквейн, а это значит, что мы записываем не буквами, а символами, которыми можно обозначить каждое слово.

- Смысл задания понятен? (Если есть вопросы отвечаю на них).

- Приступаем!

- Пока наши «коллеги-поэты» трудятся, я познакомлю Вас с другими вариантами работы с Синквейном.

Выставляю поочередно задания на магнитной доске

1 . Обратный синквейн или Синквейн - загадка. Задача определить  отсутствующую часть или части. Например, «Темы».

первая загадка.

Шапокляк

Коварная, хитрая

Хулиганит, мешает, вредить

Носит шляпу, в сумке крысу

Мультфильм

Отсутствует 3 строка – действие

Мяч

Круглый, маленький

Прыгает, катится, скачет

Веселый мяч мчится вскачь

Игрушка

 Отсутствует 5 строка- ассоциация

Гусь

Белый, лапчатый

Летает, гогочет, шипит

Жили у бабуси два веселых гуся

домашняя птица

  1. . Синквейн «Найди ошибку»  (задача найти и исправить ошибку в готовом синквейне).

Пчелка

Меленькая, полосатая

Трудится, прыгает, жужжит

Она собирает  душистый нектар

 Мед

Паровозик

Маленький, быстрый

Везет, гудит, стоит

Все любят ездить на поезде

Вид спорта

Облако

Белое, дождевое

Плывет, превращается, исчезает

Облака - белогривые лошадки

Море

  1. Синквей как основа рассказа. Вернемся к нашему коллективному синквейну на тему «Зима». Попробуйте составить рассказ используя все строки синквейна.

- Вот такие варианты работы с синквейнами могут быть использованы Вами в работе.

- Участники готовы?

- Давайте посмотрим, что у Вас получилось. Кто первый желает представить свое произведение? Выходите ближе к зрителям, чтобы они увидели примеры «графического синквейна», которые у Вас получились.

- Отлично. Надеюсь, Вам понравилось быть поэтами и Вы на этом не остановитесь.

- Уважаемые коллеги, я поделилась с Вами своей находкой. Теперь жду отзыв о своем мастер-классе в виде коллективного Синквейна от участников. Каждый  из Вас по очереди заполнит строку синквейна. Я начинаю:

1.  Тема – «Мастер-класс»

2.  признаки ….

3. Действия

4.Свое отношение…

5. Ассоциация…

Итак, вот что у нас получилось…

- Молодцы, спасибо!

- Свои работы, а также схемы Вы можете взять с собой и попробовать применить эту технологию в работе со своими воспитанниками.

- Хотела бы закончить свой мастер-класс словами Елены Сергеевны Щукиной:

 - Прекрасна речь, когда она как ручеёк, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».

- Уважаемые коллеги теперь в наших руках еще один инструмент, успехов в работе!

Спасибо за внимание!

Ответы участников

Ответы участников

4 участника подходят к доске

Ответ

Ответы

Ответы

Ответы

Ответы

Занимают места за столами

Составляют графический синквейн самостоятельно

Участники поочередно представляют свои работы

Ответы

Ответы

Ответы

Ответы

Участники возвращаются в зал



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа по активизации повествовательной речи старших дошкольников и младших школьников

Коррекционно-педагогическая работа по активизации повествовательной речи  старших дошкольников и младших школьников...

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Сказкотерапия- эффективная технология в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование сказкотерапии  в работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи...

Консультация для родителей "Синквейн – новая технология развития речи старших дошкольников"

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.Синквейн с французского яз...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...