Курсовая работа
материал (младшая группа)

Струцкая Ольга Васильевна

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Зимовниковский педагогический колледж»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Ознакомление младших дошкольников с животным миром в процессе экологического воспитания

МДК.03.03 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

                                                                            Выполнила:

                                                                          Струцкая Ольга Васильевна

                                                                  студентка группы ДЗ-2

                                                         специальность 04.02.02

Дошкольное образование

                                Руководитель:

Плотникова Наталья Викторовна

 

 

 

 

п. Зимовники, 2017

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strutskaya_kursovaya.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Зимовниковский педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Ознакомление младших дошкольников с животным миром в процессе экологического воспитания

МДК.03.03 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

                                                                            Выполнила: 

                                                                          Струцкая Ольга Васильевна

                                                                  студентка группы ДЗ-2

                                                         специальность 04.02.02

Дошкольное образование

                                Руководитель:

Плотникова Наталья Викторовна

п. Зимовники, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        2

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЖИВОТНЫМ МИРОМ        5

1.1 Значение ознакомления младших дошкольников с животным миром        5

1.2 Возрасные особенности детей младшего дошкольного возраста(3-4 года)        9

1.3 Содержание педагогической работы по ознакомлению младших дошкольников с животным миром ………………………………………………11

2.МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ        23

2.1 Общая характеристика методов ознакомления детей с животным миром        23

2.2 Формы организации детей при ознакомлении их с животным миром        30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        38

ВВЕДЕНИЕ

        Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста! Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это роль их в биосфере огромна. «Животный  мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других лекарственных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определенный запас естественно - научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта реализуется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Во многих работах педагогов и психологов (В.В.Давыдов, Н.Н.Подъяков, А.А.Люблинская и др.) говорится о том, что у детей дошкольного возраста необходимо формировать хотя и небольшие, но элементарные системы знаний. О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили также такие исследователи, как И.Р.Колтунова, Н.Н.Кондратьева, Л.М. Маневцова, П.Г.Саморукова. [16.с55]

        Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по знакомству младших дошкольников с животным миром необходимо разработать комплекс занятий, направленный на систематизацию знаний о животном мире. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи  и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Ознакомление младших дошкольников с животным миром в процессе экологического воспитания».

        Объект исследования – процесс систематизации знаний дошкольников о животном мире.

        Предмет исследования – методы и формы ознакомления младших дошкольников с животным миром.

        Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с животным миром.

        Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме формирования знаний у детей  дошкольного возраста о животном мире.
  2. Проанализировать психологические характеристики младшего дошкольного возраста для ознакомления с животным миром.
  3. Проанализировать основные наиболее эффективные методы и формы работы по ознакомлению младших дошкольников с животным миром.
  4. Раскрыть значение экологического воспитания в умственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании младших дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, наблюдение за деятельностью младших дошкольников.

Курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованных источников, включающего 20 наименований.

Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме курсовой работы, разработан методологический аппарат.

В первой части работы представлены теоретические и методические основы содержания ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животным миром.

Вторая часть посвящена изучению методов и формам организации учебно-воспитательного процесса по систематизации знаний об окружающем мире средствами моделирующей деятельности.

Каждая часть заканчивается выводом, который является лаконичным ответом на название части.

В заключении представлены общие выводы по изученной проблеме в соответствии с поставленными задачами исследования.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЖИВОТНЫМ МИРОМ

  1. Значение ознакомления младших дошкольников с животным миром

Золотова. Е.И. пишет, что экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества. Люди подчас не осознают, как пагубен ограниченно-утилитарный подход к природной среде; долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы. Поэтому при решении современных экологических и социально-экономических проблем остро стал вопрос о повышении уровня природоохранительного, гуманного отношения к флоре и фауне.[6 с.7]

Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития нравственных высших чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить,  позаботиться и т.п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

Недостаток конкретных ощущений при наблюдении природы (например, восприятие цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной бедности, неумению выразить свое отношение к окружающему. Но если одновременно с восприятием эстетической стороны природы педагог дает нравственные правила отношения к ней, то эстетические и этические оценки, совпадая, образуют нравственно-эстетические нормы, по мере усвоения которых можно судить о степени сформированности гуманных чувств и интереса к живым существам.

