«ВКЗ. Ее влияние на укрепление здоровья детей»
консультация

Смирнова Наталья Анатольевна

ВКЗ, Ее влияние на укрепление здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vkz.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«ВКЗ. Ее влияние на укрепление здоровья детей»

Проблемы, касающиеся здоровья, являются наиболее актуальными проблемами современного общества. В настоящее время необходимость решения проблем сохранения и повышения качества здоровья граждан РФ - общепризнана. Правовые и медико-социальные вопросы здоровья граждан решаются в соответствии с приоритетными направлениями социальной политики страны в области охраны здоровья, развития медицины и системы здравоохранения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Хотя в повседневной жизни люди склонны чаще обращать внимание на различные нарушения и отклонения, расценивая феномен здоровья, только лишь как отсутствие недуга. Сторонники традиционной медицинской модели,  чаще определяют патологии и болезни, посредством классификаций и описаний всевозможных отклонений, упуская психологический смысл понятия «здоровье». В сознании обывателя «болезнь», явление куда более реальное, чем «здоровье и душевное благополучие». Поэтому, само понятие «здоровье» в сознании большинства людей, все еще лишено конкретного психологического смысла.

Сейчас, понимание того, что экономически более выгодным оказывается не лечение имеющихся болезней, а их предотвращение, пропаганда здорового поведения и здорового образа жизни, активизирует исследования в области психологии здоровья. Поиск оптимальной модели профилактики болезней и пропаганды формирования здоровья у будущего поколения, приводит ученых к исследованию внутренних психологических механизмов возникновения субъективного отношения человека к своему здоровью, которые раскрываются в понятии «внутренняя картина здоровья».

Внутренняя картина здоровья – система представлений человека о том, что такое здоровье, какова его ценность, а также знание и понимание методов его поддержания и формирования.

Внутренняя картина здоровья включает три компонента.

Когнитивный компонент – совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья.

Эмоциональный компонент – переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующий эмоциональный фон человека.

Поведенческий, или моторно – волевой, компонент – совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства.

Есть еще термин «Внутренняя картина болезни» - термин, предложенный А. Р. Лурия, связанный с попыткой врача понять, готов пациент бороться вместе с ним против болезни или, напротив, он находится на стороне болезни.

Ю. А. Некрасова, вводя термин «внутренняя картина здоровья», предполагала, что наличие детальной разработанной картины здоровья у человека будет затруднять возникновение заболеваний, связанных с развитием стресса, тогда как наличие внутренней картины болезни, напротив, будет об-легчать возникновение любого нового заболевания.

С этой точки зрения формирование у ребенка внутренней картины здоровья – одно из направлений профилактики заболеваемости у детей. Проводились исследования: задавался вопрос здоровым детям «Что нужно, чтобы быть здоровым?», 60% отвечали «Ходить к врачу, пить таблетки». То есть, вместо картины здоровья, практически у половины детей была внутренняя картина болезни. А вот дети, которые находились на излечении от кардиологических заболеваний, в пять раз чаще говорили о том, что нужно осуществлять профилактику (заниматься спортом, дышать свежим воздухом и т. д.), чем здоровые дети. Оказалось, что именно врачи, а не родители формировали у больных детей внутреннюю картину здоровья. Такой результат можно объяснять тем, что родители, пока ребенок здоров, не описывают его состояние как состояние здоровья и не разговаривают с детьми на тему, как нужно поддерживать это состояние. Однако при возникновении болезни они активно общаются с ребенком и объясняют свои действия. Что нужно «пойти к врачу» и «пить таблетки».

С хронически больными детьми, напротив, много говорят о профилактике и о том, что нужно делать, чтобы поддержать состояние здоровья. Следовательно, специальные воздействия взрослых могут изменить внутреннюю картину здоровья ребенка. И еще важный факт, ни один хронически больной ребенок не сказал, что ему иногда хочется поболеть, тогда как такие ответы дали практически 20 % здоровых детей. Очень часто, мы в своей практике, можем наблюдать недомогание детей особенно по понедельникам, когда у ребенка что –то болит, стоит маме позвонить и все прошло.

Исследования внутренней картины здоровья предпринимались такими отечественными исследователями, как В. Е. Каган, А. Б. Орлов, В. П. Казначеев, В. А. Ананьев, И. И. Мамайчук и другими, а также их зарубежными коллегами Дж. Стоун, