Главные вкладки

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
    картотека (подготовительная группа)

    Колобаева Елена Александровна

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry.ekologiya_podgot.docx29.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

                                                                ВОСПИТАТЕЛИ:

                                                            ЗАРЕЦКАЯ А.С.

                                                               КОЛОБАЕВА Е.А.

    «Волшебный поезд»

    Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

    Материал. Два поезда вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением животных.

    Ход игры

    Играют две команды (в каждой по 4 ребенка «проводника»), которые сидят за отдельными столами. На столе перед каждой командой лежит «поезд» и карточки с изображением животных.

    Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом- зверей, во втором – птиц, в третьем- насекомых, в четвертом- земноводных ) так, чтобы окне был один пассажир.

    Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

    Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

    «Зоологическая столовая»

    Цель. Формировать представления дошкольников о способах питания животных и способах группировки их по этому признаку.

    Материал. На каждую команду- лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 штук).

    Ход игры

    Играют две команды по 3-5 человек.

    Воспитатель. Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные- за зеленым, всеядные -за синим.

    Команда которая первая разместит животных правильно, станет победителем.

    «Лесной многоэтажный дом»

    Цель. Углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.

    Материал. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных, фишки.

    Ход игры

    1 вариант. Воспитатель дает детям задание расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.

    2 вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.

    Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

    «Кто рядом живет»

    Цель. Обобщить представления детей о лесе, луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.

    Материал. Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например, волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш)- по количеству детей; обручи красного, зеленого, синего цвета.

    Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что одни обитают в воде, другие - возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.

    Ход игры

    В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски (шапочки).

    Воспитатель. Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!»  обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема- в синем.

     После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание : «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяются несколько раз.

    «Живые цепочки»

    Цель. Расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.

    Материал. Маски (шапочки)животных и растений.

    Примечание. Могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем); рожь, мышь, аист (поле).

    Игра поводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес-это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.

    Ход игры

    Играют  две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок- растения, второй- растительноядного животного, третий- хищника. Игра проводится в несколько этапов.

    Воспитатель. По команде «Цепочка, стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.

    Команда, которая первой правильно построится, а также объяснит последовательность построения, станет победителем.

    На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.

    На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается, какой либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.

    Если дети легко справляются  с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинять.

    «Что в корзинку мы берем».

    Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.

    Научить различать плоды по месту их выращивания.

    Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

    Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

    Ход игры. У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.

    Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

    Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие

    «Природа и человек».

    Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

    Материалы: мяч.

    Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

    «Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

    «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

    Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

    «Четвертый лишний».

    Дидактическая задача: закреплять знания детей о насекомых.

    Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

    1) заяц, еж, лиса, шмель;

    2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

    3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

    4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

    5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

    6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

    7) таракан, муха, пчела, майский жук;

    8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

    9) лягушка, комар, жук, бабочка;
     10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

    Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

    Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

    «Прилетели птицы».

    Дидактическая  задача: уточнить представление о птицах.

    Ход игры:  воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

    Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

    Дети топают –

    Что не правильно? (мухи)

    - А мухи это кто? (насекомые)

    - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

    Дети топают.

    - прилетели птицы: голуби, куницы…

    Дети топают. Игра продолжается.

    Прилетели птицы:

    Голуби синицы,

    Галки и стрижи,

    Чибисы, стрижи,

    Аисты, кукушки,

    Даже совы – сплюшки,

    Лебеди, скворцы.

    Все вы молодцы.

    Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

    «Что было бы, если из леса исчезли…».

    Дидактическая задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

    Ход  игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

    - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

    Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

    «СОВЫ И ВОРОНЫ»

    Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.   

       Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:

    «Совы»  любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я  говорю правду, «Совы» должны  ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома  и наоборот.

        Затем  воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

    • медведи  любят есть тигров
    • у березы весной бывают сережки
    • слоны не умеют плавать
    • дельфин – это животное, а не рыба

       Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

    «ПОВТОРИ»

      Цель: развивать наблюдательность и творческие способности детей.

       Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.

       Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.

       В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков

    «НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»

    Цель: обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт  прямого общения с ней (проводится в природе) .

      Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:

    Оно гладкое или нет?

    Есть ли на нём листья?

    Высоко ли от земли начинаются ветки?

       Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает  угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

       В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

    «ТЕНЬ»

      Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе, развивать подражательные способности детей (проводится в природе) .

       Суть игры заключается в том, что у каждого человека есть тень, но наша тень особенная, она точно повторяет движения человека лишь в том случае, если он делает что-то хорошее. В противном же случае она говорит: «Не буду, не буду повторять» и даже объясняет почему.

        Воспитатель делит детей на пары, в которых первый ребенок – ребенок, а второй – его  тень: «Ребенок может делать в природе всё, что считает нужным, т. е. гулять, нюхать цветы, собирать сухие веточки и т. д.   , а «тень» оценивает его поступки. В конце игры выбирается ребёнок, у которого самая послушная тень.

    «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».

      Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и фантазии у детей.

       Для этой игры необходим мешок с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.

      Первый вариант: «Опиши и угадай».

      Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке, предварительно описав природный предмет.

      Второй вариант:  «Спроси и угадай».

      Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находится в мешке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы:

    Это гладкое или нет?

    Какой оно формы?

    Сколько у этого предмета углов?

       Третий вариант:  «Угадаем вместе».

       В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры по экологическому воспитанию в старшей группе

    Закреплять знания об объектах живой природы...

    Дидактические игры по экологическому воспитанию в младшей группе.

    Дидактические игры по экологическому воспитанию в младшей группе....

    Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе

    Экологическая игра  «Польза- вред» Цель: дать понять детям, что в природе нет ни полезных ни вредных, одни только необходимые.1 этапПервый вариант: «Польза &ndash...

    Дидактические игры по экологическому воспитанию в средней группе

    Дидактические игрыпо экологическому воспитанию в средней группе...

    Дидактические игры по экологическому воспитанию в старшей группе

    Дидактические игры по экологическому воспитанию в старшей группе...

    Дидактические игры по экологическому воспитанию в подготовительной группе

    Дидактичекие игры по экологическому воспитанию в подготовиленой группе...