Технология проектной деятельности в ДОУ.
материал (подготовительная группа)

Пелепелина Наталия Евгеньевна

Технология проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx55.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности с детьми  в ДОУ

 

Актуальность использования технологии:

В современной жизни ребенку поступает много разнообразной информации. Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование технологии проектной деятельности открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

Проект – это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.Применительно к детскому саду, проект  это специально организованный воспитателем, и самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность, с определенной целью, по 

определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллекту-

ального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Проектная деятельность - это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса.

В проектной деятельности ребёнок является активным субъектом образовательного процесса:

Он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта;

Он может самостоятельно выбирать деятельность и устанавливать последовательность и общую продолжительность её выполнения;

Он может выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых;

Он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.

Целью проектной технологии является развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Более конкретные задачи зависят от темы проектов.

Проектная  технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных 

методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных 

навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться 

в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов 

ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения 

учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной 

и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний 

формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных

видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные 

качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности 

самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, 

требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, 

 на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды

 детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части 

образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах 

деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить 

больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Алгоритм реализации проектной деятельности:

  1. Выявление проблемы вместе с детьми, ее озвучивание: дети постоянно задают вопросы про время года - осень, их интересуют многие осенние явления, почему желтеют листья, куда они пропадают весной?
  2. Замысел: Совместными усилиями педагогов, детей и родителей решить эту проблему;
  3. Реализация проектной деятельности в 3 этапа:

        - подготовительный этап

         - исследовательский этап

         - заключительный этап

  1. Осязаемый результат;
  2. Рефлексия: Как удалось сделать

Участники моих проектов – это дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Проекты информационно-творческие.

Оригинальность  проектов:

Помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями в жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. В наших проектах ребенок сам для себя выбирает животных, о которых он узнает, как можно больше, рисует их, пишет им письма, делает поделки, придумывает загадки и стихотворения. Затем делится своими знаниями с другими детьми. Если то, что становится значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта: сделаны альбомы рисунков детей по  темам, альбомы писем к разным героям проектов, организовывались выставки детских работ по темам проектов, знания применялись в с/ролевых играх и многое другое.

Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Проектная деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.                               

План работы с родителями в проектной деятельности на 2019-2020г.

Время проведения

Название мероприятия:

Цель проведения мероприятия:

Сентябрь

Консультации:

1. «Проектная деятельность в ДОУ»

2. «Роль семьи в реализации метода проектов в ДОУ».

Повышение заинтересованности родителей в реализации проектов в ДОУ.

Октябрь

1.Консультация

«Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию».

2.Помощь и участие в реализации проекта «Это должен знать каждый»:

Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

3.Индивидуальные беседы и поручения в ходе реализации проекта

Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования социальной компетентности ребёнка.

Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности детей. 

Ноябрь

1.Консультация «Объем коммуникативных навыков старшего дошкольника».

2.Помощь и участие в реализации проекта «Я здоровым быть хочу»
Подготовка к спортивным соревнованиям «Мама, папа, я - спортивная семья!»

Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально-коммуникативного развития ребёнка.

Повышение заинтересованности родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка.      Привлечение родителей к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в ДОУ и городе.

Декабрь

1.Мастер – класс: «Создание виртуальной экскурсии»

2.Организационные вопросы по созданию экскурсии «Наш любимый детский сад».

Познакомить участников мастер-класса с виртуальной интерактивной экскурсией как одной из форм работы с дошкольниками в проектной деятельности

Январь

1.Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».

2.Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников».

Повышение педагогической культуры родителей.

Распространение педагогических знаний среди родителей.

Февраль

1.Помощь и участие в реализации проекта «Что такое школа?»
2.Помощь в создании индивидуального лэпбука «Я будущий первоклассник»

Повышение родительской компетенции в вопросах предшкольной подготовки.

Воспитание дружеского взаимоотношения между родителями и детьми.

Март

1.Помощь и участие в реализации проекта: «Дадим вторую жизнь мусору»

2.Конкурс поделок из мусора, приуроченных к всемирному дню птиц.