Золотова.Е.И. говорит, что о степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, если взять во внимание следующее: 1) интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни повадках; 2) знание и выполнение правил обращения с живым существом;  осознание необходимости охранять животных, заботиться о них; 3) желание и умения ухаживать за живым существом – эмоциональность восприятия и общения с животным. [6c.4].

Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять ребенка в нравственных поступках. Вот на прогулке дети увидели ежа. И воспитатель, прежде чем животное взять в детский сад, обсудил с детьми, хорошо ли ему будет в помещении, смогут ли ребята создать для животного условия, похожие на естественные. Дети с помощью педагога приходят к выводу: нельзя брать ежа из леса («Здесь ему лучше, здесь его дом», «Может, его где-то ежата ждут…»). Каждый случай отрицательного отношения также не должен проходить мимо внимания педагога. Воспитатель анализирует, почему ребенок проявил жестокость по отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого и т.д. У ребенка надо сформировать понимание того, что животное, как и человек, чувствует, болеет, страдает, радуется. Терпеливое, доходчивое объяснение способствует развитию сопереживания, стремления помочь.

Человек и природа. Философы и поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

В.Фокина пишет, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предполагает: [27 c.5]

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Естественно, что все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют необособленно, а взаимосвязано.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

- понимание необходимости бережного и заботливого отношения  природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;

- появление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умение оценить действия других людей по отношению к природе). [6 c.5].

Формируя гуманное отношение к природе, воспитатель должен исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем.

В. Фокина задает вопрос: как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольника, к которым относиться впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти « в жизнь другого живого существа изнутри» (В.Сухомлинский), почувствовать чужую боль как собственную.

Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и живых к условиям существования;

- создание того, что живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку,  т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу,  все они могут существовать одновременно. [27c.11].

Исследованиями и практикой дошкольного воспитания установлено, что к семи годам дошкольники накапливают много разнообразных, но разрозненных и поверхностных знаний о животных. Это проявляется в том, что дети могут узнать, назвать животных, рассказать о наиболее ярких признаках их внешнего вида или поведения.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституционных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.

  1. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированность произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно ради другого.[6 c.15]

В младшем возрасте дети способны уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Происходят существенные изменения в развитии речи. В младшем возрасте взрослый для ребёнка – носитель определенной  общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Игра ребёнка – это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных с взрослыми играх. Сюжеты игр простые, не развернутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. [6 с.45]

Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Детей этого возраста интересуют и увлекают разнообразные игры «экспериментирования» со специально предназначенными для этого игрушками, несложные сюжетные самодеятельные игры.  Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, не развернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. В этом возрасте дети также любят игры-угадайки; любят слушать, как им читают книги. Развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок уже может делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. Внимание детей непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течении 10-15 минут, но привлекательное занятие длится до 20 минут достаточно долго, и ребёнок не переключается на что-то ещё и не отвлекается. Память непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки). По просьбе взрослого дети могут запомнить 4-5 слов и 5-6 названий предметов.

К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форме, цвету, величине), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (домашние животные, одежда). Важнейшими психическим новообразованиями возраста, являются возникновение речи и наглядно- действенное мышление.

1.3 Содержание педагогической работы по ознакомлению младших дошкольников с животным миром

Содержание педагогической работы с детьми по ознакомлению их с дикими и домашними животными дается в «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ под редакцией Васильевой.М.А. с учетом возрастных особенностей. Поэтому нами взята программа и проанализирована, рекомендованная Министерством образования РФ.

Здесь отмечается, что уже с детьми раннего возраста проводиться работа по формированию знания о животных.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ [6с.8].

1-я младшая группа. Воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными.

2-я младшая группа. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учить различать основные части тела животного.

Средняя группа. Знакомить со строением и поведением животных – обитателей живого уголка природы. Учить выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигаются, отдыхают.

Старшая группа. Расширять представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учить замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные.

