Развлечение для детей подготовительной группы "Валенки, да валенки!"
материал (подготовительная группа)

Александрова Евгения Сергеевна

Данный материал пригодится вомпитателям, ищущим необычный, интересный и творческий материал для проведения развлечения по теме русского народного творчества,а также предметов старины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_zheni.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ:

Образовательная задача Рассказать детям о русской народной обуви – валенках. Дать знания о производстве валенок, их назначении,  обычаях, интересных фактах, связанных с этой обувью.

Обогатить словарь детей: катанки, чесанки, пимы, самовалочки; валять, мастер-валяльщик, шерстобитная машина.

Продолжать учить детей играть в народные игры, используя в игре подручные предметы.

Развивающая задача Развивать интерес и желание знать прошлое русских  народных предметов. Совершенствовать ловкость, координацию движений, выносливость, ориентировку в пространстве, а также внимание, сообразительность, быстроту реакции.

Воспитательная задача Воспитывать интерес и любовь к народным играм, уважительное отношение к русским традициям. Поощрять проявление добрых отношений друг к другу, желание помочь попавшему в беду.

ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Презентация «Слово о валенках».

Пара взрослых валенок.

Детские валенки с привязанной веревкой (удочка).

Мяч, колокольчик, платок для «Бабы Яги».

Декоративные валенки на руку, разноцветные и по-разному украшенные (парами).

Подарки детям – сувенирные валеночки, вырезанные из войлока.

Атрибуты русских народных костюмов для ряжения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Разучивание русских народных игр, считалок.

Оформление выставки «Волшебное превращение валенка».

ХОД ЗАНЯТИЯ

В группе воспитатель обращает внимание на открытый сундук.

- Почему же он открыт? Странно. Вы не открывали? Кто же побывал у нас в гостях? (Открывают сундук, в нем народные костюмы для воспитателя и атрибуты для детей: сарафаны, кокошники, кушаки). Хотите нарядиться?

Раздаётся стук сверху.

Воспитатель: Дети вы ничего не слышали? Сегодня целое утро сверху кто-то топает, интересно, кто это может быть? Может, сходим, посмотрим? (Поднимаемся в изостудию).

Воспитатель:  По-моему звук раздавался отсюда, а здесь никого нет! (Из избушки раздаётся звук, шорохи, покашливание – выходит домовенок Кузя).

Кузя: Ой, беда-беда, огорчение.

Воспитатель:  Здравствуйте, а вы кто такой?

Кузя: Домовой здешний, Кузя.

Воспитатель: Это не ты нам в сундуке подарки оставил?

Кузя: Я, нарядить да порадовать вас хотел.

Воспитатель: Спасибо, тебе КузяТы не знаешь, кто здесь топал?

Кузя: Как же не знать – я и топал.

Воспитатель:  А зачем топал, что случилось?

Кузя: Замерз я – печка не топлена, вода не принесена, еда не приготовлена.

Воспитатель:  Так затопи печку, еду приготовь.

Кузя: Дров нет, а на улицу выйти не в чем (показывает на носки на ногах).

Воспитатель: Не расстраивайся, Кузя, мы тебе сейчас поможем, сапоги теплые принесем.

Кузя: Да вы что, в такие морозы в лес только в валенках можно ходить, сапоги ваши не помогут!

Воспитатель: Почему это Кузе так валенки нравятся? Ребята, а вы что знаете о валенках? Давайте попробуем узнать о них побольше. Хотите? Тогда рассаживайтесь поудобнее, и внимательно слушайте (просмотр презентации).

Текст презентации:

Валенки всегда были лучшей обувью для гуляний зимой – в них праздновали Масленицу, колядовали, водили хороводы, плясали.

[2] Раньше иметь собственные валенки было мечтал каждый молодой парень - ведь девушки больше заглядывались на того, кто в валенках: значит, он - богатый, серьёзный человек. Валенки берегли, передавали из поколения в поколение.

