Главные вкладки

    Кружок "Лапушки"
    план-конспект занятия

    Жукова Анна Николаевна

    Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми раннего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_v_gruppe_kapelki_na_2021_uchebnyy_god.docx23.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Эммаусский детский сад общеобразовательного вида»

    Кружок

     «Лапушки»

    По развитию мелкой моторики рук

    для детей 1 раннего возраста

    Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

    Жукова Анна Николаевна

    2021 год

    Проблема

    Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов в работе с детьми.

    Пояснительная записка

         В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.

         Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

    Цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через массаж, пальчиковые игры, игры.

    Задачи:

    1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

    2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

    3. Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации.

         Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторике, я решила провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.

    Новизна:

    • обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;
    • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
    • использование нестандартного оборудования для самомассажа рук.

    Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

         Работа в кружке «Лапушки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Отличительные особенности работы данного кружка:

         Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики. Занятия проводятся с подгруппой детей (4-5 человек), длительность 8-10 минут один раз в неделю.

         Неотъемлемым элементом каждого занятия являются: массаж, пальчиковые игры, физкультминутки, игры и упражнения с разнообразными материалами. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в стихах, особенно в последнее время очень востребованы и популярны, так как речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Стихотворная форма имеет свой соответствующий ритм, что дает возможность детям координировать речь и движение. Это позволяет:

    • регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
    • совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
    • вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

    Работа кружка включает в себя следующие разделы:

    • Самомассаж нестандартным оборудованием
    • пальчиковая гимнастика
    • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», семена фасоли, ореха, желуди, рисование на песке)
    • работа с бумагой
    • конструирование из пуговиц
    • работа со шнурками, нитками
    • Рисование пальчиками

    Чтобы дети не уставали сидя, в середине занятия рекомендуется физкультурная пауза.

    Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

    Календарно – тематический план работы кружка

    Месяц

    Содержание

    Февраль

    1

    Массаж: «Крутись, карандаш». Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев.

    Пальчиковая игра «Есть у киски глазки». Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики

    Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков.

    «Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

    «Есть у киски глазки (показывают свои глазки)

    Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)

    Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)

    Мягкие подушки.

    Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

    Не царапай деток, Брысь!»                    (хлопок в ладоши)

    2

    Массаж: «Покатай-покатай». Цель: Сделать массаж ладоней ребенка.

    Игра «Найди животного». Цель: развивать мелкую моторику рук

    Раздать детям ребристые карандаши. Поочередно ручками катать карандаш по столу.

    «Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

    Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображением животных.

    3

    Массаж: «Не боюсь колючек»

    Игра: «Помоги Машеньке найти дорожку домой». Цель: развивать эмоциональное отношение к результату своей деятельности

    Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.

    На иллюстрации провести пальчиком по дорожке, ведущей к домику.

    4

    Массаж: «Этот мячик не простой»

    Игра «Шлеп - шлеп»

    Массаж пальчиков мячиком-ежиком.

    «Этот мячик не простой весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем»

    Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему пальчиками и ладошками.

    Март

    1

    Массаж: «Орешек». Цель: Развивать коммуникативные

    Навыки и тактильное восприятие

    Игра: «Спрячь в ладошке». Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

    Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней:

    «Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»

    Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона было не видно.

    2

    Массаж: «Покатился шарик наш». Цель: способствовать развитию пальцевой моторики и координации мелких движений.

    Игра: Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель: Развивать мелкую моторику рук

    Дать детям деревянные маленькие шарики, катаем между ладошек, затем по столу.

    Дать ребенку 2 мисочки: в одной насыпана крупа, другая пустая. Предложить ребенку пересыпать крупу с одной миски в другую.

    3

    Массаж: «Волшебная прищепка». Цель: Развитие тонких движений пальчиков

    Рисунок пальцами «Дождь». Цель: Научить ребенка рисовать пальчиками полоски в одном направлении.

    Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:

    Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

    Для выполнения этой работы достаточно одного синего или голубого цвета. В процессе занятия показать малышу, как изобразить падающие капли дождя при помощи пальцев.

    4

    Массаж сухим бассейном (с горохом или фасолью)

    Игра: «Посмотри, кто спрятался в комочке?»

    в пластмассовые ведра насыпаем фасоль или горох и соответственно материалу подбираем стихотворение. На дне бассейна можно спрятать игрушку из киндера, стеклянные камушки.

    Разглаживание скомканных в

    шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

    Апрель

    1

    Массаж маленькими сосновыми шишками.

    Игра «Солнышко».

    Положить шишку на середину ладони одной руки и сжимать, и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично:

    «Если, как Мишутка, сильным хочешь стать, надо в ручке шишку сильно-сильно сжать».

    Круги из картона желтого цвета, прищепки желтого цвета. Дети дополняют солнышко лучиками, надевая прищепки на картонные круги.

    2

    Массаж «Губка»

    Игра «Отожми губку»

    Губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой рукой.

    «Эта ручка правая, эта ручка левая. Я на губку нажимаю, я зарядку делаю».

    Тазик с теплой водой, поролоновые губки. Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой, затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода.

    3

    Массаж «Пуговки». Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

    Игра «Посыпаем дорожку». Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

    В емкость насыпаны пуговки разного цвета и размера. Дети перемешивают их руками, ощупывают, зажимают в ладошке (спрячь и покажи пуговку).

    Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу),

    4

    Массаж «Дровишки».

    Рисование ладошками «Солнышко».

    Раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками.

    Эту работу выполняют на листе голубой бумаги либо картона. Чтобы рисунок получился, педагог придерживает и направляет руку малыша.

    Май

    1

    Массаж: «Зернышко» (фасоль)

    Игра: «Закрути бутылочки»

    «Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки»

    Закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

    2

    Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».

    Игра «Пирамидка»

    2—3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.

    3

    Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок». Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

    Игра «Кто больше соберет фасоли?». Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке.

    4

    Массаж. Надевание и снимание колечка.

    Игра: «Собери только»

    Выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию педагога. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).

    Горох.

    В ведро насыпали горох,

    И пальцы запустили,

    Устроив там переполох,

    Чтоб пальцы не грустили.

    Фасоль.

    В ведре не соль, совсем не соль,

    А разноцветная фасоль.

    На дне игрушки для детей,

    Мы их достанем без затей.