«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края». На 2020-2021гг
материал (старшая, подготовительная группа)

Мохоева Марина Ивановна

 Актуальность

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.

Дошкольный возраст-благоприятный период для потенциональных возможностей развития нравственно-патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников  гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины - с того места, где ты родился и живешь.

Национально-региональный компонент(родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
  Родной край… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей села.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств.

  Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
  Любой край, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
  Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного села. 
  Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их республика, район, село - это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Курумканский детский сад «Росинка»

Республика Бурятия, Курумканский район, 671640 с. Курумкан, ул. Балдакова, д.61 р.т. 8 (30149) 41-7-65 e-mail: kursrosinka@yandex.ru, интернет сайт: https://bur-kurumka.tvoysadik.ru

План работы по самообразованию на тему:

«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края».

На 2020-2021гг

Для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Мохоева Марина Ивановна.

Индивидуальный план работы по самообразованию по теме:

«Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родного края».

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Г. Н. Волков

    Актуальность

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и сегодня.

Дошкольный возраст-благоприятный период для потенциональных возможностей развития нравственно-патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников  гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины - с того места, где ты родился и живешь.

Национально-региональный компонент(родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
 Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
  Родной край… Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей села.
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств.

   Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
  Любой край, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.
  Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного села. 
  Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их республика, район, село - это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к
культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. 

 Задачи самообразования:

- создание предметно-развивающей среды в группе;

- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

- формирование у детей чувства люДата начало работы над темой: сентябрь 2020 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2021г. 

Цель самообразования:

- Повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.  

- Заинтересовать детей историей и национальными традициями и обычаями бурятского, русского народов, обобщить знания детей о родном крае (районе, селе).

- Формировать у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему краю и селу, к природе на основе исторических и природных особенностей родного края.

бви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной культуре и традициям;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому своей родной Бурятии средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;

-воспитание нравственно - патриотических чувств через изучение государственной символики Республики Бурятия, села;

-развивать способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

-развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру.

-знакомить детей не только с самими праздниками, но параллельно с самобытностью русского и бурятского народов; их жизнелюбивым и открытым характером; воспитательным значением праздников; развивающем характере, который проявляется в творчестве при его проведении. А о связи праздников с природой говорит то, что они разделены по времени проведения на зимние, весенние, летние и осенние. Это деление связано с проведением весенних и осенних полевых работах, средой обитания животных, сменой времен года и т.д. 

Предполагаемый результат:

   Устойчивый интерес к своему родному краю, уважительное и бережное отношение к достопримечательностям Бурятии, села; любовь и бережное отношение к природе; интерес к познанию национальных игр и национальной одежды, честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры. Обогащение и систематизация знания детей старшего дошкольного возраста о своем родном крае, его природных богатствах.

Проявление любознательности по отношению к родному краю, его истории, проявление инициативы в социально значимых делах. Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формирование бережного отношение к родному краю, его природным богатствам.  Проявлять активный интерес к культуре и быту своих предков. Знакомство детей с бурятской народной культурой, с русской народной культурой через участие в народных календарных праздниках.

 Формы и методы работы:

  • Беседы.
  • Рассматривание репродукций картин, альбомов, фотографий  бурятских авторов.
  • Наблюдения.
  • Народные игры.
  • Бурятские загадки, пословицы,сказки.
  • Чтение художественных произведений бурятских писателей и поэтов.
  •  Виртуальные прогулки и экскурсии . 
  • Национальные праздники.
  • Изобразительная деятельность.
  • Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.
  • Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.
  • Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.
  • Встреча детей с защитниками Отечества.
  • Досуги.
  • Работа в книжном уголке.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Перспективный план работы над темой по самообразованию

Тема: «Реализация регионального компонента с детьми ДОУ через ознакомление с историей и культурой родной Бурятии».

        Этапы

                           Содержание работы

          Сроки

1 .Диагностический

Постановка проблемы. Изучение ситуации по выбранной проблеме.

Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Сентябрь

2. Прогностический

Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Октябрь

3. Практический

Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих промежуточных, результатов. Корректировка работы. Определение и апробирование наиболее эффективных путей и средств развития  

Ноябрь - Апрель

4. Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. Проведение самоанализа педагогической деятельности.

Проведение мониторинга с целью отслеживания результатов работы.

Май

5. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение опыта.

                                                 

                                     

Индивидуальный план самообразовательной деятельности

                                                               Диагностический

Содержание деятельности

                                            Взаимодействие

Сроки

            Дети

     Воспитатели

     Родители

Изучение и подбор литературы. Мониторинг способностей детей. Разработка перспективного плана.

Просмотр слайд фильма «Как жили наши предки». Оформление уголка «Мой край родной».

Беседа: «Ознакомление с символикой Республики Бурятия, Курумканского района».

Экскурсия к памятнику боевой славы, к аллее героев соцтруда.

Сбор природного материала (шишки, мох, береста, кора сосны).  Работа с природными материалами ( изготовление и выставка поделок ).

 

Оформление стендовой информации  «Краеведение»

Анкетирование родителей «Народные традиции в семье».

 Консультация для родителей  «Знакомим детей с родным краем».

Сентябрь

                                                                  Прогностический

Сбор материала и изучение обрядов, обычаев, праздников, народное творчество и искусство бурятского  народа.

Пополнить детскую библиотеку  художественной литературой по данной теме.

