Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи (младшая группа)

Наумова Оксана Андреевна

Картотека пальчиковых игр включает в себя несколько разделов, таких как: пальчиковые игры "Овощи и фрукты", ""Домашние животные", "Прогулки по лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchi_kovyh_igr.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

ФРУКТЫ

ОВОЩИ

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

Репка

Репку мы сажали
Пальцами как будто роем лунку на детской ладошке
Репку поливали
Имитируем, как льется вода из лейки
Вырастала репка
Выпрямляем постепенно пальчики
Хороша и крепка!
Ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!
Расцепили руки, потрясли кистями

Как у нашей Зины

Как у нашей Зины

Овощи в корзине:

Вот пузатый кабачок,

Положили на бочок,

Перец и морковку

Уложили ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина – молодец!

Сливы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Варим компот

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают"
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Опять" варят" и "мешают"

Яблонька

У дороги яблонька стоит,

Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит.

Сложить запястья вместе.

Сильно ветку я потряс,

Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас.

Ладони  перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Соединить запястья, ладони развести.

Ах, какой приятный вкус.

Сливы

Кисти рук сжаты в кулак

Большой пальчик сливы трясёт

(разогнуть большой палец),

Второй их собирает

(разогнуть указательный палец),

Третий их домой несёт

(разогнуть средний палец),

Четвёртый высыпает

(разогнуть указательный палец),

Самый маленький – шалун

(разогнуть мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

Апельсин

Мы делили апельсин. Апельсин всего один

(соединить пальцы обеих рук, дотронувшись подушечками, представить в руках круглый апельсин).

Эта долька для кота(показать левую ладошку, правую сжать в кулак, приподняв фаланги указательного пальца и мизинца — «уши кота»).

Эта долька для ежа (показывается тыльная сторона и левая, ладонь еще раз, затем пальцы обеих рук переплести, соединив тыльными сторонами ладони).

Эта долька для улитки (правую руку положить на стол, выставить указательный палец и мизинец, остальные сжать в кулак. Левую ладонь положить на правую).

Эта долька для чижа (левая ладонь открыта. Правая рука на

локте, все пальцы соединены с большим пальцем — «голова чижа»).

Ну а волку — кожура (руки сжимаются в кулаки и энергично разжимаются).

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Сколько было утят в стае?

Как-то летним вечерком утята стаей шли гуськом.

Шли они на пруд купаться, порезвиться, поплескаться.

Первый среди них — вожак. Идет гордо:  «Кря-кря-кряк!»

У трех других утят спинки желтые блестят.

А последний поотстал. Очевидно, он устал.

Из травы высокой вдруг, вызвав у утят испуг,

Еще двое выбегают, место в стае занимают.

Ну-ка быстро сосчитаем: сколько было утят в стае?

Ритмично соединять сначала большой и сложенные вместе средний и указательный пальцы, а затем большой и указательный, соединять и разъединять все пальцы, изображая хвост индюка.

Гусь

Где ладошка? Тут? Тут.

На ладошке пруд? Пруд.

Палец большой —

Это гусь молодой.

Указательный — поймал,

Средний — гуся ощипал,

Этот палец суп варил,

Этот палец нас кормил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда — в живот! Вот!

Птичий двор

Наши уточки с утра:

«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда:

«Га-га-га! Га-га-га!»

А индюк среди двора:

«Бал-бал-бал! Балды-балды!»

Наши курочки в окно:

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»

А как Петя-петушок Ранним утром поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Индюк

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук "идут" по столу.

Серенький козёл

Как- то серенький козёл в огород поесть зашёл.

Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.

Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там.

Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.

Под копытами - трава,     Опускаем подбородок.

А над головой - листва.   Поднимаем подбородок вверх.

Наклонись - капусту кушай,  Наклоняемся вниз.

А вверху - большие груши. Встаём на носочки,тянемся вверх.

Сзади огурцы растут,   Поворачиваемся назад.

Впереди кусты цветут,  Возвращаемся обратно.

Слева - молодой лучок,  справа - вкусный кабачок.

Полуобороты вправо-влево.

Здесь - сто ягодок, там - двести,  Наклоны вправо-влево.

Козлик крутится на месте.    Крутимся.

И, пока он выбирал,  пёс его в сарай прогнал.

Наклонив голову, убегаем от "пса".

Утята

Раз-два — шли утята.

Три-четыре — за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался —

Громко-громко запищал:

— Пи-пи-пи — не пищи!

— Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи-пи-пи...» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Курочка пьет воду

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала.

И пила водицу

Прямо из корытца.

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки.

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут... Трое утят плывут...

Двое утят плывут... Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт, И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

Коза

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт —

Забодает, забодает, забодает!

(Большой и указательный пальцы одной руки делают шагающие движения, а указательный и средний другой руки — выставлены вперед, как рога. Кулачками стукнуть по столу 2 раза. Выпрямленные и согнутые пальцы обеих рук энергично соединить 2 раза с большими пальцами, затем повторить первое движение.)

Привяжу я козлика

Привяжу я козлика

К белой берёзке,

Привяжу рогатого

К белой берёзке.

— стой, мой козлик,

Стой, не бодайся!

Белая берёзка,

Стой, не качайся!

(Правой рукой показать «рога»: отогнуть указательный палец и мизинец. Левую руку поставить на локоть, пальцы широко раздвинуты. Сделать легкие движения кистью и пальцами левой руки с отогнутыми двумя пальцами — «рогами».)

