Семинар «Проблемы и перспективы изучения курса «Финансовой грамотности»
презентация к уроку (старшая группа)

Артюхова Ольга Леонидовна

Обучающий семинар «Тропинки в экономику»

 

Тема: Проблемы и перспективы изучения курса «Финансовой грамотности»

 

 

 

                                                                                     Подготовила:

                                                                                     воспитатель Артюхова О.Л.

 

Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.

 

 

Задачи:

 

  1. Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
  2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;
  3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека

 

 

 

г. Мегион 2021 год

 

 

ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Слайд 1. Так  что же это такое финансовая грамотность?

Давайте рассмотрим два понятия

 

Слайд 2.

Понятие финансы это денежные средства, а так же процесс их использования

 

Понятие грамотность - – степень владения знаниями и навыками.

 Слайд 3.

Определение:

 Финансовая грамотность  - это обладание знаниями и навыками:

- грамотно распоряжаться денежными средствами;

- создавать сбережения;

- приумножать сбережения.

 

Слайд 4. Давайте вместе сформируем цели овладения знаниями и навыками финансовой грамотности:

Цели формирования финансовой грамотности

  1. Сбалансированный семейный бюджет;
  2. Достижение долгосрочных целей;
  3. Достижения финансовой свободы;
  4. Обеспечение достойной старости;
  5. Обеспечение достойного мед. обслуживания и образования;
  6. …..

Достижение этих целей нам дает определенную свободу выбора и реализации задуманного и т.д.

 

Слайд 5.

Проблемы реализации программы

  • Нет единой системы обучения финансовой грамотности (на сегодняшний день она находится на стадии развития);
  • Недостаточная информированность населения в сфере финансов;

Стратегия повышения финансовой грамотности принята только 03.12.2018 года

Совместно Центральный банк России и Министерство финансов разработали «дорожную карту по реализации этой стратегии. Стандартов именно финансовой грамотности в России не существует. В США разработаны стандарты обучения финансовой грамотности К12 был разработан в 1918 году

 

 

 

Слайд 6

В Результате этого по данным исследования международных статистических агентств в России уровень финансовой грамотности населения составляет 38%.

 

Слайд 7  

В результате разработанной «дорожной карты» по реализации стратегии          финансовой грамотности одной из приоритетных направлений, была выделено внедрение и реализация образовательных программ по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях. С 1 сентября 2019 года внедряется программа   «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России. Так же разработаны программы Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова., Л.Ю. Рыжановская Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику. Все эти программы включают в себя: знакомство с основными терминами, понятиями, подробный обзор профессий и их виды деятельности и т.д.

Игры: сюжетно-ролевые;

 - дидактические игры;

- игры-драматизации;

- квест-игры.

Интерактивные игры.

Чтение худ. литературы экономической направленности.

Трудовая деятельность и т.д.

Одной из интересных форм работы являются логические задачи, задачи-шутки, которые оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Слайд 8

Министерство финансов разработало сайт «Дружи с финансами» http://finance.instrao.ru/fin/

Центробанк России  «Финкульт» https://fincult.info/ на которых, можно в доступной форме узнать информацию по интересующим вас вопросам.

 

Слайд 9

Предлагаю рассмотреть такую ситуацию.

• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 99 рублей 90 копеек. Мама дала ей 100 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

Зачем ребенку нужна финансовая грамотность:

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с раннего возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

 

Слайд 10.

Цель: Раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей дошкольного возраста.

Слайд 11

Основные задачи:

1.Формирование экономических представлений и компетенций;

2.Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;

3.Обучение  правильному отношению к рекламе, к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

4. Воспитание  уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.

 

Слайд 12

Экономическое образование в дошкольном возрасте понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он слышит и воспринимает такие понятия как:  «мое»«твое»«наше»«обмен», «деньги»«цена»«дорого»«дешево»«продать»«заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Вопрос участникам: Уважаемые коллеги, скажите, кто их участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей финансовой грамотности?

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог - воспитанник, воспитанники - родители.

Слайд 13

Схема педагог-воспитанник может включать в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.

