Эссе "Я-педагог"
материал

Маслова Лариса Васильевна

Размышления о своей жизни,педагогической деятельности, виды музыкальной деятельности для развитие музыкально-творческих способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya-pedagog.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

        «Эссе «Я – педагог».

Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания

невозможно полноценное умственное развитие.

Б. А. Сухомлинский

С самого раннего детства меня сопровождает музыка .Я живу в музыке и музыка звучит во мне. Великая ,непостижимая тайна, прекрасный, вдохновляющий мир чудесных звуков. Я счастлива ,что живу в этом мире. Музыка помогает мне жить, работать, чувствовать ,сопереживать ,видеть красоту природы и этот Божественный мир .Все это я с радостью могу дарить своим воспитанникам. Еще совсем маленькой, помню состояние необьяснимого трепета ,когда мои родители привезли домой  фортепиано. Прикасалась к клавишам, они мне «отвечали». Звуками  я пыталась рассказывать об окружающем мире ,и первым слушателем была моя мама. Мне очень хотелось делиться с ней своими музыкальными зарисовками. И так с первых дней знакомства с инструментом началась моя дружба с музыкой ,которая переросла в любовь и поселилась в моем сердце .Благодарю родителей за этот подарок. Начался длинный, не всегда легкий путь постижения ее величества-Музыки ,божественной гармонии мироздания, которая оказывает на нас самое сильное эмоциональное воздействие по сравнению  с другими видами искусства. Именно эта ее особенность побуждала художников и мыслителей всех времен  с восхищением и изумлением высказываться о музыке, относиться к ней ,как к некоему чуду ,как очевидному так и непостижимому.  Гете писал: «Величие искусства, пожалуй ,ярче всего проявляется в музыке» Блок называл ее «Владычицей вселенной». Для Федерико Феллини музыка вообще была «самым таинственным видом человеческой деятельности». «В ней заключено такое ,говорил он, что свойственно человеку и по ту сторону человеческих возможностей.» Ромен Роллан писал: «Музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем ее постигает разум» Музыка-модель мироустройства ,в котором царит гармония.

За плечами богатый опыт учебы (музыкальная школа ,музыкальное училище ,музыкально-педагогический институт им. С Прокофьева ,ныне консерватория) Свою педагогическую деятельность я начала в родном городе Снежное Донецкой области в музыкальной школе. В музыкальную школу в основном приходят дети 6-8 лет. У всех разная подготовка, музыкальные способности, интеллектуальное развитие, воспитание, культурная база. Чтобы интересно было обучаться на каком-либо инструменте, необходимо вводить ребенка в музыкальный мир с самого раннего возраста, слушать хорошую, полезную  музыку.  К сожалению, далеко не в каждой семье этому придают значение, да и ценности, культура воспитания недостаточна. Тем более в нашем современном мире ,как выжить? Как уберечь душу ребенка от его разрушительного воздействия? Современные дети живут «в своем мире», техногенные устройства ,как мы знаем, пагубно влияют на детскую душу и психику. Итог этого-невнимание, неслышание, пустые глаза, гиперактивность или вялость. На помощь приходит музыка. Работая в музыкальной школе ,я размышляла – хорошо бы начать работать с детьми с раннего возраста, работать комплексно, развивать музыкальные и творческие способности, учить воспринимать и слушать музыку, растить человека-личность.

Волею судьбы ,вот уже шесть лет, мне предоставилась  возможность работать музыкальным руководителем. Моя мечта сбылась: большой зал, маленькие дети. Я окунулась в новую работу.Признаюсь, некоторое время было нелегко-6 разных групп, тематические занятия, праздники, другая специфика работы… . К музыкальным руководителям предъявляются повышенные требования. Мы должны владеть педагогическими технологиями, методами ,коммуникативными способностями. Это целенаправленный труд по развитию личности ребенка. . Параллельно началось мое обучение, самообразование, курсы повышения квалификации, поиск новых путей, появились  творческие идеи. Скажу точно-в этой профессии нет остановок, инертности, скуки. Работать могут только увлеченные ,творческие ,любящие детей педагоги . От того ,насколько интересен, профессионально грамотен, талантлив педагог, во многом зависит и творческое развитие детей ,атмосфера в детском саду . Каждый педагог, учитель задает себе вопрос: Что для меня значит моя работа? Могу ответить, что моя жизнь и работа-это единый, цельный  мир, моя дорога, интересный путь познания и радости педагогического труда, который призван отдавать ,наполнять, растить. . Сколько новых возможностей открывает профессия музыкального руководителя! Я нужна детям и как  музыкальный руководитель  и как человек .Как важно у ребенка вызвать интерес к музыкальным занятиям, увлечь путешествием в музыкальный мир, развить творческую активность в процессе разных видов музыкальной деятельности . Мне радостно от того, что я могу внести свой вклад  в воспитании гармоничного человека. Дети открыты для добра и красоты. Мы дарим свет, учим любить, слышать, чувствовать. Дети ждут моих занятий. С какой радостью и воодушевлением мы встречаемся на занятиях и в игре постигаем музыку. Каждый день, проведенный с детьми побуждает меня к поиску новых идей, стимулирует к повышению уровня мастерства, чтобы в дальнейшем радоваться успехами своих воспитанников.