Подготовительная к школе группа. Расширять знания и учить связно, рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, олень и др.).

Итак, знания, которые даются детям дошкольного возраста, в программе воспитания и обучения в детском саду, Золотова.Е.И., подразделяет на две большие группы [12c.5]:

  1. о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных внешних признаков, особенностей поведения до некоторых форм приспособления к среде);
  2. о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ним, его защите).

То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию; ко второй – знания, определяющие правила поведения в природе, нормы нравственного отношения к ней. Связующим звеном между этими группами знаний может стать подведение дошкольников к осознанию понятие животное – живое существо: оно дышит, питается, передвигается, растет.

Здесь, отмечается, что уже с детьми раннего возраста проводиться работа по формированию знаний о животных.

Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают, конкретны, часто они носят общий или неопределенный характер: дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно – следственных связях в животном мире, а также приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания: не знают о пользе многих животных. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности животного, не умеют внимательно, долго наблюдать за ним и делать выводы.[8c.3].

Всеми воспитателями при ознакомлении детей с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое помоет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным. Золотова.Е.И. предлагает программу ознакомления детей разных возрастных групп с представителями четырех классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые. Знакомство с животными этих классов доступно в любом детском саду.[6с.8].

В дошкольном возрасте преобладают первый и второй уровни отношения. Это, очевидно, объясняется характером наблюдений, проводимых с детьми: при восприятии природы педагог значительное место отводит задачам экологического воспитания без тесной взаимосвязи с интеллектуальными и этическими вопросами; восприятие остается часто во внешнем, созерцательном плане и потому доминирует в формировании отношения детей к природе; не всегда целесообразно организуется деятельность детей в природе – она в основном направляется не на бескорыстную помощь окружающей среде, а на деятельность утилитарно-практическую (сбор ягод, грибов и т.д.).

Так как тема нашей курсовой работы связана с домашними и дикими животными, то нами сделана выписка только по классу млекопитающих.

Познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка), условиями, необходимыми для их жизни, - природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота на пастбище, зимняя подкормка диких животных). Дать представление о том, как млекопитающие заботятся о потомстве.

«Программа воспитания  обучения в детском саду» под редакцией Васильевой при ознакомлении детей с природой определяет объем сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию Золотова.Е.И. объединила в три группы:[10.с.7].

  1. внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения);
  2. среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;
  3. приносимая польза.

В этой программе для детского сада содержится раздел «Ознакомление детей с окружающим миром», в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразие растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программы ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Но в целом положительные тенденции программы в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания, поэтому нами была взята для изучения специализированная программа «Юный эколог».[16.c.3].

Она разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых Николаевой. С.Н. на протяжении многих лет.

Николаева. С.Н. утверждает, что дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. [16.c.7].

Основным содержанием экологического воспитания должно является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно- правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состояние растений, правильную их оценку и адекватное их реагирование.

 В программе представлены семь разделов:

Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе.

Второй раздел – раскрывает многообразие растений и их связь со средой обитания.

Третий раздел – раскрывает многообразие животных и их связь со средой обитания. В него входит:

3.1. Обитатели уголка природы;

3.2. Домашние животные. Дети получают представления о кошке, собаке, корове, овце, лошади, свинье, козе и других видах домашних животных.

Четвертый раздел – прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных.

  1. Животные:

4.2.2 Млекопитающие.

В пятом – раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.

5.1. Лес как экосистема: тайга как экосистема, тропический лес как экосистема.

5.3. Луг как экосистема: степь как экосистема.

Шестой раздел – показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В седьмом разделе – даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют воспитателю осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет воспитателю понять, насколько дети приняли и усвоили новые знания.

В другой программе экологического образования «Мы» автор Кондратьева. Н.Н. представляет доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Она состоит из, экологических представлений о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как целостность, а гуманное отношение к живому – как этический принцип поведения человека. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе. [10 с.4].

Переживание значимости такого отношения достигается посредством проживания ребенком всей палитры гуманных чувств к миру природы. Важной составляющей содержания являются умения разнообразной деятельности в природе, имеющий экологически ориентированный характер. В целом программа способствует формированию экологической воспитанности ребенка, являющиеся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.

