Нетрадиционные техники рисования
консультация

Фадеева Наталья Викторовна

Доклад " Нетрадиционные техники рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_netrad.teh_.risov_.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Доклад

«Нетрадиционные способы рисования в дошкольном возрасте»

     Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

      Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

     Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

     Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.

      Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

     Необычное начало работы, применение игровых приемов   – все это помогает  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

   На сегодняшний день нетрадиционных способов рисования насчитывается множество. Как из множества интересных способов выбрать тот правильный, который бы соответствовал возрасту детей?

  Дети 2-4х лет могут освоить такие нетрадиционные способы рисования как рисование пальчиками и ладошками, ватной палочкой, печатками от картофеля и оттиск пробкой.

    Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги («Разноцветный дождь», «Цыплята», «Цветы», «Деревья»). Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т. д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Но для маленьких детей желательно, чтобы кляксы сделал взрослый.

    Детям среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по силам такие нетрадиционные методы рисования, как оттиск поролоном, печатки из ластика и листьев, сочетание восковых мелков с акварелью, рисование акварелью «по свече», рисование мятой бумагой и монотипия предметная.

    При «Печатке из листьев» ребенок покрывает лист, упавший с дерева, красками, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Черешки у листьев можно дорисовать кисточкой.

    При «Рисовании мятой бумагой» ребенок мнет кусочек бумаги в ладошке, затем прикладывает смятую бумагу к штемпельной подушечке с краской в мисочке, и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и бумага.

    При «Рисовании свечой” получаются “Картинки-загадки”. Маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на белом листе, а затем тонируем лист акварельной краской любого цвета. Изображение, прорисованное свечой, не прокрашивается, и создаются причудливые узоры.

  Есть еще один очень интересный и необычный способ рисования. Он называется “Монотипия”. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка.

   Например, как мы будем рисовать бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.

    Есть еще второй способ “Монотипии”. Особенно удачным и целесообразным мы считаем использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, может порисовать на нем в свободное время, а также дома.

  Для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) доступны такие нетрадиционные техники, как монотипия пейзажная, дорисовывание, расчесывание краски, набрызг, воздушные фломастеры, кляксография с трубочкой, фотокопия-рисование свечой, граттаж, рисование нитками (ниткография, рисование солью, рисование песком, а также сочетание техник: восковые мелки+акварель+гуашь+фломастеры.

  Рассмотрим подробнее некоторые из них. При «Дорисовывании» ребенку предлагают лист бумаги с нарисованными линиями. Но рисунок не закончен. Ребенок смотрит и представляет, от каких вещей или живых существ могут быть эти линии, и дорисовывает. Очень развивает фантазию и воображение.

   «Рисование нитками» или «Ниткография» - это обычно сочетание техник. Ребенок выбирает, что на рисунке он будет рисовать нитками, намазывает контур клеем, раскладывает нить нужного цвета и длины, и, при необходимости, использует другие известные ему техники рисования.  

        Очень интересные рисунки получаются при сочетании техник: восковые мелки+акварель+гуашь+фломастеры. Дети могут рисовать и кисточкой, и руками: и правой и левой, сочетая гуашь, краски акварельные, мелки и фломастеры. После работы руки вытираются влажной салфеткой, потом сухой.

     Очень красивые и необычные работы получаются при «Рисовании по мокрой бумаге». Для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом.

   Интересен метод «Мыльной пены», которую добавляют в краски, разводят на стекле цветовые пятна и отпечатывают фон на лист бумаги.

Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

1. Способствует снятию детских страхов;

2. Развивает уверенность в своих силах;

3. Развивает пространственное мышление;

4. Учит детей свободно выражать свой замысел;

5. Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

6. Учит детей работать с разнообразным материалом;

7. Развивает чувство композиции, ритма,  колорита , цветовосприятия .

8. Развивает чувство фактурности и объёмности;

9. Развивает мелкую моторику рук;

10. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

11. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

     Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

      Работающие по этой методике отмечают, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования .

                                                                           Подготовила: Фадеева Н. В.

                                                                             Д/сад № 136 г Краснодар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...