Публикация
статья

Трещалина Наталья Геннадьевна

Публикация статьи "Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте 2018г."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация 2018. На сайте https://www.maam.ru

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте

Трещалина Наталья Геннадьевна
Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества в целом.

Агрессию как форму поведения можно встретить у многих детей в старшем дошкольном возрасте в качестве отражения слабой социализированности личности и отсутствия более сложных конструктивных коммуникативных навыков. Изучение особенностей проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста может способствовать разработке программы мероприятий по предупреждению возникновения отклонений в процессе позитивного развития личности ребенка в данном возрасте.

В психологии и педагогике накоплено значительное количество исследований агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс и др.). Ученые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во избежание проблем в подростковом возрасте.

Агрессия дошкольника – это разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам поведения людей в социуме и наносит вред, подвергшимся нападению [2, с. 495].

Причины возникновения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста обусловленыособенностями семейного воспитания (отвержением, гиперопекой, насилием в семье, демонстрацией родителями агрессивного отношения к окружающим); стрессами в социальном окружении; индивидуальными особенностями ребёнка (впечатлительностью, восприимчивостью, ведущими к возникновению страхов и тревожности); фрустрацией базовых потребностей ребёнка; завышенной самооценкой; различными заболеваниями и т. д. [3, с. 101].

Основными формами агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста являются [1, с. 258]:

1. Физическая агрессия – агрессия с причинением материального вреда объекту злости. Виды физической агрессии:

- Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Например, ребенок ломает постройку из кубиков другого, или мажет красками рисунок другого сверстника.

- Прямая физическая агрессия – это непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Может принимать две формы - символическую и реальную. Символическая представлена угрозами и запугиванием (ребенок показывает кулак товарищу или пугает его); реальная агрессия - непосредственным физическим нападением (у детей драки принимают формы укусов, царапанья, хватания за волосы, и пр.).

2. Вербальная агрессия - вид агрессии, представляющий собой выражение негативных чувств к человеку в словесных ответах. Виды вербальной агрессии:

- Вербальная прямая агрессия – это оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие «детские» формы прямой вербальной агрессии:дразнилки: («Ябеда – корябеда»); оскорбления («Урод»«Дебил»).

- Вербальная косвенная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику,которые осуществляются в различных высказываниях: жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Не мешай»); агрессивные фантазии («Я тебя догоню, выброшу твою игрушку», и пр.).

3. Инструментальная агрессия совершается как средство достижения результата. Например, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку.

4. Враждебная агрессия проявляется в:

- Обиде – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

- Подозрительности – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

5. Аутоагрессия –направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать в основном в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивное поведение применяется в качестве средства достижения конкретной цели. Максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата, после чего агрессивные действия прекращаются [2, с. 497].

Таким образом, агрессия детей старшего дошкольного возраста является актуальной для многих родителей и активно исследуется детскими психологами. Агрессия и агрессивное поведение закрепляются в ходе развития, воспитания ребенка, и их формирование зависит как от окружения, так и от него самого.

Агрессивное поведение старших дошкольников требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Семейное воспитание в старшем дошкольном возрасте создает ряд предпосылок для появления, развития и закрепления агрессивности как черты личности, что обуславливает реальную необходимость в диагностике и коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...