Консультация для педагогов «Методика обучения детей измерительной деятельности».
консультация

Сметанина Лариса Викторовна

Консультация для педагогов  «Методика обучения детей измерительной деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Методика обучения детей измерительной деятельности»

Измерительная деятельность – это  использование  способов, посредством которых производится измерение данной величины.

Потребность в простейших измерениях возникает у детей в практических делах:

        сделать одинаковые по длине и ширине грядки,

        встать друг за другом по росту на занятиях гимнастикой,

        определить, чья постройка оказалась выше,

        кто на занятиях по физкультуре прыгнул дальше и т.д.

Так, постепенно складывается общее представление о значении измерительной деятельности у детей.

Каковы особенности представлений  детей дошкольного возраста о размерах предметов и их измерение?

Исходя из особенностей детских представлений о величине предметов, педагогическая работа строится в определенной последовательности.

1) Вначале детей младшего и среднего возраста учат выделять величину предмета, пользуясь специальными приемами обследования: приложением и наложением. Таким образом, первоначально предусматривается лишь попарное сравнение предметов по одному признаку.  

2)Затем с детьми старшего возраста закрепляют умение строить сериационный ряд предметов по длине, ширине, высоте и другим признакам, учат на глаз определять размеры различных предметов, сопоставляя их с величиной известных предметов, а также пользуясь условной меркой.

Методика обучения детей измерению длин и объемов  предметов.

Со среднего дошкольного возраста необходимо осуществлять самую непосредственную подготовку к введению измерения с помощью условной мерки.

Условная мерка — предмет, используемый в качестве средства измерения.

В детском саду дети должны овладеть несколькими видами измерения условной меркой, которые выделяются в зависимости от особенностей объекта и мерки.

К первому виду следует отнести «линейное» измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов.

Второй вид — определение объема сыпучих веществ: кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымеряют количество крупы, сахара в пакете, в мешочке, в тарелке и т. д.

Наконец, третий вид — это измерение объема жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов или кружек молока в кувшине, воды в графине и т. д.

До введения измерения условными мерками детей следует научить:

•        определять  в предметах определенные признаки такие, как длину, высоту, ширину, объем.

•        научить соизмерять объекты по этим признакам, определяя их равенство или неравенство.

•        сформировать прочные навыки счетной деятельности.

Педагог заранее продумывает и отбирает предметы, которые будут использоваться в процессе обучения измерению. Что педагог может использовать в качестве мерок:

1) Специально изготовленные взрослым с привлечением детей или уже готовые полоски бумаги, палочки, ленты.

2) Самые разнообразные бытовые предметы : веревки, тесьма, детали строительного материала (бруски), подкрашенная вода, песок, пакеты, мешочки, миски, тарелки, стаканы, чашки, ложки, банки.

3) Естественные мерки: шаг, горсть, расставленные в стороны руки и т. д.

Объекты для измерения ребенок может сам находить в окружающей обстановке: длина, ширина, высота стола, стула, шкафа, аквариума. Количество семян, корма для рыбок, воды, необходимой для полива растений, и многие другие.

Овладение детьми элементами измерительной деятельности складывается из суммы знаний, умений и навыков, формируемых в упражнениях с дидактическим материалом под руководством педагога. Я сейчас не буду на них подробно останавливаться, так как все эти упражнения я подготовила для вас в виде памяток.

Методические рекомендации для процесса обучения измерению:

1) Показ с объяснением приемов измерения должен быть четким, ясным, немногословным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребенка.

2) Дети получают задания в конкретной форме. При этом воспитатель подчеркивает, что следует измерить (что сделать), как измерить (воспитатель указывает последовательность действий и требования к ним), кто с кем будет измерять (нужно организовать работу детей).