 

Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

 

Слайд 14

         Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть
создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.
Общепринято их деление на:
- демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия);
- аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.
В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные
на развитие деятельности детей:
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,
макеты, карты, модели, картины и др.);
- игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

 

Слайд 15

Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.

Предлагаю, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».

Экономический кроссворд.

1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)

2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)

3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)

4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)

5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)

6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)

7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)

Слайд 16

Ведущий: Предлагаю поиграть - денежные пословицы по картинкам прочитать.

Педагоги отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.

«Денег куры не клюют»«Деньги лопатой гребут»«Деньги на ветер бросать»«Копейка рубль бережёт»«Деньги любят счет»«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Слайд 17

Ведущий: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»

1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

2.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).

3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).

4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)

5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).

6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).

7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)

8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).

9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

 

 

 

Ведущий: Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Надеюсь, что практическая апробация этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы и перспективы изучения курса «Финансовой грамотности» Подготовили: Артюхова О.Л .

Слайд 2

Финансовая грамотность Финансы – деньги, а так же процесс их использования; Грамотность – степень владения знаниями и навыками

Слайд 3

Финансовая грамотность - это обладание знаниями и навыками: - грамотно распоряжаться денежными средствами; - создавать сбережения; - приумножать сбережения.

Слайд 4

Цели формирования финансовой грамотности Сбалансированный семейный бюджет; Достижение долгосрочных целей; Достижения финансовой свободы; Обеспечение достойной старости; Обеспечение достойного мед. обслуживания и образования; …..

Слайд 5

Проблемы реализации программы Нет единых стандартов обучения финансовой грамотности в России; Недостаточная информированность населения в сфере финансов; В России стратегия повышения финансовой грамотности принята только 03.12.2018 года

Слайд 7

Программа С 1 сентября 2019 года в России внедряется программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Центральным Банком России и Министерством Просвещения России

Слайд 8

Министерство финансов разработало сайт «Дружи с финансами» http://finance.instrao.ru/fin / Центробанк России « Финкульт » https ://fincult.info /

Слайд 9

Обучение дошкольника финансовой грамотности : Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с раннего возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Слайд 10

Цель: Раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей дошкольного возраста.

Слайд 11

Основные задачи : 1.Формирование экономических представлений и компетенций; 2.Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики; 3.Обучение правильному отношению к рекламе, к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; 4. Воспитание уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.

Слайд 12

«мое» , «твое» , «наше» , «обмен» , «деньги» , «цена» , «дорого» , «дешево» , «продать» , «заработать» .

Слайд 14

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на: - демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми) ; визуальные (для зрительного восприятия) ; - аудиальные (для слухового восприятия) ; аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия) ; естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком) ; - реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др. В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: - чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); - познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); - игровой (игры, игрушки) ; трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда) ; - коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы) ; - продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования );

Слайд 15

с о б с т в е н н о с т ь э к о н о м и к а с д е л к а т о в а р д е н ь г и п р о д а в е ц б а р т е р

Слайд 17

«Экономика в сказках»

Слайд 18

Достаток в старости - продление молодости. Чарльз Лэм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7. Курсы "Финансовая грамотность"

Курсы "Финансовая грамотность"...

"Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся".

quot;Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся"....

Презентация к обучающему семинару "Проблемы и перспективы курса "Финансовой грамотности"

Презентация к  обучающему семинару "Проблемы и перспективы курса "Финансовой грамотности"...

Проблемы и перспективы изучения курса «Финансовой грамотности»

Повышение финансовой грамотности педагогов....

Работа по созданию Мульти-медиа-фильмов, как эффективный способ изучения основ финансовой грамотности

Работа по финансовой грамотности невозможна без участия родителей. Поэтому была проведена поэтапное и целенаправленное информирование родителей, которая позволило повысить уровень знани...

Сообщение из опыта работы: «Использование инновационных технологий при изучении основ финансовой грамотности»

     Экономическое воспитание становится одним из остро востребованных направлений современной дошкольной педагогики. Процесс экономического воспитания может быть реализован чере...