Роль самооценки в формировании личности педагога
консультация

 

педагог – психолог: Н.И. Сахарова

Консультация для педагогов

«Самооценка как фундаментальное образование личности»

 

Самооценка – это фундамент нашей личности. От неё зависит как мы реагируем на свои успехи и ошибки, кем видим себя в обществе, к чему стремимся и чего в результате достигаем.

Понятие самооценка состоит из двух слов – «само» и «оценка» и, по идее, подразумевает, что человек сам себя оценивает. Но на самом деле, это не так, человек оценивает себя через призму отношения к нему других людей. «хорошим» или «плохим» он воспринимает себя в зависимости от того, как реагируют на него окружающие и как он интерпретирует их реакцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_samootsenki_v_formirovanii_lichnosti.docx23.42 КБ
PDF icon samootsenka_prezentatsiya.pdf1.55 МБ

Предварительный просмотр:

педагог – психолог: Н.И. Сахарова

Консультация для педагогов

«Самооценка как фундаментальное образование личности»

Самооценка – это фундамент нашей личности. От неё зависит как мы реагируем на свои успехи и ошибки, кем видим себя в обществе, к чему стремимся и чего в результате достигаем.

Понятие самооценка состоит из двух слов – «само» и «оценка» и, по идее, подразумевает, что человек сам себя оценивает. Но на самом деле, это не так, человек оценивает себя через призму отношения к нему других людей. «хорошим» или «плохим» он воспринимает себя в зависимости от того, как реагируют на него окружающие и как он интерпретирует их реакцию.

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят о стабильная и нестабильная самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение.

Самооценка влияет на всё поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. 

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их личные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность, в том числе и за свои поступки, на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Например, вместо конструктивного: «Ты испачкала одежду. Будь внимательнее в следующий раз, пожалуйста» ребенок слышит: «Ты – грязнуля!». И, испытывая страх потерять одобрение взрослых, делает вывод: «Я должна быть чистоплотной, чтобы меня любили».

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера. Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго. Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.

Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда.

        В нашем ДОО было организованно исследование «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалёв, в нём приняли участие 11 педагогов, а также заведующий и зам. заведующего (13 человек) исследование показало:

7 педагогов – это составило 54% испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия;

3 педагога – это составило 23% испытывают средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.

3 педагога – это составило 23% испытывают низкий уровень самооценки, при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.

        Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения?

        Напишите на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, интеллект;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

        Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Напишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

        Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании личности ребенка.

. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в...

Роль отца в формировании личности мальчиков и девочек»

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

«Роль сказки в формировании личности дошкольника»

о значении сказок в развитии ребенка дошкольного возраста...

«Роль игры в формировании личности ребенка»

«Роль игры в формировании личности ребенка»Мы надеемся, что Вы прослушаете предложенный материал с интересом и пользой для себя, и ждем Ваших вопросов, размышлений, наблюдений за играми детей – ...