3) На первых порах дети затрудняются одновременно выполнять измерительные действия и считать мерки. Чтобы облегчить задачу, вводятся фишки-эквиваленты – это мелкие однородные предметы (кружки, квадраты, треугольники, палочки, пуговицы и т.д.), которые служат для точного подсчета числа мерок одинаковых по размеру. То есть, отложив мерку, ребенок одновременно откладывает фишку-эквивалент. Подсчитав их количество, дети узнают, сколько мерок получилось при измерении, и тем самым определят величину измеряемого объекта в точных количественных показателях.

4) Упражняя детей в каждом случае, важно подчеркнуть, что и чем измеряется, каков будет результат. Это поможет разграничить объект, средство и результат измерения.

5) Следует обращать внимание на точность формулировок ответов детей на вопросы: например, «Что ты измерял?» - «Я измерил длину ленты (или ширину стола, высоту стула и т. д.)». «Чем измерял?» - «Меркой».- «Какой?» - «Веревкой».

6) Результаты измерения осмысливаются благодаря вариативным вопросам: «Сколько раз уложилась мерка при измерении? Сколько получилось мерок? Какова длина стола? Сколько стаканов крупы помещается в миске? Почему так получилось? Что обозначает число, которое получилось при измерении?». Определяя результат измерения, надо учить детей связывать получаемое число с названием мерки (например, длина стола равна четырем меркам, в тарелке две чашки крупы, в банке три стакана воды и т. д.).

7) Детей нужно подвести к пониманию того, что для каждого объекта подбирается мерка одного и того же рода с ним. Для этого нужно детям задать вопросы: «Какими мерками можно измерить длину комнаты? Годится ли эта мерка для измерения крупы в тарелке?» и т. д.

8) В процессе обучения измерению можно использовать разные формы организации деятельности детей:

•        коллективная форма организации используется тогда, когда уже сформированы некоторые навыки.  Выполнение одного задания можно поделить между несколькими детьми: «Саша и Миша будут измерять полоской бумаги длину подоконника», ведь совместная деятельность приучает согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.  При выполнении  измерительных работ дети могут располагаться за столом и в разных местах групповой комнаты в свободной позе.

•        ну и вторая форма организации – это индивидуальная.

Первоначальное обучение измерению требует 10-12 занятий. Для этой работы отводится обычно часть занятия. Но обучение новому виду измерения может осуществляться в течение всего занятия.

9) С целью закрепления навыков можно давать домашние задания в измерении   объектов. Важно, чтобы воспитатель далее поинтересовался выполнением домашнего задания.

10) Упражнения в измерениях могут организовываться и на участке детского сада. В этих случаях воспитатель должен предварительно продумать, что и чем будет измеряться, а также распределить детей при выполнении практических работ. Приобретенные на занятиях по математике знания и навыки измерения следует закреплять на занятиях по рисованию, аппликации, конструированию, в процессе труда в природе, в быту и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика обучения детей составлению загадок»

В практике педагогов, занимающихся с детьми с различными нарушениями в развитии речи, широко используется загадка, компактная и интересная фольклорная форма. Главная особенность загадки состоит ...

Консультация для педагогов «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок»

Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок....

Консультация для педагогов "Методика экологического воспитания детей средствами фольклора"

Консультация для педагогов "Методика экологического воспитания детей средствами фольклора"...

Консультация для педагогов МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РИСОВАНИЮ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ

Вторая младшая группа.Перед педагогом второй младшей группы стоят следующие основные задачи: прививать детям интерес к рисованию, тренировать внимание, наблюдательность, воспитывать эстетическое отнош...

Консультация для педагогов "Методика обучения пересказу детей дошкольного возраста"

Консультация будет полезна воспитателям, старшим воспитателям, методистам....

Консультация для педагогов «Методика обучения детей составлению загадок»

Загадки оказывают огромное влияние на развитие речи детей, на обогащение словаря, на развитие мышления и воображения, на обогащение представлений у детей об окружающем мире, на развитие ребёнка в цело...

Консультация для педагогов "Методика обучения детей рассказыванию по картинке"

Консультация педагогам по методике обучения рассказыванию по картинке (виды рассказывания по картинке, приемы, методы, этапы обучения по возростам....