Сказкотерапия - общение без гаджетов
консультация (подготовительная группа)

Шишкина Виктория Игоревна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:


В современном мире дети, даже дошкольного возраста, очень любят телефоны, планшеты. На улице, редко можно встретить взрослого, который идёт беседуя с ребёнком. Как правило, в руках всегда гаджиты. Да и вечерами, проводя время с ребёнком, взрослые, вместо прочтения книги или обыгрывания какого – нибудь литературного сюжета, предпочитают включать мультфильмы или компьютерные игры и всё с использованием гаджитов. Здесь на помощь нам приходит сказка.

СКАЗКОТЕРАПИЯ- интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

ЦЕЛЬ- Обучение детей непосредственному общению, проявляя своё личностное и эмоциональное отношение к беседе и собеседнику.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Суть метода- использование сказки как рабочего инструмента.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Сказка, пережитая на собственном опыте, оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребенка, ощущение пережитого чуда и праздника. Сказка, в которой добро сильней зла, где старый становится молодым, больной-здоровым, дает малышу чувство внутренней защищенности. В настоящее время, сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение между сверстниками, родителями и детьми и т.д

Существуют определенные виды сказок, которые используются в сказкотерапии. К ним относятся:

  • Художественные сказки – это народные и авторские истории. Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко, бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны жизни человека.
  • Дидактические или обучающие сказки.
  • Психокоррекционные сказки, призванные помочь ребенку в решении проблем с поведением.
  • Психотерапевтические сказки – для более глубокой, «лечебной» работы.
  • Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта.

    Так же существуют формы работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д.

2. Сочинение сказки. Здесь педагог и ребенок ,или группа детей вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Детям предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь они могут выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся более общительными, более приспособленными к жизни.

Как работает сказкотерапия для дошкольников. Для детей которые капризничают не хотят одеваться, складывать одежду сами.

Вредная одежка

Жил-был мальчик Петя, и он очень не любил одеваться. Как только приходило время выходить на улицу, Петя начинал плакать, топать ногами, убегать и прятаться.

В один из таких дней на прогулку с Петей решил отправиться папа.

— Петя, пойдем одеваться! На улице снег, будем лепить снеговика! Надевай комбинезон.

— Не буду! – закричал Петя, — он слишком толстый, неудобный, замок надо застегивать, штанины натягивать, пусть сам на меня надевается!

И вдруг комбинезон подпрыгнул, начал скакать вокруг Пети, толкаться, пихаться и щекотаться.

— Ай! Что такое, не надо мне такое!

— Как это не надо, ты же сам хотел, чтобы он сам надевался, — удивился папа, — ну, давай тогда сапоги надевать.

— Нет! – пуще прежнего закричал Петя, — Они синие, а я хочу красные!

Бац! – и сапоги превратились в два горячих красных огонька.

— Аааааа! – заорал Петя, — я боюсь! Убери их, папа!

— Но ты же сам хотел красные, — недоумевал папа, — ну, не хочешь, ладно. Давай тогда шапку хоть надевай.

— Я не люблю ее, она жесткая какая-то, колючая! Я хочу мягкую, пушистую!

Ррраз, – и шапка превратилась в белого кролика, он стал хлопать лапами по Петиным ушам, стучать его по голове и попытался укусить за нос.

— Пааапаааа! – завопил Петя что есть сил, — спаси меня!

— Но Петя, ты же сам хотел пушистую и мягкую, посмотри, какая чудесная шапка получилась.

— Не хочу такую одежду, я ее боюсь! Расколдуй ее скорее!

— Но она сделалась такой, как ты хотел. Это ты ее заколдовал, Петя. Только ты можешь изменить свои одежки обратно.

Петя недоверчиво и испуганно посмотрел на папу, но решил попробовать.

— Комбинезон, шапка, сапоги, расколдуйтесь! Станьте такими, как были, я вас тут же надену и побегу гулять с папой!

И тут случилось настоящее чудо: на стульчик в прихожей прыгнул кролик и превратился в Петину шапку, рядом на полу затухли два огонька, ставшие снова сапожками, а прямо Пете в руки прыгнул живой комбинезон и обернулся самой обыкновенной неподвижной одежкой.

— Фух, — выдохнул Петя, — ну наконец-то, все мои любимые, красивые, самые теплые и удобные вещи вернулись. Ура! Быстрее одеваться и бежать лепить снеговика!

Петя улыбнулся, быстренько оделся и побежал на улицу с папой. С тех пор он аккуратно складывает свои вещи, одевается и раздевается сам, да еще и быстрее всех.

Подобные сказки  можно придумывать самим, на любую тему: о нежелании детей убирать игрушки, кушать самостоятельно, о правилах поведения в опасных ситуациях, взаимодействии с друзьями.

Предлагаем всем педагогам поучаствовать в такой форме сказкотерапии, как рассказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия для детей с трудностями в общении

Терапевтические сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, - это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке....

Статья "Почему дети плохо разговаривают: отсутствие общения и гаджеты".

 Современные дети все хуже выговаривают слова. В своей статье я даю несколько советов о профилактике нарушения речи....

«Формирование навыков безопасного общения с современными гаджетами».

расширить знания учащихся о пользе и вреде технических новинок для психического и физического развития, о правилах безопасной работы с ними....

Гаджеты, гаджеты, гаджеты.....

Консультация для родителей, педагогов. Размышления и научные данные о влиянии гаджетов на развитие детей дошкольного возраста. Влияние гаджетов на речь ребенка!...