Проект «Мир разноцветных ладошек: сделаем наш мир толерантным!» из цикла «Театр разноцветных перчаток HAND MADE»
проект (подготовительная группа)

Кучукбаева Анна Леонидовна

Авторы: Леонтьева Татьяна Владимировна и Кучукбаева Анна Леонидовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Ивановской области

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: 6 месяцев, январь – март и сентябрь – ноябрь 2020 г.

Цель проекта: сформировать толерантную культуру у дошкольников через театрализованную деятельность - театр пластики рук и разноцветных перчаток – HAND MADE, в условиях дошкольного учреждения, а также развивать артистические способности, с помощью которых закрепляется свобода общения, способность преодолевать кризисные жизненные ситуации а, следовательно, и способность к лучшей социальной адаптации.

Задачи проекта:

1.     Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в ДОУ.

2.     Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, через театр пластики рук и разноцветных перчаток в технологии HANDMADE.

3.     Обеспечение условий взаимосвязи темы проекта с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

4.     Создание условий для развития творческой активности детей через театр пластики рук и разноцветных перчаток в технологии HANDMADE, т.е. поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено действовать при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.

5.      интерес детей к театру рук и разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.

6.     Развитие пластики рук.

7.     Развитие основных психических процессов и качества (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения).

8.     Воспитание уверенности в себе, положительной самооценки, умения преодолевать комплексы, навыков общения и коллективного творчества.

9.     Создание условий для творческой активности ребенка в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации театральных образов под музыку и без нее, владеть средствами выразительности движений).

10.                       Расширения опыта детей, накопление запаса представлений об окружающем мире.

11.                                                                                                                 Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

12.                                                                                                                 Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном и региональном уровнях.

Ожидаемые результаты:

1.     Успешное усвоение детьми качеств толерантной личности (отзывчивость, справедливость, скромность, коммуникабельность, смелость, публичное самовыражение, способность к спонтанному творческому поведению, умения ограничивать свои желания, преодолевать препятствия на пути достижения цели и т.п.), толерантного отношения друг к другу (в своих поступках следовать положительному примеру) и создание положительного психологического климата в группе.

2.     Заинтересованность педагогов ДОУ в толерантном воспитании дошкольников. Повышение профессиональной компетентности по формированию основ толерантной культуры у дошкольников посредством театрализованной деятельности с использованием театра пластики рук и разноцветных перчаток в технологии HANDMADE.

3.     Повышение авторитета родителей, их самооценки, профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.

4.     Обобщение опыта работы.

5.     Создание театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE, пополнение РППС группы - центра детской активности «Театр» (пособиями, атрибутами, реквизитом).

Интегрируемые образовательные области по ФГОС ДО: социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое, познавательной развитие.

Формы и методы обучения:

·         Беседы

·         Чтение художественной литературы

·         Рассматривание картин, иллюстраций

·         Просмотр презентаций, познавательных мультфильмов

·         Слушание музыки

·         Показ этюдов для детей и родителей детского сада

Совместная творческая работа детей с родителями:

·         Изготовление разноцветных перчаток в технологии HAND MADE, ширмы для показа творческих представлений, этюдов и спектаклей.

·         Совместное участие в творческих импровизациях и мастер – классах  детей и взрослых.

Материально — техническое оборудование:

·         Музыкальный центр

·         Ноутбук (компьютер)

·         Ширмы, декорации, перчатки.

 

Актуальность

 

            В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире - мире без насилия и жестокости, ценностью которого является человеческая личность. Формирование этого качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни. Главный принцип толерантности, это принять человека, таким, какой он есть. Принять и понять. Дошкольное детство - важнейших периодов в развитии личности. В этот период формируются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому необходимо воспитывать у детей доброжелательное, уважительное и доброе отношения ко всем людям, представителям разных национальностей, населяющих нашу планету Земля. Тем самым заложить у дошкольников основы толерантности.

            Мы должны стремиться сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

           Театрализованная деятельность рассматривается как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал. Это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление их окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.

           Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, умению снять стрессовое состояние, все это поможет сформировать у детей уважительное отношение друг к другу, позволит почувствовать себя успешным.