Подобрать материал для альбома по теме: «Устное народное творчество»,

«Картотека народных игр». Подготовка анкет, 
памяток, консультаций для педагогов, родителей.
 Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции»

Просмотр слайд фильма: «Ознакомление с традициями бурятского народа». Ознакомление с художественной литературой. Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен. Заучивание потешек к играм.

О.О. «Социально-коммуникативное развитие»  «Жизнь, традиции и обычаи бурятского народа.  Беседа с детьми «Семейные традиции». Цель:  Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная. 

Поделка бурятской национальной куклы.

Папки передвижки по теме. Консультации для родителей. Привлечь родителей к сбору материала:  «Устное народное творчество», «Народные праздники в кругу семьи».

Октябрь

                                                                 Практический

Создание  мини-уголка, воспроизводящего атмосферу и национальный бурятский быт.  Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для организованной образовательной деятельности с детьми.

ОО «Познавательное развитие» «В  краю родном».

Целевая экскурсия: «Знакомство детей с трудом жителей села».Создание выставки: «Умелые руки».

Развлечение ко дню матери: «Нашим мамам». Дидактическая игра «Расскажи о Бурятии».

Консультация для воспитателей «Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, ее традициям и культуре»

Привлечь родителей к  оборудованию в группе мини-музея (предметы бурятского  быта, фотографии, слайды). Оформить фотовыставку «Достопримечательности Бурятии и с.Курумкан»

Ноябрь

Изготовление дидактических игр, пособий, театра для фланелеграфа. Чтение детям бурятских народных пословиц, потешек, загадок, сказок. Создание альбомов «Быт бурят», «Природа  Бурятии», «Достопримечательности Курумкана», «Ремесла бурят».

ОО «Познавательное развитие» «Историческое прошлое Бурятии, история заселения, жизнь, быт бурят»

 ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование «Украсим сундук».

Консультация для родителей: «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Привлечь родителей к организации выставки: «Ремесло».

Выставки народно-прикладного творчества

Декабрь

Создание альбома «Рождество», «Крещение».

Познакомить детей с традициями  проведения праздника Сагаалган. 

 Разучивание бурятских благопожеланий, песен, пословиц, загадок.

Познакомить с юртой – жилищем бурятской семьи, с предметами старинного быта (печь, одежда,прялка, утварь (посуда), сундук и др.); Просмотр слайд фильма: «Встреча гостей- Золгохо».

Информационный стенд «Сагаалган наш светлый праздник». 

Консультация для родителей «Организация народных игр в семье».

Январь

Подбор литературы и слайдов к празднику Масленица. Изготовление куклы «Масленицы».

Спортивный праздник «Мы – будущие солдаты».

Чтение стихов и рассказов о защитниках Отечества.

 Беседа  «Готовимся к Масленице»

 

.

Папка передвижка «Россия – наша Родина»

Изготовление папки-передвижки “День защитников Отечества».

Привлечь мам к помощи в изготовлении подарков  «Наши руки не для скуки» - мастерим подарки  для пап.

Фоторепортаж «Я и мой папа». 

Готовимся к народному празднику «Масленица»

Февраль

Презентация “Наши знаменитые люди”(артисты, поэты, писатели).

   Мастерим подарки для мам.

Фоторепортаж «Я и моя мама».

Предоставление фотоматериалов о знаменитых людях  Бурятии, района, села.

Родители могут выучить с детьми пословицы и поговорки: 1.«В своём болоте и лягушка поёт».
2.«Всякая птичка своё гнездо бережёт». 3.«Где родной край, там и рай». 4.«Где родился , там и пригодился» и т.д.

Март

Подбор литературы, слайдов к праздникам Пасха.

Создание макета «Памяти павшим за Родину».

 Беседа:  «Пасха- Светлое воскресенье» презентация и  раскрашивание пасхальных яиц.

Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о родном крае»,  Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет»

Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»

Изготовление пасхальной корзиночки.

Экскурсии по достопримечательностям села.

Апрель

Оформление стенда «Бессмертный полк».

 Конкурс творческих работ «День Победы».

Конкурс чтецов, посвященный к Победе.

Беседа: «Про отцов и дедов помним».

Рассказ воспитателя о земляках нашего края, защищавших нашу Родину.

Прослушивание песен военных лет.

Экскурсия к памятнику погибшим героям – защитникам.

Выпуск буклетов для родителей  «Как рассказать детям о войне»,   «Георгиевская лента -символ Победы”.

Привлечь родителей к оформлению стенда «Бессмертный полк»:

предоставление фотоматериалов «Герои нашей семьи »(об участниках ВОВ)

Конкурс творческих работ ко «Дню Победы».  

Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы.

Май

                                                             Обобщающий

Теоретическая часть:

Изготовление пособий, атрибутов, подборка оборудования для проведения деятельности.

 Проведение открытых мероприятий.

Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

Создание развивающего пространства.

Систематизирование знания детей об истории Бурятии, родного села, традиций и обычаев.

Сформирование устойчивого интереса к изучению истории Бурятии, природы, достопримечательностям.

Разработка методических и дидактических материалов по данному разделу.

Привлечение внимания взрослых и детей к интересным общественным явлениям.

Заключение.
Планирование самообразования по этому направлению позволит познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.        
Календарно-обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...

«Формирование нравственно- патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края

В настоящее время нравственно патриотическое воспитание, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в программных правительственных документах последних лет ...

Представление педагогического опыта. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Р...