КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей и воспитателей 2019-2020 г
картотека

Галоян Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Волшебные пальчики»

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. Семинар – практикум «Волшебные пальчики», его цели и задачи.

1. Выступление педагога по теме «Развитие мелкой моторики – это актуально» (доклад).

2. Показ презентации «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

3. Практическая деятельность родителей (законных представителей) и воспитателей «Игра детей – дело взрослых».

4. Мастер - класс «Сделаем развивающую игрушку вместе».

5. Рекомендации родителям (законным представителям, памятка «Развивая мелкую моторику, формируем речь детей.

6. Подведение итогов.

1. Выступление педагога по теме «Развитие мелкой моторики – это актуально» (доклад).

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.

Цели:

1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.

2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

Задача:

• актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.

Ученые, нейрофизиологи и психологи, участвующие в исследованиях мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторики и развития речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно тех отделов, которые ответственны за это. Иными словами, чем более развита пальцы ребенка, тем легче будет развитие речи.

Как ловко ребенок будет учиться управлять своими пальцами в дошкольном возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развивается память, внимание и словарный запас ребенка.

Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно - коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок. Массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

3. Практическая деятельность родителей (законных представителей) и воспитателей.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики:

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно, несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

14. Упражнения для развития мелкой моторики рук14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

4. Мастер – класс «Сделаем развивающую игрушку вместе»

Цель: познакомить родителей с разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

Задачи:

- Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;

- Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.

- Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.

- Раскрыть актуальность пальчиковых игр.

5. Рекомендации родителям (законным представителям, памятка «Развивая мелкую моторику, формируем речь детей.

6. Подведение итогов.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс с воспитателями «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей

Задачи:

1. Внедрить инновационные приёмы работы по физическому направлению

2. Познакомить педагогов с новыми технологиями по физическому развитию…

3. Дать возможность педагогам заимствовать элементы передового педагогического опыта для улучшения собственного

4. Закрепить технологию выполнения основных видов движения приёмами занимательной физкультуры;

Место проведения :МДОУ Д/С №» «колокольчик»

Провел: Инструктор по физической культуре Калинина Г. А.

Практическая значимость: В настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного воспитания.

Ожидаемые результаты:

1. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс МДОУ Д/с №2 «Колокольчик»

2. Повышение компетентности педагогов в вопросах физического воспитания детей

3 .Повышение индекса здоровья детей

Основные направления инновационной деятельности в области физического развития

1. Социально-психологическое, направленное на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.

2. Интеллектуальное, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. С этой целью использую интеграцию современных программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической литературы, а так же проектный метод обучения.

3. Двигательное — развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала.

Условиями успешной реализации инновационной деятельности являются:

1. индивидуализация оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка.

2. Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.

3. Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов

Найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами инновационных технологий –основная задача физического воспитания.

Поэтому я решила использовать технологию “СА-ФИ-ДАНСЕ”.

«Са-Фи-Дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей от 3до 7 лет Ж. Е. Фирилева,Е. Г. Сайкина-СПб «Детство-Пресс»,2000г. включена мной как дополнение к пособию Н. В. Полтавцевой «Физкультура в дошкольном детстве»

Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Основной целью технологии является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Обучение этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Занятия состоят из следующих частей :

• Танцевально-ритмическая гимнастика.

Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.

• Игроритмика.

Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

• Игрогимнастика.

Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.

• Игротанец.

Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).

• Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

• Пальчиковая гимнастика.

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

• Музыкально-подвижные игры.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

• Креативная гимнастика.

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

• Игропластика.

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

. «Игровой треннинг» пособие Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб. : Речь, 2002.- 176 с.

Элементы игрового треннинга мы включаем при проведении праздников и досугов

«Фитбол»-гимнастика на больших мячах: программа на основании пособия Клубкова Е. Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. –СПб., 2001

Развивает многие мышцы,гибкость и выносливость приносит детям радость и удовольствие.

Уважаемые коллеги, сегодня на мастер – классе я предлагаю вам ознакомиться и самим научится

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровьесберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Внедрение интерактивных форм взаимодействия –одно из важнейших направлений совершенствования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

А сейчас я хочу провести с вами викторину. Прошу Вас взять в руки по три шарика разных цветов.

