Создание предметно – пространственной среды для нравственно – патриотического воспитания дошкольников
статья (средняя группа)

Крупчак Ирина Михайловна

 

           Патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание предметно – пространственной среды для нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

           Патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

           Правильно подобранная развивающая среда, позволяет каждому ребенку найти занятие по душе,  расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства. Богатство среды определяется не количеством дорогих игрушек, замысловатым оборудованием, не наличием современной техники. При патриотическом воспитании предметная среда должна рассматриваться не со стороны ее многообразия, а в свете тех условий и того пространства, которое дает ребенку возможность пополнить знания о родном крае, городе, стране, а также взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Между тем, патриотическое воспитание предлагает проектировать предметную среду с учетом детских рук, детского взгляда, детских интересов, детских качеств, детской непосредственной активности и естественного творчества.

        Немаловажной составляющей по воспитанию патриотических чувств является тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса. Каждый год, в начале мая мы чтим Ветеранов Великой Отечественной войны. Так в 2019 году весь педагогический состав детского сада, объединившись с родителями, разработали и реализовали проект «Детям о великой Отечественной войне».

        Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о ней. Узнав цену Победы, ребёнок научится гордиться теми, кому он обязан жизнью, становится способным благодарить ветеранов и чтить погибших. Вместе с родителями было решено пригласить ветеранов Великой Отечественной войны в детский сад. Готовясь к событию, для  организации праздника были созданы педагогами и руками родителей  военный мини - музей, макеты для музея, атрибуты. Дети приготовили рассказы о ветеранах, просматривали приготовленные взрослыми военные видео фильмы. Но на этом мы решили не останавливаться, было предложено посетить в Воронеже Краеведческий музей и выставочный зал, посвященный военной тематике. В результате проведённой работы, у детей появилось чувство гордости, за стойкость и за самоотверженность советского народа.

        В последние годы растёт число детей разных национальностей, посещающих дошкольное учреждение. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве. В связи с этим в детском саду необходимо создавать условия, способствующие воспитанию детей в духе толерантности.

        В детском саду на семинаре был затронут вопрос, можно ли расширить кругозор детей о других нациях посредством творчества, игр, литературы?

        С такими семьями мы организуем встречи, где они делятся своей культурой, традицией, танцами, игрой на музыкальных инструментах. Так совместно с родителями появился новый проект « Дружба народов». О характере народа могут рассказать национальные игры, которых в нашей педагогической копилке достаточное количество. Где дети и их родители с удовольствием приняли активное участие. Были организованы выставки, мини музеи народного творчества.

       В результате проделанной работы дети обогатили свои знания о разных странах, народах и их традициях. Усвоили, что мир и дружба - самое важное на планете Земле, люди должны быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живёт рядом, независимо от того, что эти люди говорят на другом языке, соблюдают иные традиции. Произошло укрепление взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

      Результативностью данного проекта стало создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, а также повышение уровня нравственности и патриотизма в семьях воспитанников. Прикосновение к истории своей семьи вызывают  у ребенка сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.  Дети осознали  сопричастность не только к своей семье, но и к городу, к народу России. Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.

     Родители моих воспитанников тоже переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье подрастающего поколения.  В результате вовлечения наших родителей в совместную деятельность с детьми,  они изменили своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появился интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней.  Родители, вместе с детьми, обогатили и расширили свои знания о родном городе, о природе Воронежского края, о традициях русского народа, о людях разных национальностях.

      Но если в результате педагогической работы  ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что  задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с  детства  будет бережно относиться к  своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно-пространственной среды для нравственно-патриотического воспитания

«Надо понять и уверовать в то, что Русь – это мы, и Древняя Русь – это тоже мы, и если мы приложим все силы, то и будущая Русь – тоже мы»....

"Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"

Обобщение опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Консультация . Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». С. Михалков.Воспитание у дошко...

"Роль предметно-пространственной среды в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников "

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства ...

Консультация на тему: «Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится ц...

Консультация для педагогов Тема: «Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни....

Инновационно-образовательный проект Тема «Создание развивающей предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и го...