Программа кружка "Все работы хороши!"
рабочая программа (старшая группа)

Ефимова Светлана Вячеславна

Программа кружка "Все работы хороши!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmam_kruzhka.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Красноярского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53 «Радуга» города Лесосибирска»

Принята на заседании                                                                      «Утверждаю»

педагогического совета                                                                     Заведующий МБДОУ

от «___»____________ 2020г                                                          «Детский сад№53 «Радуга»

Протокол № ____                                                                              С.М.Буркова ___________

                                                                                                             Приказ № ______________

                                                                                                             от «___» ____________2020г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

дополнительного образования детей

социально - гуманитарной направленности

«Все работы хороши!»

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

Авторы-составители:

                                                                              Ефимова Светлана Вячеславна,

                                                                                                           воспитатель                                              

г.Лесосибирск 2020

1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Все работы хороши!» разработана в соответствии с нормативными документами:

      1) Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

      2) Концепция  развития дополнительного образования детей    

          (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

      3) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014  № 41 «Об утверждении СанПиН  2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

       4) Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

       5) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

       6) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г.  № 09-3242 «О направлении информации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Вопросу формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий, отводится недостаточное количество времени. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии лётчика, полицейского, продавца, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество профессий. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Актуальность программы. Детство – удивительная пора! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – парикмахер, завтра – строитель. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того, что бы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в погружении детей в конкретную профессию.

Отличительная особенность программы. Программа призвана формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя, в приближенной к реальности, игровой ситуации, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 5 до 7 лет. Программа «Все работы хороши!» разработана с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе – не более 25 обучающихся (4 подгруппы по 12-13 человек).

Формы и сроки освоения программы. Общеразвивающая программа «Все работы хороши!» разработана на 1 год (с сентября по май). На занятиях используются индивидуальная, групповая и коллективная формы работы.

Уровень освоения программы: ознакомительный.

Режим занятий - 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут.

Объём программы – 72 часа.

Цель: Формирование представлений детей о мире профессий, на основе создания максимально разнообразных впечатлений о разных профессиях, в условиях игровой и практической деятельности дошкольников.

Задачи программы:

  • Формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества.
  • Формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах.
  • Формировать первичные представления о мотивах труда людей.
  • Учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребёнку результат.
  • Знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности.

Формы работы:

  • Познавательная деятельность, беседа, экскурсия
  • Коммуникация, игра
  • Продуктивная деятельность
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность

Методы, используемые для реализации программы

Наглядные методы:

экскурсии

наблюдения

        рассматривание иллюстраций

Словесные методы:

чтение литературных  произведений

беседы с элементами диалога

обобщающие рассказы воспитателя

загадывание загадок

Игровые методы:

дидактические игры

настольно-печатные игры

Практические методы:

организация продуктивной деятельности детей

изготовление с детьми наглядных пособий

экспериментирование                                    

Планируемые результаты

В результате занятий у детей появится интерес к труду взрослых. Занятия  позволят развить творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества, сформировать конкретные практические  навыки.

Учебно-тематический план

№ недели

Этап программы/тема

Кол-во часов

Форма организации

Программное содержание

1

I. Блок. «Будущие экологи»

«Природа – наш дом. Планета Земля в опасности!»

2

Беседа. Экскурсия.

Акция «Береги природу!»

2

«Наш доктор-подорожник»

2

Занятие-практикум

Правила сбора лекарственных трав.

Создание книги «Лекарственные растения»

3

Сбор семян цветов с клумбы

детского сада

2

Занятие-практикум

Правила сбора и хранение  семян. Собрать семена цветов с клумбы.

4

«Пернатые- наши друзья»

2

Занятие-практикум

Дидактическая игра «Какая птица, где живёт». Ремонт и изготовление кормушек. Акция «Покорми  птиц».

5

Жизнь осеннего парка

2

Занятие-практикум

Измерение температуры воздуха, наблюдение за состоянием растений.

Изготовление гербария. Рассматривание листочков через лупу

6

Мир растений (дикорастущие, культурные, лекарственные и ядовитые)

2

Опыт

Игра-путешествие в страну «Полезных и вредных растений». Создание Красной книги охраняемых растений.