 

Новизна проекта: Театр рук, как нетрадиционное направление театрального искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно неизведанное. Это новый, но очень актуальный в наше время способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

 

Реализация проекта. Этапы

 

          Театрализованная игра – творческая игра, в которой в лицах с помощью выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздают конкретные образы. Современная педагогика все больше внимания уделяет эмоциональной сфере личности ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью вводит детей в мир прекрасного, развивает воображение, память, коммуникативность, раскрывают его творческие возможности. Все это способствует гармонизации отношения ребенка с окружающем миром.

Проект решает эту актуальную проблему по формированию познавательного интереса и творческого отношения к миру. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

 

1 этап – подготовительный. Включает в себя:

·        Создание условий для реализации проекта.

·        Подборку материала и изучение методической литературы по теме проекта.

·        Привлечение родителей к созданию условий для театрализованной деятельности разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.

·        Подборка наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2 этап – основной (практический).

·        Пополнение РППС группы – центра детской активности «Театр».

·        Изготовление театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.

·        Проведение различных видов занятий по толерантности с использованием театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE

·        Показ этюдов, спектаклей и представлений с использованием театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.

·        Проведение мастер – классов для педагогов и родителей по изготовлению атрибутов для театра разноцветных перчаток в технологии HAND MADE.

·        Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, как компонент утренних гимнастик, физминуток, массаж кистей рук.

·        Театрализованные игры (пальчиковый и кукольный театр).

·        Игры, требующие определённых ручных умений (мозаика, шнуровки и др.)

·        Чтение художественной литературы

·        Рассматривание картин, фотографий

·        Знакомство с театром, его видами

·        Мастер - классы индивидуальные и групповые (для детей и взрослых)

·        Работа над пластикой рук

·        Реализация знаний детей в творческой театрализованной деятельности

 

Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, справедливость, смелость и др.).

Эта работа будет проходить намного интереснее и эффективнее, если использовать элементы театрализованной деятельности не только в конкретных видах театрализованных игр, но и на различных занятиях и в общении, ситуациях, при чтении и обсуждении художественных произведений. Кроме сказки, элементы театрализованной деятельности можно использовать в ситуациях, общении, на различных видах занятий, при чтении и заучивании стихов. Это может быть пантомима, этюды на различные эмоциональные состояния - на развитие мимики, жестов, движений, а также разыгрывание небольших сюжетов. Необходимо:

-уделять внимание театрализованной деятельности, всем видам детского театра,  которые  помогут  сформировать  правильную  модель  поведения  в современном мире;

-повысить общую культуру ребенка;

-знакомить  его  с  детской  литературой,  музыкой,  изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

            Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками развивают ловкость и точность рук, мозг ребенка, стимулируя творческие способности, фантазию и речь. Исходя из этого, мы решили построить свою работу по воспитанию толерантности у детей, через мир театрализованной деятельности  - театр разноцветных перчаток в технологии HAND MADE. Элементы театрализации можно использовать в различных видах занятий:

·        разыгрывание небольших сюжетов, этюдов на различные эмоциональные состояния  мимики, жестов, движений

·        разыгрывание представления по придуманному сюжету: завязка, развитие, кульминация и развязка

·        пальчиковые игры

·        рассказывание руками любого текста – потешек, стихов, сказок или рассказов

·        составление из пальцев персонажей литературных произведений - животных, птиц, насекомых, цветов и т.д.

·        отображение настроения героев, переходя к этюдной форме

Театрализованная деятельность помогает формировать у детей уважительное отношение друг к другу. Они учатся преодолевать трудности общения, повышают свою самооценку. Увлеченность детей театрализованной игрой, помогает обрести внутренний комфорт, раскованность, учит быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, смело входить в ситуацию, творчески владеть проблемой, иметь мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театр рук – это новое слово в театральном искусстве. Сюжет театра рук ограничивает только фантазия. Здесь приобретается умение овладению пластикой рук и создания своей собственные картины. Учеными доказано, что работа в коллективе театра рук плодотворно действует на человека в целом, а в частности улучшает память, работу мозга, развивает координацию, пластику. У актера «атрибут» (инструмент) – это его рука (сам ребенок находится за ширмой), поэтому он должен четко и ясно произносить текст.