Синий цвет означает вопрос из области физического развития детей;

Зеленый цвет –вопрос на тему здоровья

Красный цвет-на тему безопасности

Номер на шарике означает порядковый номер вопроса.

Вопросы на тему физкультура

1. Что является средствами физического воспитания? (Физические упражнения: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм, спорт;

2. Из скольких частей состоит традиционное занятие физкультурой

3. Основной документ,регламентирующий образовательную деятельность ДОУ

3. С какими инновационными технологиями вы сегодня ознакомились? Назовите их

4. Назовите разделы программы Са-Фи-Дансе

5. В какой части традиционного занятия проводится подвижная игра

Вопросы на тему Здоровье

1. Какие здоровьесберегающие технологии вы знаете?

2. Как называется наука о чистоте?

3. Как называется рациональное распределение времени?

4. Назовите средства закаливания

5. Чем отличается холодный режим о теплого

Вопросы на тему безопасность

1. Основные причины травматизма детей на занятиях физкультурой

2. Нарушение правил проведения занятий

3. Основные требования к проведению занятий физкультурой

Таким образом, инновационные здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и воспитателей «Йога как инструмент гармоничного развития ребенка»

С каждым годом все острее встает вопрос поиска универсального инструмента для гармоничного развития и воспитания ребенка. Современный мир с его постоянным стрессом негативно влияет на формирование детского организма. В результате появляются проблемы физического и умственного развития, позитивной социализации, адинамии и так далее.

Что такое “гармоничное развитие”?

Большинство ученых, педагогов, психологов сходятся к тому, что основа гармоничного развития - это психическое и физическое здоровье. Показателем их наличия можно считать равномерное развитие ребенка в различных областях. Одним из эффективных способов помогающих этого добиться является йога. Подтверждением этого может служить опыт зарубежных и отечественных преподавателей йоги, который показал, что данный вид занятий, при грамотном подходе, способен раскрыть возможности ребенка в разных видах деятельности.

Консультация для родителей и воспитателей «Йога как инструмент гармоничного развития ребенка»

Йога - это уникальная система, которая сочетает в себе физические, психологические практики, методики правильного дыхания и самосовершенствования. Она направляет даже самых маленьких к познанию окружающего мира, себя и возможностей своего организма.

Выполняя специальные физические упражнения - асаны и суставную гимнастику, ребенок начинает осознанно относится к своему телу и изменениям, которые происходят в нем. Регулярные занятия приводят к развитию гибкости, корректировке и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной системы, улучшению мозговой деятельности, мелкой и крупной моторики рук.

Йога учит ребенка правильному дыханию. В ходе дыхания кровь, лимфа очищаются от углекислого газаи продуктов распада и активно насыщается кислородом. У большинства детей, как правило, поверхностное дыхание, которое не позволяет клеткам в полной мере получать питательные вещества. Дыхательные упражнения (пранаямы) помогают скорректировать этот процесс и сделать его более глубоким.

Йога - это важная практика в становлении личности ребенка. Она делает его более внимательным к себе и окружающим, развивает концентрацию, чувство эмпатии и уверенности, помогает стать менее критичным к себе и окружающим людям, улучшаются навыки общения, сформируется ценностно-смысловое понимание мира, происходит становление эстетического, обогащается словарный запас, раскрывается творческий потенциал и улучшаются способности к обучению.

Все практики даются в игровой форме и по мере взросления усложняются. Преподаватель может включать в занятие живопись, пропевание звуков, работу с цветом, терапевтические сказки, которые помогут ребенку снять напряжение и почувствовать внутреннее равновесие.

Детскую йогу можно вводить в качестве дополнительных занятий в образовательных учреждениях, а также рекомендовать родителям для самостоятельной практики, предварительно проконсультировавшись со специалистом в этой сфере.

Самое главное помнить, что цель детской йоги не выполнение упражнений на “отлично”, а создание доверительной, плодотворной, не конкурентной атмосферы, где дети будут чувствовать себя свободно, радостно и смогут расслабиться.



Предварительный просмотр:

Консультация «Организация и проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий»

Общие требования

1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:

- соблюдение санитарных и гигиенических требований;

- сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);

- специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющие воздух;

- поддерживание температуры воздуха в пределах 20-22 0С.

2. Высокая культура гигиенического обслуживания детей (туалет, кормление, сон, одевание на прогулку).

3. Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

4. Индивидуализация и дифференциация режимных процессов и их воспитательная направленность с учетом здоровья и развития детей.

5. Оптимальный двигательный режим.

Организованная двигательная деятельность

Утренняя гимнастика (ежедневно)

Занятия физкультурой (2 раза в неделю)

Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)

Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями:

- утром

- после завтрака

- на прогулке

- после сна

- на второй прогулке

Базовая и игровая деятельность

Закаливание:

- оздоровительные прогулки, ежедневно

- умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук

- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной)

- воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре

- ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)

Оздоровительная работа

1. Сквозное проветривание

2. Санитарный режим

3. t0 = 20-22С

4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей

5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)

6. Утренняя гимнастика

7. Физкультурные занятия

8. Подвижные игры

9. Закаливание:

- оздоровительные прогулки;

- умывание прохладной водой;

- воздушные ванны:

а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);

б) дорожка здоровья;

в) облегченная одежда;

г) сон с открытой фрамугой.

10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период

11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний

12. Витаминизация III блюда

Основные принципы и средства закаливания

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.

"ВОДА"

Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. Принцип постепенности легче всего выдержать именно при применении воды: можно взять воду той температуры, которая нужна в данном случае, постепенно снижая ее. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

1. Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом нужно, чтобы в помещении, где это происходит, температура должна соответствовать принятым для данного возраста, а также, чтобы детям не приходилось долго ожидать своей очереди.

2. Надо проследить за своевременным появлением покраснения кожи. Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

3. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее "соприкосновения с телом".

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.

3. Купание проводится в естественных условиях, то есть в водоемах (реке, озере, море) в летнее время - является одним из лучших способов закаливания. Можно купать детей с раннего возраста, начиная с температуры +24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более закаленных детей можно купать при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями посек, почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких. В каждом отдельном случае вопрос о применении купания решается врачами.

Организация закаливания летом

В системе физического воспитания детей дошкольного возраста закаливанию принадлежит большое место. Сделать организм человека стойким, гибким и выносливым, обладающим высокой способностью к сопротивлению и борьбе с неблагоприятными условиями окружающей его среды - такова задача закаливания. Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании и как о средстве физического воспитания, мы имеем ввиду не только приспособленность организма, происходящего под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывать способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы его в зависимости от возраста.

Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие конкретные задачи:

- повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями (так называемыми "простудными" и другими);

- приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;

- воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и других факторов закаливания;

- воспитывать умение преодолевать трудности.

Наиболее широкие возможности для оздоровления предоставляются летом. Использование в полной мере таких естественных факторов природы, как солнце, воздух, вода, обогащение питания свежими фруктами, повышение двигательной активности, все это благоприятно влияет на здоровье детей.

Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:

- создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;

- рациональная одежда;

- длительное пребывание на воздухе независимо от погоды

- привычка к прохладной воде.

Закаливание

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В - третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1°С. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.

Наиболее мягкой закаливающий процедурой являются воздушные ванны. Сначала проводятся местные воздушные ванны, когда у ребенка обнажены только руки и ноги (например, во время утренней гимнастики). Позднее применяют общие воздушные ванны при обнажении всего тела ребенка. Продолжительность воздушной ванны увеличивается постепенно, достигая 5-8 мин.

Температуру воздуха в помещении надо постепенно снижать на 1-2°С через 2-3 дня. Начинают закаливающие процедуры при обычной температуре воздуха 21-22°С. Конечная температура воздуха 16-18°С. При этом необходимо следить за признаками переохлаждения (появления «гусиной кожи»). У детей с аллергическими реакциями охлаждение организма наступает быстрее.

Закаливание водой начинают с самых слабых воздействий, которые вскоре заменяются общими процедурами. Наиболее мягкой водной процедурой является влажное обтирание, после которого кожу ребенка необходимо растереть мягким сухим полотенцем. Сначала обтирают руки и ноги, затем все тело.

К местным процедурам относится обливание ног водой. При этом смачивают нижнюю половину голени и стопы. Обливание ног проводят при t° воздуха в помещении не ниже 20°С.

