«ВКЗ. Ее влияние на укрепление здоровья детей»
консультация
ВКЗ, Ее влияние на укрепление здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«ВКЗ. Ее влияние на укрепление здоровья детей»
Проблемы, касающиеся здоровья, являются наиболее актуальными проблемами современного общества. В настоящее время необходимость решения проблем сохранения и повышения качества здоровья граждан РФ - общепризнана. Правовые и медико-социальные вопросы здоровья граждан решаются в соответствии с приоритетными направлениями социальной политики страны в области охраны здоровья, развития медицины и системы здравоохранения.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Хотя в повседневной жизни люди склонны чаще обращать внимание на различные нарушения и отклонения, расценивая феномен здоровья, только лишь как отсутствие недуга. Сторонники традиционной медицинской модели, чаще определяют патологии и болезни, посредством классификаций и описаний всевозможных отклонений, упуская психологический смысл понятия «здоровье». В сознании обывателя «болезнь», явление куда более реальное, чем «здоровье и душевное благополучие». Поэтому, само понятие «здоровье» в сознании большинства людей, все еще лишено конкретного психологического смысла.
Сейчас, понимание того, что экономически более выгодным оказывается не лечение имеющихся болезней, а их предотвращение, пропаганда здорового поведения и здорового образа жизни, активизирует исследования в области психологии здоровья. Поиск оптимальной модели профилактики болезней и пропаганды формирования здоровья у будущего поколения, приводит ученых к исследованию внутренних психологических механизмов возникновения субъективного отношения человека к своему здоровью, которые раскрываются в понятии «внутренняя картина здоровья».
Внутренняя картина здоровья – система представлений человека о том, что такое здоровье, какова его ценность, а также знание и понимание методов его поддержания и формирования.
Внутренняя картина здоровья включает три компонента.
Когнитивный компонент – совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья.
Эмоциональный компонент – переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующий эмоциональный фон человека.
Поведенческий, или моторно – волевой, компонент – совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.
Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства.
Есть еще термин «Внутренняя картина болезни» - термин, предложенный А. Р. Лурия, связанный с попыткой врача понять, готов пациент бороться вместе с ним против болезни или, напротив, он находится на стороне болезни.
Ю. А. Некрасова, вводя термин «внутренняя картина здоровья», предполагала, что наличие детальной разработанной картины здоровья у человека будет затруднять возникновение заболеваний, связанных с развитием стресса, тогда как наличие внутренней картины болезни, напротив, будет об-легчать возникновение любого нового заболевания.
С этой точки зрения формирование у ребенка внутренней картины здоровья – одно из направлений профилактики заболеваемости у детей. Проводились исследования: задавался вопрос здоровым детям «Что нужно, чтобы быть здоровым?», 60% отвечали «Ходить к врачу, пить таблетки». То есть, вместо картины здоровья, практически у половины детей была внутренняя картина болезни. А вот дети, которые находились на излечении от кардиологических заболеваний, в пять раз чаще говорили о том, что нужно осуществлять профилактику (заниматься спортом, дышать свежим воздухом и т. д.), чем здоровые дети. Оказалось, что именно врачи, а не родители формировали у больных детей внутреннюю картину здоровья. Такой результат можно объяснять тем, что родители, пока ребенок здоров, не описывают его состояние как состояние здоровья и не разговаривают с детьми на тему, как нужно поддерживать это состояние. Однако при возникновении болезни они активно общаются с ребенком и объясняют свои действия. Что нужно «пойти к врачу» и «пить таблетки».
С хронически больными детьми, напротив, много говорят о профилактике и о том, что нужно делать, чтобы поддержать состояние здоровья. Следовательно, специальные воздействия взрослых могут изменить внутреннюю картину здоровья ребенка. И еще важный факт, ни один хронически больной ребенок не сказал, что ему иногда хочется поболеть, тогда как такие ответы дали практически 20 % здоровых детей. Очень часто, мы в своей практике, можем наблюдать недомогание детей особенно по понедельникам, когда у ребенка что –то болит, стоит маме позвонить и все прошло.
Исследования внутренней картины здоровья предпринимались такими отечественными исследователями, как В. Е. Каган, А. Б. Орлов, В. П. Казначеев, В. А. Ананьев, И. И. Мамайчук и другими, а также их зарубежными коллегами Дж. Стоун, Ф. Коэн и Г. Адлер, М. Боухал, Я. Мак-Дермотт и т. д.
ВКЗ не является врожденной, она формируется в ходе воспитания и социализации, начиная с ранних этапов жизни. Развитие внутренней картины здоровья ребенка осуществляется поэтапно, по мере его взросления перемещается внутрь личности, проявляется в его поведении. Поэтому внутренняя картина здоровья у детей имеет решающее значение в формировании здоровых, полезных привычек.
Осознанная забота ребенка о своем здоровье, появляющаяся при непосредственном воздействии ближайшего окружения, способствует формированию внутренней картины здоровья как комплексного субъективного представления человека о своем здоровье, механизмах его формирования, причинах ухудшения и совокупности эмоциональных переживаний в состоянии здоровья, способах его поддержания и сохранения. Соответственно дети, отличающиеся более сформированной ВКЗ, менее подвержены заболеваниям, быстрее выздоравливают, а также, активнее принимают фармакологическую помощь, так как обладают ясной ценностью здоровья, подчинённой определённому личному мотиву.
В связи с этим, необходимо начинать работать над формированием ВКЗ у детей максимально рано, чтобы создать ориентацию на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье. Формирование внутренней картины здоровья предполагает систему знаний ребенка о здоровье и о том, как его поддерживать и формировать.
На формирование ВКЗ детей оказывает сильное влияние отношение к здоровью, как ценности, их родителей.
Дополнительная работа воспитателя совместно с родителями по формированию у детей внутренней картины здоровья, может повысить устойчивость детей к инфекционным заболеваниям, а также уменьшить неосознанное стремление вызвать тот или иной симптом и остаться дома.
Основные компоненты здорового образа жизни и навыки, которые дети должны освоить на уровне поведения:
- рациональный режим;
-правильное питание;
-рациональная двигательная активность;
- закаливание организма;
- сохранение оптимального психоэмоционального состоя-ния.
Формирование внутренней картины здоровья предполагает систему знаний ребенка о здоровье и о том, как его поддерживать и формировать.
Литература
Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю.
Здоровьесбережение и здоровьеформированиев условиях детского сада: метод, пособие. – СПб.:ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-74893-1360169264.jpg)
Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-599980-1425384236.jpg)
консультация для родителей"Влияние средств закаливания на укрепление здоровья детей"
поцесс закаливания...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-500569-1413731744.jpg)
Консультация для родителей "Влияние закаливания, на укрепление здоровья детей"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/22/picture-559314-1482395851.jpg)
Консультация для родителей "Влияние закаливания, на укрепление здоровья детей".
Влияние закаливания, на укрепление здоровья детей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-621150-1435596004.jpg)
Методическая разработка рекомендаций по использованию прослушивания звуков природы и деревотерапии на свежем воздухе для укрепления здоровья детей и оказания положительного влияния на их эмоциональное состояние.
Терапия звуками природы - процесс релаксационный. Рекомендуется проводить эту работу с детьми в индивидуальной или групповой форме.Для этой работы необходим зал релаксации (“комната психол...
Буклет для педагогического совета «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей»
Взаимодействие с семьёй....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/11/picture-1248045-1589192060.jpg)
Мастер-класс «Изготовление массажных ковриков своими руками и их влияние на укрепление здоровья детей»
Мастер-класс «Изготовление массажных ковриков своими руками и их влияние на укрепление здоровья детей»...