[3] Для русской зимы не придумали ничего более удобного и теплого, чем валенки. [4] А вы знаете, почему валенки называются валенками? (ответы детей). Их так назвали, потому что их изготавливают валянием. Отсюда и слово валенки. А что означает слово валять? (бросать, мять, катать, давить, ворочать, волочить и т.д.)

[5] А вы знаете, как еще называли валенки на Руси? (Нет) В народе валенки называют по-разному:  валенцы, волнушечки, выходки, пимы, самовалочки, катанки и чесанки.

[6] Русских солдат зимой обували только в валенки. Вы знаете, говорят, что валенки помогли фашистов победить. Как вы думаете почему?  Да, солдаты в них не мерзли и долго могли неподвижно прятаться в засаде, в окопах, дожидаясь наступления.

[7] А как вы думаете, из чего делают валенки? Из овечьей шерсти. А как валяют эту обувь, хотите узнать?

 [8] После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину (что она делает? Бьет шерсть) - в результате получается тонкое мягкое полотно. 

[9] Затем  словно из пластилина вылепляют форму валенка, и варят заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее.

[10] Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока она не станет обычного для валенка размера.

[11] Когда валенок почти готов, его отправляют сушиться, и после сушки остается его только ПОБРИТЬ, чтобы он сделался гладким и блестящим. Делают это на вот такой машине. Так делают валенки сейчас на фабрике, а раньше, когда не было ни каких машин, все делали в ручную. Трудная работа у вальщика?

[12] А полезны ли валенки для здоровья? Какая от них польза? (ответы детей) Оказывается, носить валенки полезно благодаря овечьей шерсти. Она не только греет, но и лечит. Состригают ее с живых овец, и такая шерсть буквально "пропитана" лечебной энергией солнца.  Валенки хорошо пропускают воздух и одновременно согревают ноги, успокаивают своим теплом нервную систему и поднимают настроение даже в самые сильные морозы.

[13] Принято считать, что первые валенки появились примерно 200 лет назад недалеко от города Мышкина, расположенный в Ярославской губернии. Сейчас в этом городе есть очень интересный музей «Русского валенка».

[14] В музее не все валенки на один цвет - здесь есть обувь самых разнообразных расцветок и фасонов. Мышкинские мастера и мастерицы украшают валенки мехом, вышивкой, стразами и даже рисуют узоры красками. 

[15] В музее можно купить заготовку и самим сделать сувенирный валенок. Эти валенки делали посетители музея.

[16] А вы знаете, что уже несколько лет в городах России проходят соревнования по метанию валенок; а в российских деревнях валенки использовали в качестве подушки; а на Чукотке, где зимой очень холодно, валенки иногда использовали в качестве… почтовых ящиков. А еще из валенка можно смастерить самолетик, паровозик и копилку для денег!

[17] Оказывается, среди валенок есть свои рекордсмены. Самый большой валенок – 146-го размера. Кто мог бы их носить?

[18] В наше время становиться модным носить валенки. Современные модельеры придумывают различные украшения.

[19] А теперь полюбуйтесь!

Воспитатель: Дети, теперь вы согласны с Кузей, что валенки удобная, тёплая, а теперьеще и модная, красивая обувь?! Да, ребята, действительно, Кузя прав! Куда же подевались твои валенки?

Кузя: Баба-Яга их утащила, за то, что не захотел я быть в ее избушке домовым. А вместо валенок записку оставила – прочесть сможете? (в записке текст «НЕ ЗАХОТЕЛ ЖИТЬ В МОЕЙ ИЗБУШКЕ – ТЕПЕРЬ ИЩИ-СВИЩИ СВОИ ВАЛЕНКИ В МОЕМ ЛЕСУ»).

Кузя: Да куда ж в лес-то идти босым. Эх, валеночки мои, любимые, не увижу больше вас!

Воспитатель: Не переживай, Кузя, мы сможем тебе помочь. Поможем, ребята? (Да!) Жди нас Кузя, а мы отправляемся в лес на поиски валенок! Ребята, повторяйте за мной все движения, путь в лес не близкий.

(Дети переходят в физкультурный  зал, выполняя действия в соответствии с текстом).

