Семинар «Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС»
презентация

Разживина Олеся Игоревна

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путем прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребенке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx16.87 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Познавательно - исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС»

СЛАЙД 1:

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путем прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребенке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

СЛАЙД 2:

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. 

Это не значит, что воспитатель видит в детях будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и ученых, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

СЛАЙД 3:

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

СЛАЙД 4:

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. 

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации: о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
  • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
  • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
  • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
  • Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования
  • Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе, если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

СЛАЙД 5:

Виды познавательно-исследовательской деятельности

  • Экспериментирование – вид поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

  • Моделирование

  • Исследование -  вызывает огромный интерес у детей. Выполняемые ребенком практические действия развивают познавательную, ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия для раскрытия содержания данного объекта, а следовательно происходит формирование знаний о причинно-следственных связях. Этот вид деятельности оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческого потенциала, на укрепление здоровья благодаря повышению уровня двигательной активности. В процессе исследовательской деятельности у детей появляется возможность реализовать характерную для них любознательность, представить себя роли ученого, исследователя, первооткрывателя. При этом педагог не является наставником, а становится игровым партнером в совместной деятельности, и это позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

  • Проектирование - охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога - ребенка - родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

  • Коллекционирование – вид познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.

СЛАЙД 6:

Среди приемов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

1. Эвристический метод. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

2. Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов. Исследования, проводимые во время прогулок, Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

3. Опыты и эксперименты.  экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплоченности коллектива.

Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант, родителей.

ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребенка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы.

Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку.

 Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления

СЛАЙД 7:

Исследовательская деятельность дошкольников включает в себя конкретные этапы:

  • Постановка проблемы (проблемная ситуация)

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент  - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами могут быть:

 - реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад)

- специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность

 («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»).

Такими предметами могут быть магнит, коллекция бумаги (ткани), иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

- воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям

- стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

  • Выдвижение гипотез – воспитанники предлагают варианты решения проблемы,  ребята размышляют, как можно сделать этот процесс зримым для человеческого глаза 
  • Проверка гипотезы – осуществление плана действий (проведение наблюдения, экспериментирования и пр.)
  • Анализ полученного результата, обсуждение итогов, фиксация результатов, формулировка выводов

СЛАЙД 8:

Использование наглядного материала при организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательно -исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель  обращает внимание детей, на то  что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

  • Исследовательские карточки. Ребята заполняют специальные бланки, которые затем составляются в картотеку наблюдений и опытов.
  • Личный дневник наблюдений. Эта форма располагает большим простором для реализации творческих потребностей и выражения индивидуальности, чем карточки. Ребятам можно разрешить делать в дневнике пометки, зарисовки, схемы.
  • Стенды. Фиксировать детское экспериментирование можно при помощи оформления стендов: вывешивания плана проведения опытов, диаграмм и фотографий с результатами.
  • Лэпбуки — изготовленные своими руками книжки-раскладушки на тему проведённых исследований («Вода», «Погода», «Насекомые», «Свойства воздуха» и т. д.). Будет замечательно, если помогать в оформлении лэпбуков ребятам будут родители.

СЛАЙД 9:

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.

Познавательно исследовательская деятельность детей в детском саду имеет неоценимое значение для становления личности дошкольника.

 Этот вид деятельности является важным и одним из ведущих.

Именно в ходе исследования дети познают окружающий мир и осваивают новые знания.

Познавательно исследовательская деятельность необходима в каждом возрастном периоде дошкольника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно — исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС

Слайд 2

Познавательно — исследовательская деятельность Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. (ФГОС ДО) Цель организации познавательно — исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.

Слайд 3

Задачи: развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира; формирование первичных представлений об их свойствах; развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей; создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации; стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

Слайд 4

Формы организации Коллективная Подгрупповая Индивидуальная Доступность структурность непродолжительность

Слайд 5

Виды познавательно-исследовательской деятельности экспериментирование моделирование исследование проектирование коллекционирование

Слайд 6

Приёмы и методы организации Эвристический м етод Наблюдение Опыты и эксперименты ТРИЗ технологии

Слайд 7

Этапы исследовательской деятельности Постановка проблемы Выдвижение гипотез Проверка гипотезы Анализ

Слайд 8

Формы записи наблюдений Исследовательские карточки Личный дневник наблюдений

Слайд 9

Лэпбуки Стенды Книжки - раскладушки

Слайд 10

«Самое лучшее открытие – то , которое ребенок делает сам » . Ральф У. Эмерсон .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

    В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС (Опыты и эксперименты для детей старшего возраста)

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС (Опыты и эксперименты для детей старшего возраста)

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого возде...

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

«Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ по ФГОС» (ОБМЕН ОПЫТОМ)

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Д...