К местным водным процедурам относятся местные ванны для рук и ног. Ручные ванны можно проводить во время игры с водой. Ножные ванны оказывают не только местное, но и общее воздействие на организм ребенка. Ножные ванны проводятся детям с 1,5 лет. Сначала ребенку моют ноги теплой водой, затем все более холодной (снижают t° через 4-5 дней на 1°С и доводят до 22°С, детям старшим 18°С). Продолжительность ножной ванны от 1 до 3 мин. Ноги должны быть при этом теплыми. В этом случае воздействие холодной воды вызывает соответствующую реакцию со стороны кровеносных сосудов. При обливании или мытье холодных ног такой реакции не наступает. Поэтому обливание ног нужно проводить после дневного сна. Душ является более сильным закаливающим средством, чем обливание, поскольку на кожу ребенка оказывают воздействие более сильные струи воды, возбуждающие ребенка. Особенно он полезен детям вялым и заторможенным. Закаливание солнцем происходит обычно во время прогулок. Продолжительность солнечных ванн от 2-3 до 10 мин. одномоментное. Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания.

Первым требованием для проведения закаливания является создание гигиенических условий. Это обеспечение чистого воздуха и рационального сочетания t° воздуха и одежды детей, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание очень кратковременно, в течение 5-7 мин.

Традиционные виды закаливания детей

утренний прием на свежем воздухе, гимнастика

оздоровительная прогулка

воздушные ванны

воздушные ванны с упражнениями

сон с доступом свежего воздуха

умывание в течение дня прохладной водой

полоскание рта прохладной водой

хождение босиком до и после дневного сна

хождение босиком по «дорожке здоровья»

(массажные коврики) после дневного сна

солнечные ванны

Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет

Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20градусов.

1. Воздушная ванна—10—15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6—7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

2. Умывание водой, температура которой с +28 градусов снижается к концу года закаливания летом до +18, зимой до +20. Дети старше двух лет моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех— верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.

3. Дневной сон летом с доступом свежего воздуха, зимой—в хорошо проветренной комнате при температуре + 15 +16 градусов.

4. Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

5. Прогулка два раза в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1—1,5 часа до 2—3 часов.

6. В летнее время солнечные ванны от 5—6 до 8—10 минут два-три раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени неограниченно.

7. Полоскание рта (дети двух— четырех лет, горла (дети старше четырех лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея два раза в день—утром и вечером. На каждое полоскание используется около 1/3 стакана воды.

Комплекс оздоровительных мероприятий после сна

Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик золотой,

Он всегда, везде со мной.

«Просыпайтесь!» - говорит.

«Закаляйтесь!» - всем велит.

Комплекс закаливающих упражнений.

1. «Киска просыпается! (Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки).

На коврике котята спят,

Просыпаться не хотят.

Вот на спинку все легли,

Расшалились тут они.

Хорошо нам отдыхать,

Но уже пора вставать.

Потянуться, улыбнуться

Всем открыть глаза и встать.

2. «Игры с одеялом» (Дети прячутся под одеяло 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,

А зовут его Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловит всех котят.

3. «Легкий массаж». (Поутюжить руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь)

4. Дети выходят из спальни в группу. Ходьба по «дорожкам здоровья»

1-я дорожка – массажные коврики

2-я – ребристая

3-я – с жесткой мочалкой

4-я перешагивание через препятствия (кирпичики)

Зашагали ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

Топают ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

5. Гигиенические процедуры.

Кран откройся! Нос умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойся, мойся, обливайся!

Закаляйся! Закаляйся!

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

1. Обширное умывание Ребёнок должен: - открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой

- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т. д.

2. Сон без маечек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

Комплекс оздоровительных мероприятий по младшим возрастным группам

Приём детей на улице (при температуре выше -15°)

Утренняя гимнастика в группе 8.00

Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистке зубов

Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения

Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю

Фитонциды (лук, чеснок)

Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30

Оптимальный двигательный режим

Сон без маек

Дыхательная гимнастика в кровати

Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)

Элементы обширного умывания

После полдника .



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Подвижные игры как условия повышенной двигательной активности детей на прогулке»

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Подвижные игры на прогулке - комплексный воспитательно-образовательный процесс, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные навыки, потребности.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Утренняя прогулка наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр. Их содержание должно предусматривать:

1. Соответствие сезону года и погодным условиям.

2. Применение разных способов организации дошкольников.

3. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.

4. Создание благоприятных условий для положительных, эмоциональных и морально- волевых проявлений детей.

