Cеминар для педагогов: "Гиперактивный ребенок"
методическая разработка

Киселева Елена Алексеевна

Цель: расширение представлений педагогов о гиперактивных детях и приемах работы с ними.

Задачи:

-познакомить педагогов с особенностями гиперактивных детей;

-показать отличия гиперактивных детей от активных;

-совместно разработать рекомендации по работе с гиперактивными детьми;

-познакомить с играми для таких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_giperaktivnyy_rebenok.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"

Цель: расширение представлений педагогов о гиперактивных детях и приемах работы с ними.

Задачи:

-познакомить педагогов с особенностями гиперактивных детей;

-показать отличия гиперактивных детей от активных;

-совместно разработать рекомендации по работе с гиперактивными детьми;

-познакомить с играми для таких детей.

План:

      1 Дискуссия «Особенности гиперактивных детей».

2  Практическое упражнение «Отличия».

           3 Консультация «Особенности организации работы с гиперактивными детьми».

4 Диагностика гиперактивных детей.

5 Памятка «Рекомендации педагогу по работе с гиперактивными детьми», 6 Картотека игр (раздаточный материал)

 

Ход семинара

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашего семинара «Гиперактивные дети».

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с
детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о
просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста
отличаются подвижностью, но при этом могут внимательно выслушать
взрослого и выполнить его указания.

Что же такое «гиперактивность»? Это сложное слово состоит из двух простых слов: "Гипер...”  указывающее на превышение нормы, и "активный”, означающее "действенный, деятельный”. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

  • дефицит внимания;
  • двигательная расторможенность;
  • импульсивность.

C гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они
находятся в постоянном движении, они не ходят, а бегают, не сидят, а
ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а
хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно
вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети чаще всего вскакивают с
места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить
задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и
чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. К подростковому возрасту
повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а
импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз гиперактивности.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде
всего, являются патология беременности, родов, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, генетические факторы,
особенности строения и функционирования головного мозга, стиль
воспитания в семье и т.д.
В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая
дисфункция, наличие которой определяет врач-невропатолог после
проведения специальной диагностики. При необходимости назначается
медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в
коллективе должен быть комплексным. Как отмечает профессор
Ю.С.Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно
зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Опасность
СДВГ заключается в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное поведение. Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную для данного случая.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Чтобы почувствовать состояние гиперактивного ребенка, находящегося в обыденной для нашего понимания социальной среде, проведем небольшой эксперимент.  

Я прошу выйти в центр зала 3-х человек. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия. 

 Инструкция: Поздоровайтесь с каждым вторым присутствующим в зале человеком и одновременно сосчитайте, сколько предметов прямоугольной формы в данном помещении и сколько картин. 

- Расскажите, легко ли было выполнить моё поручение?

- Как вы чувствовали себя при выполнении задания (комфортно, ощущали напряжение, дискомфорт и т.д.)?

Все эти неприятные ощущения, усталость были вызваны тем, что вас ограничили рамками, заставили выполнять необычные для вас действия. Так же чувствует себя и гиперактивный ребёнок, попадая в обычную для нашего понимания социальную ситуацию.

Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.

В большинстве случаев, если у ребенка присутствует только гиперактивность (подвижность, импульсивность), скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.

Оказывается, есть большая разница между просто активностью и гиперактивностью.

Активный ребенок: 

 - Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать – может и книжку с воспитателем  почитать, и тот, же пазл собрать.

 - Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

 - Для него нарушение сна – скорее исключение.

 - Он активный не везде. К примеру, спокойный  дома, но непоседливый в садике.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и поддать "коллеге по песочнице".  

Гиперактивный ребенок: - Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно.

 - Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

 - Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни.

Перед вами лежит раздаточный материал (Приложение 1). Посмотрите на страницу 1, где перечислены основные признаки диагностики гиперактивности. О проявлениях чрезмерной подвижности можно говорить тогда, когда присутствует 8 и более поведенческих признаков. Пожалуйста, разделитесь на группы и постарайтесь определить: является ли данный ребенок в примере гиперактивным или же подвижность – это особенность его темперамента.

Обсуждение в группах. Все возвращаются в круг, и каждая группа педагогов обосновывает свое решение.

Так что же делать? Как взаимодействовать с такими детьми? Давайте попробуем, исходя из особенностей таких детей, составить общие рекомендации по работе с гиперактивными детьми.

Педагоги предлагают свои варианты. Психолог записывает рекомендации на доске, комментирует и добавляет пункты.

Особенности организации работы с гиперактивными детьми:

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.

У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать (обычно это свойственно младшим детям). Только в практическом действии они могут представить себе результат. Словесно-логическое мышление, у этих детей, начинает развиваться гораздо позже.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно понизить требовательность к аккуратности.

Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать.

Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Психологи так же заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Использовать тактильный контакт. Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными.Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Поверхностность - одна из основных черт гипердинамичного ребенка. Побольше говорите ему о чувствах, которые испытываете вы сами или другие люди (в том числе, например, герои фильмов или книг), объясняйте ему нравственную и этическую сторону происходящего («Что такое хорошо и что такое плохо»). Постепенно он привыкнет сам что-то анализировать и оценивать.

В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Важен выбор партнеров для выполнения заданий, игр - друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Вывод однозначен:   добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось ни кому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним - вполне посильная задача.

 Терпение и спокойствие. И еще - повышенное внимание и ваша собственная грамотность. 

Памятка педагогу

Как общаться с гиперактивным ребенком?

1Принять ребенка таким, каков он есть.

2. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

3. Работать в тесном сотрудничестве с родителями, психологом.

4. На занятии использовать визуальные опоры.

5. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

6. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

7. Убрать лишние раздражители из поля зрения ребенка.

8. Занятия с ребенком должны проходить в эмоционально-привлекательной форме.

9. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

10. Использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживания).

11. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

12. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

13. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

14. Начинать и заканчивать занятия заданиями, с которыми ребенок справиться.

15. Предоставлять ребенку возможность выбора.

16. Спокойный, уверенный настрой при работе с таким ребенком.

17. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели».

18. Проводите беседы о нравственных и этических нормах поведения.

19. Посадите его рядом со спокойным ребенком.

20. Не допускайте утомления ребенка.

21. Ограничьте участи такого ребенка в мероприятиях с большим скоплением людей.

Приложение 1

Диагностика гиперактивных детей.

Признаки гиперактивности:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время  праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. 

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

  

Наблюдение за ребенком должно проводиться в течение длительного времени (6 месяцев). Диагноз считается правомерным, если в наличие, по меньшей мере, восемь из всех симптомов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Деловая игра для педагогов "Гиперактивный ребенок в детском саду"

Материал включает в себя: конспект игры, памятку для педагогов, презентацию, игры для детей с признаками СДВГ...

Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"

Так что же делать? Как взаимодействовать с такими детьми?...

Игра для родителей и педагогов "Гиперактивный ребенок"

Деловая игра: "Гиперактивный ребёнок"Занятие "Гиперактивный ребенок" в детском саду для родителей и воспитателей проводится в форме деловой игры.Цель: Формирование у воспитателей  и родителе...

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...