Кружок "Лапушки"
план-конспект занятия

Жукова Анна Николаевна

Кружок по развитию мелкой моторики рук с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_gruppe_kapelki_na_2021_uchebnyy_god.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Эммаусский детский сад общеобразовательного вида»

Кружок

 «Лапушки»

По развитию мелкой моторики рук

для детей 1 раннего возраста

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

Жукова Анна Николаевна

2021 год

Проблема

Проблема развития общей и мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, увеличилось число детей с нарушением речи. Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов в работе с детьми.

Пояснительная записка

     В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.

     Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через массаж, пальчиковые игры, игры.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации.

     Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторике, я решила провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении.

Новизна:

  • обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста;
  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
  • использование нестандартного оборудования для самомассажа рук.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

     Работа в кружке «Лапушки» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Отличительные особенности работы данного кружка:

     Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики. Занятия проводятся с подгруппой детей (4-5 человек), длительность 8-10 минут один раз в неделю.

     Неотъемлемым элементом каждого занятия являются: массаж, пальчиковые игры, физкультминутки, игры и упражнения с разнообразными материалами. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в стихах, особенно в последнее время очень востребованы и популярны, так как речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Стихотворная форма имеет свой соответствующий ритм, что дает возможность детям координировать речь и движение. Это позволяет:

  • регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
  • совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
  • вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

  • Самомассаж нестандартным оборудованием
  • пальчиковая гимнастика
  • работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», семена фасоли, ореха, желуди, рисование на песке)
  • работа с бумагой
  • конструирование из пуговиц
  • работа со шнурками, нитками
  • Рисование пальчиками

Чтобы дети не уставали сидя, в середине занятия рекомендуется физкультурная пауза.

Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Календарно – тематический план работы кружка

Месяц

Содержание

Февраль

1

Массаж: «Крутись, карандаш». Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев.

Пальчиковая игра «Есть у киски глазки». Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики

Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков.

«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

«Есть у киски глазки (показывают свои глазки)

Есть у киски ушки (показывают ушки и шевелят ими)

Есть у киски лапки, (сжимают и разжимают кулачки)

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись (грозят пальчиком)

Не царапай деток, Брысь!»                    (хлопок в ладоши)

2

Массаж: «Покатай-покатай». Цель: Сделать массаж ладоней ребенка.

Игра «Найди животного». Цель: развивать мелкую моторику рук

Раздать детям ребристые карандаши. Поочередно ручками катать карандаш по столу.

«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»

Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображением животных.

3

Массаж: «Не боюсь колючек»

Игра: «Помоги Машеньке найти дорожку домой». Цель: развивать эмоциональное отношение к результату своей деятельности

Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.

На иллюстрации провести пальчиком по дорожке, ведущей к домику.

4

Массаж: «Этот мячик не простой»

Игра «Шлеп - шлеп»

Массаж пальчиков мячиком-ежиком.

«Этот мячик не простой весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем»

Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему пальчиками и ладошками.

Март

1

Массаж: «Орешек». Цель: Развивать коммуникативные

Навыки и тактильное восприятие

Игра: «Спрячь в ладошке». Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней:

«Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона было не видно.

2

Массаж: «Покатился шарик наш». Цель: способствовать развитию пальцевой моторики и координации мелких движений.

Игра: Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель: Развивать мелкую моторику рук

Дать детям деревянные маленькие шарики, катаем между ладошек, затем по столу.

Дать ребенку 2 мисочки: в одной насыпана крупа, другая пустая. Предложить ребенку пересыпать крупу с одной миски в другую.

3

Массаж: «Волшебная прищепка». Цель: Развитие тонких движений пальчиков

Рисунок пальцами «Дождь». Цель: Научить ребенка рисовать пальчиками полоски в одном направлении.

Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш!”.

Для выполнения этой работы достаточно одного синего или голубого цвета. В процессе занятия показать малышу, как изобразить падающие капли дождя при помощи пальцев.

4

Массаж сухим бассейном (с горохом или фасолью)

Игра: «Посмотри, кто спрятался в комочке?»

в пластмассовые ведра насыпаем фасоль или горох и соответственно материалу подбираем стихотворение. На дне бассейна можно спрятать игрушку из киндера, стеклянные камушки.

Разглаживание скомканных в

шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

Апрель

1

Массаж маленькими сосновыми шишками.

Игра «Солнышко».

Положить шишку на середину ладони одной руки и сжимать, и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично:

«Если, как Мишутка, сильным хочешь стать, надо в ручке шишку сильно-сильно сжать».

Круги из картона желтого цвета, прищепки желтого цвета. Дети дополняют солнышко лучиками, надевая прищепки на картонные круги.

2

Массаж «Губка»

Игра «Отожми губку»

Губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой рукой.

«Эта ручка правая, эта ручка левая. Я на губку нажимаю, я зарядку делаю».

Тазик с теплой водой, поролоновые губки. Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой, затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода.

3

Массаж «Пуговки». Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Игра «Посыпаем дорожку». Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

В емкость насыпаны пуговки разного цвета и размера. Дети перемешивают их руками, ощупывают, зажимают в ладошке (спрячь и покажи пуговку).

Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу),

4

Массаж «Дровишки».

Рисование ладошками «Солнышко».

Раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками.

Эту работу выполняют на листе голубой бумаги либо картона. Чтобы рисунок получился, педагог придерживает и направляет руку малыша.

Май

1

Массаж: «Зернышко» (фасоль)

Игра: «Закрути бутылочки»

«Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки»

Закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

2

Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».

Игра «Пирамидка»

2—3 пирамидки с насадками разных форм и цветов.

3

Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок». Цель: Учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

Игра «Кто больше соберет фасоли?». Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Собирать фасоль будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке.

4

Массаж. Надевание и снимание колечка.

Игра: «Собери только»

Выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию педагога. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).

Горох.

В ведро насыпали горох,

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль.

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.