7

Камни

2

Занятие-практикум

«Камни бывают разные». Опыты с камнями. Загадки о камнях.

8

Почва

2

Занятие-практикум

Рассматривание разных видов почв (торф, песок, глина, земля, перегной). Опыт (показать, что в почве есть воздух)

9

Вода – источник жизни

2

Опытно-эксперементальная деятельность

Беседа «Вода вокруг нас». Дидактическая игра «Какой бывает вода». Опыт с водой.

 

10

Воздух

2

Опыт

Беседа «Воздух вокруг нас». Практическое задание «Мыльные пузыри». Опыт «Прозрачный невидимка».

11

Солнечная система

2

Беседа. Эксперимент

Наблюдение за посаженным растением во время роста в темном и светлом местах. Наблюдение за изменением длины дня.

12

Десть заповедей друзей природы

2

Занятие-практикум

Дидактическая игра «Угадай правило». Рисунки с графическим изображением правил.

   

   13

II.  Блок «Весёлые поварята»

Чтение и обсуждение: «Когда началось приготовление пищи?». Правила безопасности и требования на занятиях кулинарии. Знакомство со столовыми принадлежностями и правилами поведения за столом.

      2

   Беседа. Занятие-практикум.

Обыгрывание ситуаций, которые возникают за столом. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Что чем едят». Мастер-класс «Складывание салфетки».

14

Приготовление закуски «Помидор с сыром».

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение: «Почему сыр дырчатый?». Игра: «Собери картинку». Собрать помидоры разной формы и разного цвета.

15

Приготовление закуски «Мухоморчики».

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение рассказа Н. Сладкова «Мухомор». Игра: «Что растет?». Обвести зеленым карандашом все что растет, а красным – что делают люди.

16

Приготовление закуски «Кораблики».

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение «Когда люди начали есть яйца?» Актуализация словаря по темам: посуда, овощи, фрукты, ягода. Игра «Что лишнее?», «Что изменилось?».

   

    17

Приготовление конфет из творога.

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение: «Где появился сахар?». «Кто из героев испек творожные пончики?». Вспомнить кто из мультяшных героев готовил пончики.

18

Приготовление чая (черный, зеленый).Дегустация варенья – заготовки из дома.

2

Занятие-практикум

Игровое упражнение: сравнение черного и зеленого чая. Чтение и обсуждение: «Давно ли люди пьют чай?». «Как собирают чай» – просмотр м/ф

   

     19

Виды бутербродов. Приготовление холодных бутербродов «Мобильный телефон».

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение: «Кто придумал бутерброд? ». Игра: «Разноцветные кастрюли»

 

20

Приготовление закуски из лаваша «Елочка». Чтение и обсуждение: «Кто был первым хлебопеком?».

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение: «Кто был первым хлебопеком?». Игра «Противоположности»

21

Приготовление овощного ассорти «Съедобная елочка».

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение: « Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом?» Игра: «Вспомни быстрее?». Предложить быстро вспомнить и назвать три овоща круглой формы, три овоща зеленого цвета и т. д.

22

Приготовление фруктового салата с йогуртом. Чтение и обсуждение: « Как фрукты и овощи получили названия».

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение: « Как фрукты и овощи получили названия». Дидактическая игра «Найди пару».

23

Приготовление салата «Винегрет». Чтение и обсуждение: «Когда человек начал употреблять соль?».

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение: «Когда человек начал употреблять соль?». Игра «Что это?»

24

Приготовления коктейля «Апельсиновый». Чтение и обсуждение: «Откуда появилось мороженое?».

2

Занятие-практикум

Чтение и обсуждение: «Откуда появилось мороженое?». Игра «Расставь посуду».

25

Приготовление пирожного «Башенки». Чтение и обсуждение: « Что такое бисквит?».

2

Занятие-практикум.

Чтение и обсуждение: « Что такое бисквит?». Словесная игра «Ждем гостей».

26

III.  Блок «Мы фотографы»

Знакомство с программой обучения кружка. Выяснение базовых навыков у детей.

2

Беседа.

Рассказ «Любимое фото». Знакомство с основными правилами фотосъемки.

27

История фотографий.

2

Беседа. Презентация

Когда появилась фраза «Сейчас вылетит птичка!». Дидактическая игра «Найди 10 отличий». Цветное и черно-белое фото.