Белым снегом замело 

Идут, отводя руками воображаемый снег

Все дороги на село.

Все дороги, все пути —

Ни проехать, ни пройти! дивляются)

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым. 

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Идут с высоким поднятием ног

Снег, снег, белый снег —

Засыпает он нас всех.

Взмахивают кистями

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег —

Имитируется езда «На саночках»

Мчимся мы быстрее всех.

(В спортивном зале на ковре стоит валенок)

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, это же кузин валенок! (берет его в руки).

Голос Бабы Яги: Это кто в мой лес пожаловал. Раскричались, расшумелись, мне, Бабусеньке-Ягусеньке, спать не даете.

Воспитатель: Это мы, ребята из детского сада, решили помочь Кузе валенки отыскать.

Голос Бабы Яги: А, сам выйти без валенок никуда нее может, так помощничков вместо себя прислал. Ну, я вам устрою – такие испытания придумаю, ни в жизнь не справитесь!

Чуфара-муфара, скорей отзовись,

В валенке штучки-дрючки появись!

Воспитатель: Ой, потяжелел то валенок!

Голос Бабы Яги: Пока со всеми предметами из валенка в народные игры не поиграете, заклинание не снимите и второй валенок не найдете. А чтобы вам еще сложнее было, в каждой игре обязательно валенок должен быть! Вот! Ха-ха-ха!

Воспитатель:  Ну что, будем Кузины  валенки выручать? Задания-то сложные, справимся? Что же в валенке лежит?  Маленький валеночек, к нему ещё и верёвка привязана? Как же с этим играть, в какую народную игру? Кажется, я придумала, давайте поиграем в игру «Удочка», только вместо удочки у нас будет валенок! Но для начала вспомним правила игры. «Удочку» можно высоко поднимать (нет), мы её крутим по полу. Пойманная рыбка садится на скамейку. Рыбака я выберу с помощью волшебной стрелочки. (Играют 2 раза).

Воспитатель:  Что же ещё в валенке есть?! Посмотрите мяч! В какие народные игры можно играть с мячом? А давайте поиграем в игру «Штандер». Становитесь в большой круг, а водящий где стоит в центре круга. Водящий отбивает мяч и говорит:

Штандер, мандер, гумане

Выходи Маша!

 Когда водящий бросает мяч, мы что делаем? (разбегаемся), а ребёнок, которого назвали? (ловит мяч), когда мяч поймает, что говорит? («стоп»), после этого слова, мы что делаем (замираем на месте). Затем выбирает себе любого ребёнка, до которого будет идти разными шагами (гигантским, муравьиным, гусиным, медвежьим, лягушачьим), а затем должен попасть мячом в кольцо, сделанного из рук, если попал, то водящим становится следующий.

Да, еще же надо чтобы в игре обязательно участвовали валенки. Что же нам делать? Кажется придумала - кто знает считалку про валенки? Вот у нас и валенки в игре будут.

Настя с помощью считалки про валенки выбирай водящего. (Играют 2 раза).

Считалка

Раз валенок, два валенок.

Четыре валенка – пара валенок.

Один аленький,

Другой маленький.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть!

Воспитатель:  Ребята, посмотрите платок в валенке лежит! Чей это платок, как вы думаете? Давайте с вами подразним Бабу Ягу и поиграем в игру «Баба-Яга». Покажем ей, что мы ни капельки ее не боимся. А чтобы валенок в ней участвовал, Баба Яга ловить вас будет в одном валенке (вытаскивает из валенка мешочек с остальным оборудованием).

 «Баба-Яга» становится в дом и отворачивается от нас, а мы в это время идём к ней и говорим слова:

           Баба-Яга, костяная нога

           С печки упала, ногу сломала,

           Пошла Баба в огород,

           Распугала весь народ!

После этих слов дети разбегаются, а Баба-Яга их догоняет, пойманные садятся на скамейку.

Водящего мы выберем с помощью палочки: чья верхняя рука, тот и вадит.  (Играют 2 раза).