3.Досуг: «Мусорная мода»

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Привлечение родителей к совместному творчеству.

Апрель

1.Помощь и участие в реализации проекта: «Мир прекрасное творенье»

2.Индивидуальные поручения в подборе материала, создание летописи «Выкса Православная».

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Развитие патриотических чувств у детей, уважение к историческому прошлому своего народа.

Май

1.Консультация «Развитие творческих способностей ребенка».

2.Мастер – класс: «Индивидуальные проекты».

3.Индивидуальные рекомендации по созданию проекта «Моя семья».

4.Защита индивидуальных проектов детей в ДОУ.

Активизация педагогических знаний родителей. Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей».

Расширение представлений и обогащения знаний родителей по вопросам организации проектной деятельности

Гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

План мероприятий

по повышению уровня проектной деятельности педагогов.

№п/п

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

Исполнители

Нормативно-правовое обеспечение проектной деятельности педагогов

 

1.

Разработка нормативно-правовой базы: положение о проектной деятельности; положение о инициативной группе.

Создание нормативно-правовой базы

Заведующий,

старший воспитатель

Программно-методическое обеспечение проектной деятельности педагогов

2.

Разработка методических рекомендаций для педагогов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Старший воспитатель, инициативная группа

Организация работы с педагогическими кадрамипо обучению проектной деятельности

3.

  Консультация: «Технология проектирования в детском саду».

Семинар-практикум «Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ»   

Педсовет «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»

  • Повышение уровня теоретических знаний педагогов.
  • Появление интереса к проектной деятельности

Старший воспитатель

4.

Организация работы инициативной группы

Разработка материалов по реализации проектов

Старший воспитатель,

инициативная группа

5.

Составление перспективного плана детских проектов

Накопление педагогами практических навыков проектирования

Старший воспитатель,

инициативная группа, воспитатели

6.

Составление и апробирование детских проектов, предусматривающих взаимодействие детей, родителей, педагогов ДОУ

Накопление практических навыков проектной деятельности у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели

7.

Организация работы педагогического кабинета по направлениям (разделам): нормативные материалы; методическая и справочная литература; методические материалы, рекомендации.

  • Оказание методической помощи в рамках реализации проекта.
  • Подбор материалов по проектной деятельности

Старший воспитатель

Контрольно-диагностическая деятельность с педагогическими кадрами по обучению проектной деятельности

8.

Мониторинг проектной деятельности

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Внесение корректив в планирование и организацию работы

Старший воспитатель, воспитатели

9.

Анализ результатов проектной деятельности

Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов

Старший воспитатель, воспитатели

10.

Диагностика проектной деятельности педагогов

  • Определение уровня:

знаний и умений педагогов по применению метода проектов в образовательном процессе;

включенности педагогов в проектную деятельность

Старший воспитатель, воспитатели

11.

Представление опыта работы ДОУ

  • Формирование исследовательских и аналитических навыков у педагогов.
  • Обобщение и распространение опыта

Старший воспитатель, воспитатели

12.

Определение перспектив работы ДОУ по проектной деятельности

План работы по проектной деятельности на перспективу

Старший воспитатель, воспитатели

             Перспективный план по проектной технологии с детьми 6-7 лет.

Название проекта

Цель проекта

Сроки реализации

Участники    проекта

Результат проекта

1.

«Моя семья – моё богатство»

Формирование представлений у детей о себе, о своей семье.

Сентябрь

Воспитатели

Родители

Дети

Фотовыставка «Играем вместе»

2.

«Золотая осень»

«Дорожная азбука»

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта

Октябрь

Ноябрь

Воспитатели

Родители

Дети

Выставка поделок из природного материала «Осенняя сказка»

3.

«Встречаем Новый год»

Расширение знаний детей о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года, развитие познавательных и творческих способностей детей, повышение эффективности детско-родительских отношений.

Декабрь

Воспитатели

Родители

Дети

Муз.работник

Родительское собрание через Zoom

 «Новый год у ворот»,

Новогодний утренник

«Новый год в разных странах»

4.

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Расширить знания детей о птицах, их образе жизни и поведении

Январь

Воспитатели

Родители

Дети

Совместное развлечение с детьми подготовительной группы «Зимующие птицы»

5.