Экологическую воспитанность дошкольника программа выражает в гуманно - ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:

- доброжелательность к живым существам;

- эмоциональная отзывчивость на их состояние;

- интерес к природным объектам;

- стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;

- желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.

Так же Кондратьева в своей программе «Мы» выделила несколько правил, она пишет так:

Помни, что наблюдение за животным должно быть безопасным для него и тебя, соблюдай известные тебе правила. [10 c.44].

Сохраняй связи животных с окружающей средой; не забирай с собой животное из природы: оно приспособилось жить там, где родилось и выросло.

Учитывай особенности физиологического и сезонного состояния живых существ.

Будь очень внимателен при общении с малышами, детенышами животных.

При отборе содержания авторы придерживались принципа научности. Так, в программе отраженны ведущие идеи и понятия современного естествознания. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. С этой целью в программе представлены знания о неживой природе как источнике и условии существовании живого. Объясняется взаимосвязь организма со средой обитания, проявляющаяся и в конкретных формах приспособления живого существа к ее условиям.

Для этого (как и в программе «Юный эколог») показано разнообразие сред обитания, приведем комплекс факторов, характеризующих каждую из них. Даются представления о том, как живые приспособлены к среде обитания, и как меняются их жизнедеятельность в зависимости от сезонных изменений. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.

В программе Кондратьевой. Н.Н. также раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней, человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражено влияние природы на жизнь человека и человека – на природное окружение. [7.с.5].

Экологическое сознание человека основывается на понимании целостности природы. Для раскрытия этой идеи, одной из наиболее значимых в экологическом образовании, в программе показаны взаимосвязи, сложившиеся в природе на любом ее уровне: организм, живое – среда, экосистема. Разъясняется, что сохранение сложившихся связей – важное условие жизнеспособности живых систем, а нарушение их целостности влечет за собой негативные экологические последствия для живого.

В программе последовательно рассказывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются – пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно – целостного отношения к ней. Поэтому важно осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логику ее развития.

Здесь формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решения следующих задач: [10.с.8].

  1. развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
  2. формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  3. накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Как отмечает Кондратьева. Н.Н. – успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  1. готовность педагога к осуществлению экологического образования детей;
  2. личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  3. постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  4. построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  5. активным участием родителей в воспитательном процессе;
  6. установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Программа «Мы» может быть использована в любом регионе страны. Отбор конкретного содержания зависит от природного окружения дошкольного учреждения, географических условий местности, края.

Содержание программы [7с.9] не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего. Подобное построение программы также поможет педагогу реализовать и собственные интересы в познании природы и открытии мира дошкольника. Воспитатель свободен в выборе природных объектов, определении конкретных направлений работы с детьми. Так, при реализации программы особое внимание может быть уделено накоплению у детей эмоционально положительного отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе и т.п. Организуя работу, по ознакомлению детей с животным миром, программа «Юный эколог» как и программа «Мы» могут быть использованы в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.

Всеми воспитателями при ознакомлении детей с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес и внимательное, бережное отношение к животным.

2.МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ – ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

2.1. Общая характеристика методов ознакомления детей с животным миром

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений о животных, беседы, проводимые с демонстрацией их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т.д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т.п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение – при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. [11.с.34].

Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

В группах раннего возраста и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственное восприятие детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества наблюдений – занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Наблюдение в лес, поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный  материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.[11 c.23]

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг и т.д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты – в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т.д. в целях ознакомления с трудом взрослых.

Организация наблюдений.

Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений – знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки [11.с.43].

Дидактическая игра.

Игра – не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.

Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемых на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. [6.с.28].

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с животными нужно воспитывать бережное отношение к ним.

Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого снега можно лепить и т.д.

В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: « Коля взял сухой песок, он рассыпается» или « Тоня положила в формочку  мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».

Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).

Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное свойство  со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т.д.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».

Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.[8 c.66]

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений.