28

Устройство фотоаппарата.

Навыки и умения пользования фотоаппаратом. Работа с цифровым фотоаппаратом.

2

Занятие-практикум

Виды фотоаппаратов. Профессиональные и непрофессиональные (любительские). Цифровые и плёночные. Как проверить фотоаппарат, основные неисправности .Фотовспышка.

29

Смысловой центр снимка. Пейзаж.

2

Занятие-практикум

Предмет изображения. Смысловой центр. Предмет изображения, как ценность.

30

Фотожанры

2

Занятие-практикум

Что такое образ. Виды образов. Создание портретного образа. Обсуждение, просмотр снимков. Виды фотожанров.

31

Фоторепортаж

2

Занятие-практикум

Знакомство с понятием фоторепортаж. Фоторепортаж «В гостях у группы «Сказка».

32

Экскурсия в салон фотографии и печати.

2

Экскурсия

Знакомство детей с профессиями в фотосалоне. Словесная игра «Для чего нужно».

33

Фотоохота за приметами весны

2

Занятие-практикум

Дидактическая игра «Когда это бывает».

Приметы весны.

Составление фотоколлажа «Весна».

    34

Выпуск семейной газеты

2

Занятие-практикум

Изготовление семейной газеты на выбранную тематику(традиции семьи, семейные праздники, прогулки всей семьёй).

35

Выпуск газеты «Наша «Радуга»

4

Занятие-практикум

Изготовление газеты «Наша Радуга» (праздники, занятия, игры) в любимом детском саду.

Содержание программы

Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения — это объяснение нового материала (форма беседа). Практическая часть — опыт, эксперимент, изготовление блюда, фоторепортажа, газеты; их оформление, использование миксера и пылесоса в быту (под строгим контролем взрослых). Практической части занятий отводится большая часть времени. Для преодоления у дошкольника затруднений в процессе работы педагог оказывает помощь:

Особенности РППС

Занятия проводятся в  просторной студии, оборудованной умывальниками для необходимых практических действий. Наличие на окнах теневых штор, позволяет демонстрировать презентации, фильмы с помощью проектора и ноутбука.

                               Материально - техническое оснащение:

  1. Стулья - 15 шт.
  2. Столы (детские) - 8 шт.
  3. Проектор+экран
  4. Ноутбук
  5. Наборы для экспериментирования (лупы, пробирки, колбы и т.д.) – на каждого ребенка
  6. Микроскопы- 6 шт.
  7. Познавательные видеофильмы «Весёлый этикет»
  8. Иллюстрации, фото, репродукции,
  9. Технологические схемы изготовления блюд
  10.  Настольно-печатные игры
  11.  Коллекции камней, семян
  12.  Разделочные доски - на каждого ребенка
  13.  Детские ножи, терки – на каждого ребенка
  14.  Посуда для сервировки – на каждого ребенка
  15.  Печь СВЧ
  16.  Скатерть, салфетки, столовые приборы и посуда
  17.  Фрукты, овощи для салатов и дегустации
  18.  Фотоаппарат

Список используемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет/ - М.:Сфера,2018г.
  2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2006г.
  3. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет./ - М: Мозаика - Синтез, 2005г.
  4. Нефедова К.П.  Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я - человек»/- М: Школьная пресса, 2008г.
  5. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях (Серия «Вместе с дошкольниками) - М: Сфера, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Все работы хороши, все работы нам нужны» Творческий проект для детей среднего дошкольного возраста

Вид проекта: творческий. Продолжительность: средней продолжительности. Участники: воспитатели, родители, дети среднего дошкольного возраста.(4-5 лет) Образовательные области: Познавательное, социально...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии к проекту "Все работы хороши"....

Программа кружка "Как хорошо уметь читать"

Направление - речевое развитие. Срок реализации - 2 года.Обучение осознаному и выразительному чтению....

проектная работа "Все работы хорошы"

показать как много профессии...

Технологические карты по программе "Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь" для старшей группы.

В материале представлены технологические карты занятий по краеведению....

Календарный план коррекционной работы с детьми. Лексическая тема "Все работы хороши"

Лексическая тема: «Все работы хороши». Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование фонематического восприятия, артикуляционной моторики....