Создавая образы из рук, ребенок постепенно уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы, начинает работать подсознание, которое без волевого сознательного участия справляется с «неразрешимыми» проблемами. В этом и проявляется сильнейшее антистрессовое воздействие театра рук. При создании образов из рук развивается умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность детей.

 

3 этап – заключительный.

·        Презентация проекта.

·        Подведение результатов проектной деятельности.

·        Анализ ППРС группы – центра детской активности «Театр».

 

Выводы


          Данный проект экономичен. Не требуя больших затрат, он несет большую познавательную, образовательную и воспитательную функции. Проект помогает раскрыть творческий потенциал всем участникам проекта, учит работать в коллективе, закрепляет свободу доброжелательного общения. В группе пополняется РППС.

            Таким образом, театрализованная деятельность, а именно театр разноцветных перчаток в технологии HAND MADE –это новое средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. При этом театрализованная деятельность, которая способствует социально-эмоциональному развитию ребенка, поможет развить у него толерантное отношение, толерантное поведение с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_teatr_raznotsvetnyh_ladoshek.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕОНТЬЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА КУЧУКБАЕВА АННА ЛЕОНИДОВНА воспитатели Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 « Аленушка » г. Тейково «МИР РАЗНОЦВЕТНЫХ ЛАДОШЕК» из цикла «Театр пластики рук и разноцветных перчаток – HAND MADE »

Слайд 2

Мы живем на Земле, где живут люди разных национальностей, имеющие свою историю, свои традиции и самобытность. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире. Мире без насилия и жестокости!

Слайд 3

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Современный культурный человек — это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Слайд 4

Светланой Акимовной Козловой, доктором педагогических наук , профессором Московского городского педагогического университета, механизм нравственного воспитания представлен в виде формулы: ЗНАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ + МОТИВЫ + ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ + НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО

Слайд 5

Сам термин «толерантность» появился с фамилии известного французского государственного деятеля Шарля Мориса де Талейрана - Перигора (1754—1838 гг.), министра иностранных дел Франции. П рославился тем, что все переговоры, которые он проводил, заканчивались миром.

Слайд 6

Сергей Иванович Ожегов определяет толерантность, как «настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть». По мнению Дмитрия Николаевича Ушакова, толерантность это производное от французского слова « tolerant » - «терпимый».

Слайд 7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»: п о – испански – признавать идеи и мнения других по - французски – думать или действовать иначе по - английски – быть терпимым, снисходительным по - китайски – быть великодушным по - арабски – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность по - русском – способность терпеть, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо

Слайд 8

Буквенный анализ понятия «Толерантность» означает: Т - терпение О - ответственность Л - любовь Е - единство Р - радость А - активность. Н - надежность Т - товарищество Н - нравственность О - общение С - сострадание Т - терпимость

Слайд 9

Статья 4 « Декларации принципов толерантности » , утвержденная резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, гласит: « Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости . Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо … включать новые образовательные технологии с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур …» .

Слайд 10

Таким образом, « Толерантность — это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов». («Декларация принципов толерантности. Век толерантности». — 2011. — № 1. ч. 5. – с. 12).

Слайд 11

Знаете, мы не только внешне разные, но мы даже здороваемся по-разному - П оклониться в Японии. - Потереться носами в Новой Зеландии. - Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга, в Англии. - Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки в Россия. - Показать язык на Тибете. - Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу, в Германии. - Обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди во Франции .

Слайд 12

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Слайд 13

ИДЕИ ТОЛЕРАНТНОСТИ , ВЗЯТЫЕ ЗА ОСНОВУ: Относиться к окружающим с уважением. Никогда не думать, что Ваше мнение важнее мнения другого человека. Не навязывать свое мнение другим, его можно просто высказать. Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия). Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

Слайд 14

Существуют четыр е условия формирования толерантности в дошкольном учреждении: Создание толерантного пространства дошкольного учреждения. Соответствующая подготовка педагога. Применение в работе с детьми педагогических технологий. Взаимодействие педагогов и родителей детей.