5. Активизацию детской самостоятельности.

6. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Для прогулки воспитатель должен спланировать заранее три подвижные игры разной степени интенсивности.

Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера (“Рыбы и акула”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”). После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности (“Заморожу”, Кто самый внимательный”). В план должны включаться и малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай, кто позвал»).

Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания.

Также на прогулке с детьми необходимо проводить игры соревновательного характера, с использованием хорошо знакомых детям основных движений. Это способствует закреплению материала, изучаемого на физкультурных занятиях. В играх-эстафетах дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу. Во время проведения подвижных игр, игр-эстафет на прогулке воспитателю следует создать такие условия, чтобы все дети могли быть самостоятельными, активными и чувствовали себя непринужденно.

Особое значение имеет подведение итогов игры, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. Необходимо приучать воспитанников оценивать свое поведение и поведение товарищей. Это способствует более осознанному выполнению правил игры и формированию положительных взаимоотношений в процессе активной двигательной деятельности.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Закаливание детей (ребенка) в домашних условиях»

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он

совсем не болел, то, во всяком случае,

поддерживать у него высокий уровень здоровья

вполне возможно.

Н. М. Амосов

Забота о здоровье человека всегда занимала во всем мире приоритетные позиции. Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольное детство -время интенсивного развития ребенка :приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Значит, перед нами, взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека.

Что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется.

В этом случае, закаливание один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей. Закаливание поможет избежать заболеваний, повысить иммунитет.

Конечно, родители боятся начинать закаливать своих детей в домашних условиях.

В закаливании, как и в любом другом начинании, важен позитивный настрой. На первых порах нужно постараться эту процедуре преобразовать в интересную игру.

Закаливание солнцем – эффективное средство оздоровления и стимулирование роста ребёнка. Успешно используется закаливание солнцем в борьбе с рахитом. Солнечный свет, проходя через орган зрения, возбуждает нервную систему. Нервная система, в свою очередь, регулирует состояние и тонус всех систем организма; регулирует биоритмы, активизирует обменные процессы. Обладающие высокой биологической активностью ультрафиолетовые лучи, воздействуя на человека через кожу, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, болезнетворным микробам, повышают иммунитет, снижают риск заболеваний.

Закаливание воздухом следует начинать с воздушных ванн, которые полезны как детям, так и взрослым, в том числе бабушкам и дедушкам. Закаливание воздухом повышает устойчивость организма к длительным воздействиям низких температур.

Ножные ванны– погружение ног до голеностопных суставов в таз с горячей водой. Ноги погружают на 3-10 секунд. Затем каждые 3 – 4 дня температуру воды следует снижать на 1 градус, доведя её в итоге до 20 –24 градусов С.

Контрастные ножные ванны являются хорошей профилактической закаливающей процедурой против ангин и катаров верхних дыхательных путей. Подобные процедуры рекомендуется выполнять по утрам, после сна.

Вам понадобятся 2 таза: один - с горячей водой (+38 гр. С, второй - с водой на 3 – 4 градуса холоднее. Сначала ребенок опускает ноги до голеностопных суставов на 2-3 секунды в горячую воду, потом сразу же в более прохладную на 5 секунд. Затем опять в первый таз, потом во второй, но уже на 10 секунд.

Обтирание - мероприятие подготавливающее организм человека к таким закаливающим процедурам, как обливание и холодный душ.

- Температура воды для первого обтирания должна быть 36-34 градуса С.

- Через каждые три процедуры температуру воды снижайте на два градуса С.

- Для детей и пожилых людей температура воды не должна быть ниже 20 градусов С.

- Здоровым взрослым рекомендуется снизить температуру до 12 С.

- Сначала обтирают руки и сразу же насухо вытирают их.

- Затем обтирают ноги, далее грудь, потом живот и спину.

- Обтирание лучше проводить после утренней гимнастики или после дневного сна.

- По мере снижения температуры воды продолжительность обтирания следует уменьшать с двух минут до полминуты.

Обливание водой - закаливающая процедура, которую следует начинать летом.

Лейку или ведро наполните водой температурой 36-34 градуса С. Далее в течение 2 минут последовательно, начиная с головы, обливайте все части тела.

Продолжительность закаливающего мероприятия и температура воды регулируется так же как и при обтирании.