«Люби и знай свой Коми край»

Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства к малой Родине.

Февраль - май

Воспитатели

Родители

Дети

Создание интеллектуальной компьютерной игры для дошкольников «Люби и знай свой Коми край»

На примере проекта «Золотая осень» выделим все этапы проекта.

Задачи:

  • Разработать систему работы по ознакомлению детей с осенью;
  • Привлечь родителей к активной работе по данной теме.
  • Помочь и родителям, и детям творчески подойти к выполнению заданий;
  • Формировать осознанно-правильное отношение к природе.

Подготовительный этап:

  • Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением различных насекомых, их обсуждение с родителями;
  • изготовление настольно-печатных и дидактических игр, приобретение родителями магазинных игр о насекомых;
  • продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с насекомыми;
  • составить примерный план всех мероприятий проекта «Мир насекомых» (этот план будет корректироваться в процессе работы и зависеть от предпочтений детей).

Исследовательский этап:

Этот этап включает основную работу всех участников проекта. Он может протекать неделю, может больше или меньше, это будет зависеть от интереса детей и разных запланированных дел по теме.

 Результат проектной деятельности:

  • Сформированы четкие представления о сезонном явлении;
  • Дети научились моделировать, различать модели и схемы, пользоваться ими;
  • Научились классифицировать растения по определенным признакам;
  • Активная работа детей расширила их словарный запас, позволила лучше развивать связную речь;
  • Дети научились творчески подходить к решению проблем;
  • Сформирован познавательный интерес к растениям и животным;
  • Сформировано понятие необходимости осознанно-правильного отношения к природе.

Рефлексия.   Работать было интересно и детям, и воспитателям, и родителям. Сколько было поисков в  различных энциклопедиях, интернете  сведений о выбранном своим ребенком звере, затем птице, рыбе и насекомом! Вместе с детьми они писали письма всем этим животным, готовили презентации. В тайне писали ответы  от «своих животных» для своего ребенка. Некоторые дети сами писали письма печатными буквами. А сколько было изготовлено игр! Причем дети принимали в этом процессе самое активное участие. Думаю, в этом кроется популярность таких игр у детей. Незабываемые впечатления оставили конкурсы художников.

 Ребята получили огромное удовольствие от процесса познания животных и еще раз убедились, что узнавать новое – это очень интересно. Ощущение праздника надолго сохранилось и у детей, и у воспитателей, и у их родителей.

 Диагностика на выявление уровня сформированности представлений у детей 6-7 лет                            по проекту «Золотая осень»

Критерий оценки (уровень)

Количество детей до реализации проекта

Количество детей после реализации проекта

высокий уровень

2

9%

9

45%

средний уровень

14

79%

11

55%

низкий уровень

4

12%

0

0%

Диагностика на выявление уровня сформированности представлений у детей 6-7 лет                            по проекту «Дорожная азбука»

Критерий оценки (уровень)

Количество детей до реализации проекта

Количество детей после реализации проекта

высокий уровень

1

5%

8

43%

средний уровень

15

80%

12

57%

низкий уровень

5

15%

0

0%

По результатам мониторингов мы видим, что на начало работы по проектной деятельности «Золотая осень» детей

- с низким уровнем развития составлял 4 человека – 12%; упал до 0%

- с средним уровнем развития - 14 человек – 79%;  упал до 55%

- с высоким уровнем развития – 2 человек – 9%;   возрос до 45%

По проектной деятельности «Дорожная азбука» детей

- с низким уровнем развития составлял -7 человек – 37%; упал до 12%

- с средним уровнем развития - 12 человек – 49%;   вырос  до 62%

- с высоким уровнем развития – 1 человек – 14%;   возрос  до 26%

C:\Users\User\Desktop\диаг проект.gif

Выводы по использованию «проектной технологии».

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

  Развиты творческие способности, инициатива, коммуникативные навыки, познавательный и поисковый интерес, самостоятельность. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

                   Список используемой литературы.

  1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ: Библиотека руководителя ДОУ. М:ТЦ «Сфера», 2010г
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера. 2010 г.
  4. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО. 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

Цель:Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоцион...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....