Пять телят

Этот телёнок пьёт молоко,

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жуёт,

Этот телёнок копытцами бьёт.

Это телёнок мычит: «Почему все разошлись?

Скучно мне одному!»

(Кисти сжаты в кулак. Последовательное разгибание каждого пальца от большого до мизинца.)

Лошадки

Вот помощники мои.

Их, как хочешь, поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок-чок-нок, чок-чок-нок,

Скачет резвый табунок.

(Руки лежат на столе ладонями вниз. Па счет «раз, два, три, четыре» поочередное продвижение толевой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев. Повторить несколько раз в розничном темпе.)

Цап-царап

Ребенок кладет свою ладошку поверх вашей, мама размеренно читает стишок, а малыш слушает ее и внимательно следит за движениями. В нужный момент – на слове «цап-царап» малыш отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет –
Коготки поточит.
Цап-царап!

Затем в игру вступает другая рука.

Черепаха

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Пять поросят

Пять поросят гуляли на просторе,

(Быстро двигать пальчиками по столу.)

Пять поросят пошли купаться к морю.

(Медленно переставлять пальчики по столу.)

Один из них устал. (Загнуть большой пальчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Четыре поросенка гуляли на просторе,

Четыре поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал. (Загнуть указательный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Три поросенка гуляли на просторе,

Три поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал. (Загнуть средний пальчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Два поросенка гуляли на просторе,

Два поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал. (Загнуть безымянный пальчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Один поросенок резвился на просторе,

Один поросенок пошел купаться к морю,

Потом устал. (Загнуть мизинчик.)

— Пойду домой,— сказал. И вот вам результат:

Не осталось поросят!

Богатый Ермошка

Богат Ермошка —

У него собака да кошка,

Петушок да курочка,

Селезень да уточка.

Вот как кошка на окошке

Шьет рубашку для Ермошки.

А собака-пустолайка лепешки печет.

Кот в уголочке сухари толчет.

Курочка в сережках избушку метет.

Выполнять действия и движения руками и пальчиками в соответствии со смыслом стихотворения.

Погладим котенка

— Киса, кисонька, кисуля!

— Позвала котенка Юля.

— Не спеши домой, постой!

— И погладила рукой.

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

Барашки

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Захотели утром рано

Пободаться два барана.

Выставив рога свои,

Бой затеяли они.

Долго так они бодались,

Друг за друга все цеплялись.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

Кошка и мышки

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки.

(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

Только мышка не зевает, вмиг от кошки удирает.

Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

ПРОГУЛКИ ПО

ЛЕСУ


Ловкий зайка

Раз, два, три четыре, пять,

Вышел зайка погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Надо заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Раз, два, три четыре, пять,

(Руки сжаты в кулаки. На счет 7-5 отгибаются, пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному на счет 1-5.)

Кого встретили в лесу?

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

Гномики-прачки 
Жили-были в домике
(дети сжимают и разжимают кулачки) 
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки.
 
(правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика) 
Раз, два, три, четыре, пять,
 
(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) 
Стали гномики стирать
(трут кулачками друг о друга) 
Токи - рубашки, Пики - платочки,
Лики - штанишки, Чикки - носочки,
(опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого) 
Микки умница был,
Всем водичку носил
.

Зайцы

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев дремали под кустом,

И двое вдруг сказали: “Вон человек с ружьём”

Двое закричали: “Давайте убежим!”,

Двое прошептали: “Давайте помолчим!”,

Двое предложили: “Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили: "Он может сделать “Бах”?"

“Бах” - выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.

Нажав ружья курок,

Бежим пальчиками по столу или коленям.

И десять серых зайцев пустились наутёк.

Прогулка в лес

— Мальчик-с-пальчик, где ты был?

(Большой палец левой руки четыре раза сгибается.)

Долго по лесу бродил!

(Большой палец правой руки четыре раза сгибается.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ёжика в иголках,

(большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными),

Встретил белочку, синичку,

Встретил волку и лисичку,

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(четыре пальца последовательно сгибаются — «кланяются»).

Дождик

Меж еловых мягких лап

(поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)

дождик кап-кап-кап

(постукивание пальцами по столу).

Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох

(касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).

Кто нашёл его, друзья? (Касание указательным пальцем правой руки поочередно всех пальцев левой руки.)

это я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца, его показ.)

По грибы

Пальчик, пальчик, где ты был? (Пальцы сжаты в кулак.)

Этот пальчик в лес ходил, (отгибается мизинец).

Этот пальчик гриб нашёл, (отгибается безымянный палец).

Этот пальчик чистить стал, (отгибается средний палец).

Этот пальчик жарить стал, (отгибается указательный).

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел. (отгибается большой палец).

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(считается каждый палец отдельно).

Пальчики в лесу

Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

(Загибают мизинец.)

Этот пальчик чистить стал.

(Загибают безымянный палец.)

Этот резал.

(Загибают средний палец.)

Этот ел.

(Загибают указательный палец.)

Ну, а этот лишь глядел.

(Загибают большой палец и щекочут ладошку.)

Погода

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья с липы сдул...

(Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

(Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

(Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил,

(Плавные движения кистями рук вперед - назад.)

Одеялом их накрыл.

(Ладони крепко прижать к столу.)             Е. Карельская

По ягоды

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод — полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть —

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять...

Снова буду собирать.        И. Лопухина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...