Слайд 15

I. Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) формирование умения определять границы толерантности. II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования: 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания; 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности; 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей. Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

Слайд 16

Можно выделить 3 этапа воспитания толерантности . Они полностью не реализуются в дошкольном детстве, поэтому данная работа должна проводиться и в период школьного обучения. 1.Знакомство дошкольников с основными законами и правилами человеческого общежития, с правами человека. Основными условиями на этом этапе являются: наличие адаптированных текстов, владение взрослыми соответствующими знаниями, изменение воспитательной среды дошкольного учреждения в соответствии с правами детей, создание атмосферы уважения к личности ребенка, формирование у него чувства самоценности личности в сочетании с признанием прав окружающих на ответное уважение и доверие. Использование продуктивных видов деятельности, позволяющих реализовывать свои возможности и удовлетворять потребность в самоутверждении. 2.Закрепление полученных представлений, на основании которых должно сформироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению людей. На данном этапе эффективными являются: самостоятельное выделение детьми ситуаций, в которых происходит нарушение прав; примеры нетолерантного отношения, оценка их; проигрывание ситуаций, упражнение детей в положительных формах поведения; личный пример взрослого. 3.Формирование устойчивого толерантного поведения. Самостоятельное оценивание ребенком собственных действий и поступков. Обращенность на самого себя. Важно, чтобы дети поняли, что от поведения каждого из них зависит многое. Так же необходимо показать дошкольникам пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить не только свои интересы, если возникнет необходимость. На данном этапе используются игровая, практическая деятельность, поощрение проявления толерантности, создание ситуаций.

Слайд 17

В процессе данного вида деятельности у дошкольников формируются

Слайд 18

Исходя из этого, мы решили построить свою работу по воспитанию толерантности у детей, через мир театрализованной деятельности – «Театр рук или театр цветных перчаток».

Слайд 19

Такой театр можно превратить в целое представление , если придумать сюжет. И от пальчиковых игр можно перейти к рассказыванию руками потешек , стихов, сказок или рассказов. Далее к составлению из пальцев персонажей литературных произведений. И наконец, к отображению, в этюдной форме , настроения своих героев.

Слайд 20

От пальчиковых игр можно перейти к рассказыванию руками потешек , стихов, сказок или рассказов. Такой театр можно превратить в целое представление , если придумать сюжет.

Слайд 21

Далее, к составлению из пальцев персонажей литературных произведений.

Слайд 22

И наконец, к отображению, в этюдной форме , настроения своих героев.

Слайд 24

М А С Т Е Р - К Л А С С Видеоролик мастер- класса с детьми https://cloud.mail.ru/public/ufDW/4v3UDDsoF Видеоролик « СДЕЛАЕМ НАШ МИР ТОЛЕРАНТНЫМ! » https://cloud.mail.ru/public/FZwP/2Pn5hGpjs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально - поэтического представления из цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита» для детей дошкольного возраста

Сценарий музыкально - поэтического представленияиз цикла «Театр в чемоданчике» «Лесная сюита»для детей дошкольного возраста...

Проект в старшей группе «Сделаем мир ребёнка ярким»

Создавать для детей радостное настроение....

HAND MADE в стиле Эбру.

     Вот уж осень на исходе и на деревьях почти не осталось листвы.   Кому-то нравятся красивые желтые листья, кому-то красные, хороши и листья пестрые.   Инт...

Кучукбаева А. Л. Леонтьева Т. В. «Театр пластики рук и разноцветных перчаток». Опыт работы

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человече...

Новогодние игрушки в стиле hand made

Готовимся вместе с родителями к украшению Новогодней елки в саду и группе...

«Разноцветные перчатки в технике HAND MADE» (пособия для театрализованной деятельности).

Авторы: Леонтьева Татьяна Владимировна и Кучукбаева Анна Леонидовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково Ивановской обл...

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группа

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группаСиротенко МаринаТематический проект «Осень разноцветная» Тематически...