Душ - закаливающая процедура, которая сочетает в себе температурное и механическое воздействие. Душ прекрасно тонизирует организм, поэтому его целесообразно делать утром, днем и вечером, а так же после физических упражнений.

Некоторые правила закаливания ребенка

- Закаливающие процедуры окажутся гораздо эффективнее, если будут приносить удовольствие и вызывать веселый смех.

- Станьте примером для подражания.

- Начинайте закаливание ребенка в домашних условиях только в том случае, если он полностью здоров.

- Продолжительность процедур увеличивайте постепенно.

- Не допускайте переохлаждения ребенка.

- Процедуры должны проводиться систематически.

Если мы будем придерживаться основных правил закаливания ребенка в домашних условиях, мы сможем защитить ребенка от частых простуд и хронических заболеваний и плохого настроения. Не зря же говорят: в здоровом теле здоровый дух.

Свое слово хочу закончить известной притчей.

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался: «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было…

Желаю всем, чтобы в каждом доме было место и Здоровью, и Богатству, и Любви! Все в наших руках, стоит только захотеть.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Оздоровительная фитбол-гимнастика»

Фитбол-мяч это нетрадиционное оборудование, которое позволяет проводить профилактику в здоровье детей в игровой форме. Благодаря этому повышается эффективноть лечебного воздействия на детский организм, улучшается эмоционально-психическое состояние дошкольников.

Фитбол (fitball, "fit" – оздоровление, "ball" – мяч) – щвейцарский

гимнастический чудо-мяч, простой и эффективный тренажер, который

великолепно решает оздоровительные задачи для всей семьи. Фитбол с

успехом применяется для коррекции фигуры, формирует осанку и отлично

поднимает настроение.

Мячи большого размера - фитболы - появились сравнительно недавно, хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечения. Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях.

В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 8 лет. Программы по фитбол-гимнастике и фитбол-аэробике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.

Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. В культуре любого народа мяч использовался с древнейших времен в качестве игр и развлечений.

Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество, развивает физические качества. Фитбол-мяч развивает руки ребенка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта.

С раннего детства каждый ребенок знаком с ним. Мяч является одним из доступных средств в работе с детьми.

Имея определенные свойства, мяч может использоваться для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. При этом учитывается и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет боль-шей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнений упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Начинать работу на мячах с детьми, необходимо с правильного подбора мяча. Для этого необходимо знать возраст ребенка и длину руки: для детей 4-5 лет и детей 5-6 лет при длине рук — 46-55 см, диаметр мяча должен быть 45 см - 50 см, для детей 6-10 лет при длине рук — 56—65 см - 55 см; для детей ростом от 150-165 см. при длине рук — 66—80 см нужен мяч диаметром 65 см. ; для детей и взрослых, имеющих рост 170-190 см, при длине рук — 81—90 см - мяч диаметром 75 см.

При посадке на мяче угол между голенью и бедром, бедром и телом должен быть 90°. Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим. Мяч может быть накачен до максимально упругого состояния, тогда он используется в спортивных тренировках при занятиях фитбол-гимнастикой.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастике как предмет, снаряд или опора. С помощью фитбол-мяча мы можем

- укреплять мышцы рук и плечевого пояса;

- укреплять мышцы брюшного пресса;

- укреплять мышцы спины и таза;

- укреплять мышцы ног и свода стопы;

- увеличивать гибкость и подвижность в суставах;

- развивать функции равновесия и вестибулярного аппарата;

- формировать осанку;

- развивать ловкость и координацию движений;

- использовать для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Упражнения на фитбол-мячах можно выполнять из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа спиной или животом на мяче.

Во время выполнения упражнений на фитбол-мяче имеются свои особенности:

нестабильная опора, постоянно вынуждает ребенка, в целях сохранения равновесия, уже в позиции «сидя на мяче» включать в работу те или иные группы мышц. Сознательно включать в работу нужные мышцы ребенок, в силу своих возрастных особенностей, пока не может. Все требуемые движения он выполняет непроизвольно, на невключенных мышцах, используя махи, силу инерции и другие компенсаторные возможности. Работа же на подвижном, постоянно «желающем» его уронить мяче усложняется тем, что ребенок вынужден балансировать, играть с мячом, пытаясь на нем удержаться.