Благодаря музыкальным занятиям ,где обязательно присутствуют все виды музыкальной деятельности- слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игры, инсценировки, игры на детских музыкальных инструментах, творчество, дети получают различные знания ,умения и навыки. У ребят развивается слух, чувство ритма, певческие и танцевальные навыки, раскрываются исполнительские возможности. Музыкальное развитие непрерывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки ,регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку, координацию ,уверенность и пластику движений .В связи с этим я включаю в свою педагогическую практику инновационные методы и здоровьесберегающие  технологии-подвижные музыкальные игры, динамические паузы ,пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, логоритмику, музыкотерапию. Рождаются творческие идеи, и действительно получаешь огромное удовольствие от этого труда.

Музыкальный мир-душа каждого дошкольного  образовательного учреждения. Музыка сплачивает между собой детей, их родителей, воспитателей. Коммуникативные свойства музыки сильны и уникальны.

Одним из наиболее развивающих и важных видов музыкальной деятельности является восприятие (слушание музыки).Именно со слушания начинается приобщение ребенка  к музыке ,развиваются его музыкальные предпочтения, а в дальнейшем и музыкальный вкус. На занятиях дети слушают русскую, зарубежную классическую музыку лучшие  образцы современной музыки, приобщаются к народному творчеству. Дети узнают о жизни и творчестве композиторов, получают сведения о форме музыкального произведения, о средствах музыкальной выразительности, учатся творчески высказываться о музыке. Благодаря этому расширяется и обогащается их музыкально-слуховой опыт, осуществляется умственное воспитание, получает развитие эмоциональная среда ребенка.  Наряду с прослушиванием программных пьес я ввожу на занятиях авторские музыкальные загадки. Дети слушают музыку и отгадывают образы героев, времена года, звуки окружающего мира. С помощью фланеллеграфа  и деталей составляют картины ,рассказы. Развиваются одновременно несколько умений-слушание, воображение ,представление художественного образа, развитие музыкальных впечатлений, творчество.

Одним из любимых занятий ребят является собственное музицирование .На занятиях я использую шумовые и диатонические музыкальные инструменты, звучащие жесты, речевое музицирование, с помощью которых мы озвучиваем картины, стихи ,сказки, сочиняем рассказы. Наиболее эффективные приемы простые, доступные, представлены в программе Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе  К. Орфа. Включение таких приемов мне помогает открыть музыку в каждом ребенке.

Детям очень нравится играть на диатонических колокольчиках, которые развивают все виды слуха –музыкальный, звуковысотный, гармонический, динамический, тембровый. Совместное музицирование активизирует внимательность, ответственность, формирует творческое отношение к процессу обучения, способствует развитию чувства ритма, музыкальной памяти .

Чтобы защитить ребенка от вредных влияний потока массовой культуры, необходимо с самого раннего возраста заложить прочный фундамент  нравственных  ценностей и хорошего вкуса, основанных на лучших образцах  народного творчества. Одним из важных направлений в развитии эстетического и нравственного воспитания ребенка является знакомство с фольклором. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям. Знакомство с фольклором воспитывает любовь к Родине, родной природе, растительному и животному миру, своему народу, обычаям и традициям  является интересным видом деятельности для детей. Вызывает положительные эмоции ,дает понятия о людях,о жизни вообще. Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка-слушание, пение, народная хореография.

Пение-основное средство музыкального воспитания, наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению  дыхания, укреплению голосового аппарата. Одна из сложных задач петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения а-капелла на маленьких ,несложных песенках формируются у детей в старшей группе. Исполнение песен а-капелла  способствует формированию у детей более устойчивого ладо-тонального слуха.

Одним из самых эффективных методов развития музыкальности ,музыкального слуха, двигательных способностей, эмоциональности, являются движения под музыку. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, являются источником радости, повышения работоспособности, разрядке умственного и физического напряжения. Музыкально-ритмические движения связаны с танцем ,а танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре.

На моих музыкальных занятиях дети фантазируют, творят, уносятся в мир сказок, мир музыки. Дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни. Я  стараюсь создать атмосферу праздника, эмоционального комфорта, взаимопонимания, чтобы от каждого занятия дети ожидали необыкновенных приключений в мире музыки. Одна из главных задач педагога-  открыть способность разглядеть красоту во всем, в природе, искусстве, в самом человеке, его творчестве, посеять зерно любви к прекрасному и взрастить пытливую и интересующуюся личность помимо передачи определенного багажа знаний. Мы вместе с ребятами учимся, идем по дороге музыкальных знаний, на которой они познают себя и окружающий их звучащий  музыкальный, такой волшебный мир ,а я учусь у них искренности, открытости, преданности.

       Музыкальный руководитель не только профессия, это ещё и высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности. Жизнь в этой профессии – это неустанный труд души. Именно жизнь в профессии, а не работа. Ведь жизнь музыкального руководителя состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей. Неважно, какую дорогу выберет каждый из моих воспитанников,  повзрослев, главное не погасить его внутреннюю искорку в настоящем и заложить зернышко для развития в будущем. Это и есть высокая миссия педагога – музыкального руководителя. Не каждый человек изберет педагогику своей профессией, но в различные периоды своей жизни он тоже будет учителем. Учителем для своих детей, для тех, кто ему дорог, с кем его сведет жизненный путь. И именно от того, что в свою очередь он приобрел и чем готов поделиться с другими, будет зависеть будущее нашего общества в целом .Давайте согревать сердца музыкой!