Воспитатель: В какие еще игры можно поиграть с платком? Я вспомнила с платком интересную игру «Яша», давайте поиграем?!

Яша у нас стоит где (в центре круга с завязанными глазами), а мы идём по круги и говорим:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызи орешки

Для своей потешки.

Яша изображает всё движениями, после это встаёт, игроки говорят:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

К кому Яша подойдет, должен угадать кто это. Если угадал, то Яшей становится этот ребёнок, а если нет, играем заново. А водящего выберем с помощью валенка – я отвернусь, а вы будете передавать маленький валеночек по кругу друг другу, я хлопну в ладоши,  и у кого валенок останется в руках, тот и вадит. (Играют 3 раза).

Воспитатель: Посмотрите, в валенке лежал еще и мешочек. Что же в нем? Ой, ещё валенки, они разноцветные! И тут Баба Яга напакостила, перепутала все валенки. Вытаскивайте по валенку. Вы будете ходить в любом направлении не наталкиваясь друг на друга, а на слова «Скорей парой становитесь»,  должны найти пару вашему валеночку и стать вместе по кругу. Будьте внимательны, валенки могут быть одинакового цвета, но с разными рисунками!

Как мы по лесу гуляли,

Себе пару выбирали.

Эй, ребята, не ленитесь –

Скорей парой становитесь! (Проводится игра «Найди пару»).

Воспитатель:   Как все пары хороши!

Мы попляшем от души!

(Танцуют русский народный танец «Валенки»)

Воспитатель: Положите, пожалуйста, валеночки по парам на окно, чтобы Баба Яга видела, что мы все сделали правильно. (Дети кладут валенки парами, проверяют правильность подбора).

Воспитатель:  Ребята, мне кажется, что мы справились  со всеми заданиями Бабы-Яги, с каждым предметом поиграли в народные игры! В какие народные игры мы сегодня играли? А что нового вы узнали о валенках?

А куда же Баба Яга второй валенок она спрятала? Ой, посмотрите, в мешочке, что-то осталось! Это же волшебный колокольчик, может он нам поможет найти второй валенок?!

Его звук, наверняка, сможет нам подсказать: если колокольчик звенит тихо, значит, там валенка нет, а если будет звонить громче -  тогда вы идёте в правильном направлении, а когда совсем громко зазвонит, значит, валенок где-то совсем рядом!

Воспитатель:  Ура, мы нашли с вами валенки, давайте, скорее, пойдём к Кузе и отдадим ему их! (переходят в Комнату старины). Кузя, мы с ребятами справились с заданиями Бабы-Яги, и нашли твои валенки. Держи и больше их не оставляй!

Кузя: Спасибо вам, ребята, что помогли мне найти мои валенки! Я вас хочу отблагодарить и подарить вам на память сувениры - маленькие валенки! А я пошел в лес за дровами. Теперь мне никакой мороз не страшен.

Воспитатель:  Спасибо Кузя за подарок, но нам пора возвращаться в группу, до свидания, Кузя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы "Как Бабу-Ягу дети петь учили"

Сценарий развлечения на основе  использования педагогической технологии  "Развитие  певческих умений у детей старшего дошкольного возраста""...

Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки

Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...

Интегрированное развлечение для детей подготовительных групп. Тема: Цветные дети»

восприятие эмоциональной  характеристики цвета через восприятие музыки и картин художников, передача в движениях и красках....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Эх, валенки!" (социальный мир)

Цель: формировать элементарные представления о народном промысле нашего края -  изготовлении валенок.  Развивать познавательный интерес к новому, логическое мышление, создавать условия для ф...

Развлечение для детей подготовительной группы «Развлечение -викторина «Зимние хлопоты»

Цель: расширить и закрепить знания детей о животном мире и птицах.Предшествующая работа: чтение познавательной литературы о животных и птицах, заучивание наизусть загадок и стихотворений о живот...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста. «Валенки, ах валенки»

Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, к здоровому образу жизни.Задачи:- воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни;- развивать ловкость, быстроту, выносливо...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Валенки"

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через участие в спортивном развлечении....