эмоциональное воздействие: мяч — это игрушка, он партнер, он красив и, главное, подвижен, взаимодействует с ребенком.

цветовое воздействие: с помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние детей. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Приоритет в разработке системы «цветов безопасности» принадлежит Ф. Биррену. Так, черная и коричневая окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета. Для повышения активности отдела вегетативной нервной системы, стимуляции, тонизирования иммунитета, укрепления памяти, зрения, придаче бодрости, улучшению цвета кожи используют тёплые цвета (красный, оранжевый). Кроме того теплые цвета оказывают эрготропное влияние. Этот цвет выбирают обычно активные дети с холерическими чертами. При использовании холодных цветов (синего, голубого, фиолетового) необходимо учитывать то что, с одной стороны эти цвета нормализуют деятельность сердечной системы, а с другой снижают скоростно-силовые качества. Они оказывают трофотропный эффект, то есть успокаивают. Эти цвета обычно выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Зелёный, желтый цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени. Эти цвета способствуют проявлению выносливости.

вибрационное воздействие области низкозвукового спектра частот:

1. Механическая вибрация оказывает как специфическое, так и неспецифическое воздействие практически на все органы и системы человека. Например, непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая вибрация — возбуждающе.

2. Механическая вибрация низкой частоты обладает обезболивающим действием, активизирует регенеративные процессы, поэтому может применяться в процессе реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

3. Вибрация, передающаяся на мокроту, разрывает ее связи и тем самым улучшает реологические свойства, что способствует более легкому откашливанию. Этот физиологический эффект может использоваться для лечения детей с заболеваниями легких.

4. Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой. В спе-циальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний ЖКТ, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении.

5. При сидении на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник. Следовательно, правильная посадка на фитболе будет способствовать формированию навыка правильной осанки. Благодаря этому будет выравниваться косое положение таза, что является важным для коррекции сколиотических отклонений в грудопоясничном отделе позвоночника.

6. Фитбол-мяч создает оптимальное условие, для единственно правильного положения позвоночника и обеспечивает постоянный микромассаж межпозвоночных дисков, поэтому во время применения их в качестве стульев у детей и взрослых значительно снижается нагрузка на позвоночник, повышается работоспособность. Регулярное использование фитбола и выполнение методических рекомендаций по их применению обеспечит профилактику и лечение многих видов заболеваний.

Кроме фитбол-мячей в домашних условиях можно использовать различные виды мячей: физиоролы, медболы массажные и дыхательные мячи (рис. 1). Каждый вид мяча имеет специальное назначение.

Рис. 1

Рис. 2

Физиоролы и фитболы мячи больших размеров бобовидной и шаровидной форм. Используются преимущественно в упражнениях при занятиях лечебной гимнастикой и фитнесом, объединяя в себе возможности оборудования для лечения положением, избирательного укрепления или расслабления мышц, что в совокупности позволяет корригировать осанку.

Медболы – мячи с наполнителем. Являются альтернативой гантелям и ленточным утяжелителям.

Массажные мячи за счет своей рельефной поверхности дополнительно оказывают массирующее действие.

Упражнение, связанное с процессом надувания дыхательных мячей способствуют тренировке дыхательной мускулатуры, улучшению легочной вентиляции.

Таким образом, различные модификации фитболов составляют комплект оборудования для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных упражнений и мероприятий при коррекции осанки. Фитбол может применяться с целью совершенствования самых разных двигательных качеств: координации, силы, ловкости, выносливости, гибкости, а также профилактики нарушений и коррекции осанки при выполнении процедур лечебной гимнастики. Кроме того, фитбол может быть альтернативой в качестве сиденья, но не заменяющей стул или кресло. Использовать мяч как сиденье рекомендуется 2-3 раза в день примерно по 15-20 минут.

Желаю Вам крепкого здоровья!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье твое богатство»

Цель - показать ребенку и родителям значимость физического состояния для будущего, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

Задачи:

1. содействие укреплению здоровья, разностороннее и оптимальное развитие физических способностей детей;

2. развитие привычки повседневно заботиться о своем здоровье, закаливание организма;

3. формирование двигательных умений и навыков через физическую культуру

4. снятие утомления и повышение эмоционального тонуса детей посредством игр и игровых упражнений.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Важным направлением в деятельности дошкольного учреждения является развитие ребенка, защита и сохранение его здоровья. Очень важно понять, что имеется в виду его психическое и физическое здоровье.

Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставания, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Идет постоянный поиск и совершенствование форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Роль дошкольного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьей дошкольное учреждение обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Физкультурная работа с детьми раскрывает комплекс физкультурных мероприятий (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, досуги, праздники, развлечения). Оздоровительная работа охватывает направления оздоровления и закаливания через комплекс мероприятий.

1. Физическая культура.

Развитие двигательных действий: спортивные и подвижные игры, праздники, развлечения и т. п.

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием специально созданной взрослыми предметно- развивающей среды, активный отдых (физкультурные праздники, досуги, дни здоровья и др.). Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности от того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит самое главное – здоровье ребенка. Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту, здоровому образу жизни.

Утренняя гимнастика – является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков, оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма. Физические упражнения благотворно влияют на организм, когда они вызывают у детей радостное настроение. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей.

2. Гигиенические и социально - бытовые факторы (режим дня, сон, питание, одежда, игрушки)

Важными составляющими режима дня являются сон, пребывание на свежем воздухе, игровая деятельность, НОД, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физической культурой. основными принципами построения гигиенически правильного режима дня следует назвать строгое соблюдение и учет возрастных особенностей. Правильным режим дня считается тогда, когда он предупреждает утомление, повышает общую сопротивляемость организма. Несоблюдение режима дня, нерегулярное питание, отсутствие отдыха на свежем воздухе могут вредно влиять на здоровье детей дошкольного возраста. Игрушки правильно подобраны с учетом возраста. Одежда по сезону и свободная.

3. Факторы внешней среды (солнце, воздух, вода)

Основные средства закаливания – солнце, воздух и вода. Комнату необходимо тщательно проветривать. Оптимальная температура в помещении 10-20С. Ребенок должен находиться в легкой одежде. Самый доступный вид закаливания – воздушные ванны. Ребенок ежедневно должен находиться на воздухе не мене 3 часов. Солнечные ванны, хотя и полезны (они укрепляют защитные силы организма, должны быть строго дозированы. Во время принятия солнечных ванн голову следует прикрывать головным уборов. Наиболее сильным средством закаливания является вода. К водным процедурам относятся: обливание, обтирание, душ, купание в открытых водоемах. Водные процедуры проводятся после утренней зарядки. Зарядка, водные процедуры, завтрак способствуют тому, что ребенок становится бодрым, у него появляется желание активно играть, идти в детский сад, а затем и в школу

Г. И. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья».



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Прогулка на свежем воздухе — залог здоровья дошкольников!»

Пребывание на открытом воздухе (прогулка) – наиболее эффективный вид отдыха, позволяющей обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности.

Режим дня дошкольника должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Прогулка – непременная составная часть режима дня в детском саду.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 – 6 часов. В периоды бодрствования с детьми проводятся занятия, прогулки; они играют, занимаются другой самостоятельной деятельностью.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Запаздывание прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Прогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на эмоциональное состояние, способствует умственному воспитанию. Во время пребывание на участке или на улице, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Особенно важны прогулки для детей в зимнее время. Большое внимание зимой уделяется двигательной активности детей на прогулке, когда движения несколько ограничены одеждой, когда погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку. Такая активная деятельность на прогулках требует правильно одевать малыша. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, но не сковывающей движения детей. Воспитатель так продумывает прогулку, чтобы дети не охлаждались, но и в то же время не перегревались и не потели, что особенно опасно в зимнее время.

Таким образом, режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное для прогулки, должно строго соблюдаться!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Хатха — йога для дошкольников»

Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата.

Проведя в нашем детском саду медицинский осмотр и выявив большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие (количество детей с этим диагнозом увеличивалось год от года). Мы искали пути работы по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия и решили обратиться к Хатха-йоге.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха- йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Хатха- йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя 2019-2020 год (старшая группа)

В документе представлена рабочая программа для старшей группы, созданная на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушением слуха...

План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя» 2019-2020 г.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элеме...

Рабочая программа воспитателя 2019-2020 год

Рабочая программа воспитателя 2019-2020 год...

План работы по самообразованию воспитателя 2019-2020 учебный год

В данной статье рассматривается вопрос здоровьесберегающих технологий в детском саду....