Труд как метод воспитательно – образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.

Системный труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора.

Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке и в уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить название частей растения (стебель, листья, цветки). [16 c.54]

У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.

Если всю деятельность свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно – образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое – трое детей средней группы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное выращивание растений и уход за животными.

К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группы [7.с.65].

Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка ив работах по выращиванию растений.

Дети младших групп при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая.

2.2. Формы организации детей при ознакомлении их с животным миром

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с животными миром являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с животным миром. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с животным миром осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и реи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к братьям нашим меньшим.

Главное в занятии – это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.

Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать [7.с.40].

Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоёма и т.д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятия.

На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они поднимают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств.

Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движения и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной к школе группой. С младшими группами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года – короткие экскурсии на луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски.

Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно, прежде всего, использовать ближайшие места. В городах – это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор.

Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе [7.с.41].

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее помещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать детям, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение (вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых.

Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное пятиминутное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя. Придя, на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу.

Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т.д. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.

Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.

Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.

На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание  плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы. [10 c.11]

На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.

Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые движением ветром и водой. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают растения.

Работа на земельном участке. На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. В старшей и подготовительной к школе группе вводят дежурства детей по огороду и цветнику [9.с.83].

Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводиться ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдельные поручения воспитателя.  В старших группах их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школе группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными. Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы [15.с.63].

Выводы:

Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры.

Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольший  успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными методами. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот метод особенно целесообразно в младших и средних группах, постепенно сокращая ее длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводятся ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будет в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать  в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в тоже время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений  и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко.А.К. «Дидактические игры» Дошкольное воспитание,№7, 2016г.
  2. Воронкевич.О.А. «Добро пожаловать в экологию» - М.,2014 – 170с.
  3. Серебрякова.Т.А. «Методические рекомендации к изучению уровня сформированности основ экологической культуры детей дошкольного возраста», - Н.Новгород, 2012г.
  4. Золотова.Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных», - М., Просвещение, 2014г.
  5. Корганова. И.В. «Воспитание субъективно – этического отношения к природе у детей», - М., 2012г.
  6. Прокопова. А.А. Статья: «Формирование заботливого отношения к природе», - Дошкольное воспитание, №8, 2016г.
  7. Иванова.А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. М: ТЦ Сфера, 2014, - 56с.
  8. Каменева.Н.Г. «Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. «Детство – пресс», 2012 – 319с.
  9. Лучинин.М.В. «Детям о природе» - М., 2013г. – 115с.
  10.  Венгер.Л.А. «Развитие: программа нового поколения для ДОУ. Младшая группа», М., 2015г.
  11.  Осипов. Г.Н. «Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой», М: Просвещение, 2012-86с.
  12.  Виноградова. Ф.Н. «Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой» - М., 2014г.-154с.
  13.  Иванова.А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для  работников дошкольных учреждений: ТЦ Сфера, 2016г.,-56с.
  14.  Лихачев. Д.С. «Экология – проблема нравственная» -  Наше наследие,2014г.
  15. Каменева. Л.А,  Кондратьева. Н.Н, Терентьева. Е.Ф. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», - М.: Просвещение, 2012г.
  16. Буре. Р.С, Година. Г.Н, Шатова. А.Д. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», - М: Просвещение, 2013г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: Влияние дидактических игр на развитие цветоощущения детей.

СОДЕРЖАНИЕ: ВведениеАктуальностьЦельЗадачиТеория Задачи дидактических игрТребование к дидактическому материалуВажность использования правил в игреВыводФормы организацииКлассификацияВыводСистема работы...

Курсовая работа.

Развитие памяти дошкольника...

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

Курсовая работа

Детское словотворчество...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»

План.Введение      1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.            1.1 Цели и задачи...

КУРСОВАЯ РАБОТА Система работы по развитию фонематического слуха и восприятия в старшей и подготовительной группе ДОУ для детей с ОНР

В настоящее время  количество детей с речевыми нарушениями увеличивается. Это происходит из-за роста патологий беременности и родов, общей соматической ослабленности детей, из-за неблагоприятных ...