Педсовет «Народное творчество в культурных практиках» от 24.03.2020г.
материал (младшая группа)

Ковтуненко Ольга Борисовна

Сообщение на педсовете: «Знакомство дошкольников с народными промыслами Подмосковья». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovete.docx837.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Народное творчество в культурных практиках» от 24.03.2020

   

 Сообщение на педсовете: «Знакомство дошкольников с народными промыслами Подмосковья».                           Воспитатель Ковтуненко О.Б.

       

 Подмосковье с давних времен славится художественными промыслами, которые стали символами русского народного искусства. Народные художественные промыслы занимают ведущее место в историко-культурном достоянии Московской области. Поэтому необходимо приобщать детей к народному творчеству, развивать природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть формировать гармонически развитую личность.

Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим. Народные промыслы России представлены производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков, лаковой миниатюрой. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа. Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

Каждый человек родился в определенном месте, которое называет Родиной. Человек без родины – это человек без прошлого, настоящего и будущего. Поэтому важно, чтобы дети росли и созерцали достояние своей страны и своего народа. В связи с научно-технической революцией в мире стали забываться многие вещи и детали, формировавшие культуру нашей страны.

         Малая Родина... У каждого она своя, но это родное место, которое определяет многое, если не сказать все! В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви, уважения и привязанности к родным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. В процессе знакомства с народным искусством. Кроме решения эстетических задач, таких как развитие умения видеть красоту, создавать и беречь её, проявлять творческую активность. Важно развивать и психологические процессы, необходимые для успешной творческой деятельности и для общего развития детей (память, мышление, воображение, познавательную и эмоционально - волевую сферы), а также решать задачи нравственно-патриотического воспитания: уважение к своему народу. К труду народных мастеров. Любовь к своему краю, Родине, Отчизне. Наша задача – зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам, взрослым, воспитать патриотов. А ведь именно сейчас. Когда подвергается глумлению и извращению всё народное, чистое, доброе. Ознакомление с народным творчеством, народными промыслами – дело чести любого здравомыслящего гражданина страны. Ведь именно сейчас людям, а особенно детям, нужна информация об её истории. Её богатой духовной жизни. О народных традициях и быте, ремёслах.

Популярность народного искусства в наши дни очень велика. Современное искусство традиционных народных промыслов, всегда наполненное светлыми, жизнеутверждающими образами, понятно и близко всем.

  Человек во все времена старался украсить свой быт. Любое ремесло. Дойдя до вершины, становится искусством. Так вот и возникли народные промыслы. Славилась земля наша русская своими мастерами и умельцами.

«Не то дорого, что красного золота, а то, что народного мастерства» - гласит народная пословица.

Яркие впечатления на детей всегда производит народная игрушка, дымковская, филимоновская, ливенская, или яркие иллюстрации, фотографии с крупными изображениями подлинных игрушек. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Дети лепят по подобию, радуются полученному результату. Навыки, полученные детьми в процессе занятий, используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу и по оформлению.  

 

 В Московской области немало известных народных художественных промыслов. Чего только ни изготавливают умельцы Подмосковья: изделия из фарфора и елочные игрушки, расписные подносы и шали с набивным рисунком. О том, где в Подмосковье делают настоящую русскую матрешку и как производят гжельский фарфор.

ГЖЕЛЬ

C:\Users\Евгений\Downloads\фарфор гжель.jpg

Изделия из Гжели прославили одноименный поселок в Раменском районе на весь мир и дали название целому направлению росписи. Традиционная гжельская роспись − ярко-синие цветы, птицы и живописные орнаменты, рассыпанные по белому полю фарфора. С 11 века местное население занималось гончарным ремеслом, а в середине 18 века началось производство майолики и фаянса.

МАТРЁШКА

C:\Users\Евгений\Downloads\Матрешка.jpg

Немногие знают, но русская матрешка – достаточно молодой народный промысел. Первая матрешка была изготовлена в Сергиевом Посаде только в конце 19 века, а расцвет ее производства пришелся уже на начало 20 века. С тех пор игрушка не просто получила популярность в народе, а превратилась в узнаваемый символ России.

Русскую матрешку изготавливают из мягких пород дерева – липы, ольхи или березы.

ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС

C:\Users\Евгений\Downloads\Жостовский поднос.jpg

Этот промысел зародился в начале 19 века в селах и деревнях Троицкой волости (теперь городской округ Мытищи). Отличительным признаком жостовской росписи является яркий букет цветов на черном фоне. Изначально для изготовления подносов использовалось папье-маше, но уже скоро от этой технологии отказались. Уже тогда между производителями существовала конкуренция, и хрупкие подмосковные подносы из папье-маше проигрывали по прочности металлическим сибирским. Тогда производители быстро переняли технологию у своих коллег, но при этом придали своим изделиям уникальный внешний вид за счет художественной росписи.

Жостовская роспись интересна тем, что при ее создании не используются образцы или трафареты. Рисунок на подносе – плод воображения художника. Однако устойчивая традиция предписывает изображать в центре рисунка розы, окруженные другими цветами.

ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА

C:\Users\Евгений\Downloads\Елочная игрушка.jpg

Стекольный завод в Клину был построен еще в 1848 году князем А. С. Меньшиковым. Но производство елочных игрушек из стекла было запущено на нем не сразу. Дело в том, что в 19 веке праздничную елку украшали в основном сладостями, орехами и яблоками. А как самостоятельная отрасль производство елочных игрушек сформировалось в России лишь в первой половине 20 века.

Любой желающий может понаблюдать за всеми этапами этого производства, посетив музей «Клинское подворье» в Клину.

ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПЛАТОК

C:\Users\Евгений\Downloads\Павловопосадский платок.jpg

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии выросла платочная мануфактура, появилось в Павловском Посаде в 1795 году. Первые шали с набивным рисунком были изготовлены на фабрике в 60-х годах 19 века. Изделия быстро получили широкое распространение, а владелец мануфактуры − звание поставщика великой княгини Александры Петровны.

ЛИКИНО-ДУЛЁВСКИЙ ФАРФОР

C:\Users\Евгений\Downloads\Дулевский фарфор.jpg

Предприятие по производству изделий из фарфора и фаянса было основано в городе Ликино-Дулево в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым. На нем в разные годы производились известные на весь мир вазы, чайные и кофейные сервизы, кухонная посуда, бокалы, кружки, сахарницы и другие изделия. Также всегда высоко ценились произведенные в Ликино-Дулеве скульптуры и статуэтки. Отличительная черта дулевского фарфора – богатая роспись, выполненная профессиональными художниками вручную.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

C:\Users\Евгений\Downloads\Богородская игрушка.jpg

Сергиево-Посадский район многие столетия является центром игрушечного дела в России. Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные

промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе дерева

Богородская фабрика деревянной игрушки выпускает свою продукцию и по сей день. При ней работает музей, в котором выставлены самые редкие и знаменитые поделки.

Как прекрасна наша Россия своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озерами! Как богата наша Россия драгоценными камнями, золотом и серебром!

Но самым бесценным и дорогим является наш народ!

Славится русская земля своими мастерами, своими делами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к педсовету "Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста"

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственног...

Сообщение на педсовете "Народное творчество в воспитании дошкольников" 24.03.2020

Сообщение на педсовете "Народное творчество в воспитании дошкольников"...

Выступление на педагогическом совете"Народное творчество в культурных практиках"

Выступление на педагогическом совете"Народное творчество в культурных практиках" на тему:"Народное творчество-традиции народной культуры"...

Сообщение на педсовете" Народное творчество - Золотая хохлома"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22502541","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22502545","attributes":{"alt":"","...

Сообщение из опыта работы " Народное творчество в культурных практиках".

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и формированию у дошкольников самостоятельност...

Применение устного народного творчества в логопедической практике

Устное народное творчество хранит в себе мудрость народа, которая формировалась с древних времен и передавалась из уст в уста (из поколения в поколение). В настоящее время, пословицы и поговорки можно...

Методическая разработка "Использование устного народного творчества, как культурного наследия России, в формировании любви к родному языку у дошкольников"

В методической разработке рассматривается актуальность проблемы приобщения дошкольников к национальной культуре, в частности формирование любви к родному языку посредством использования пословиц и пог...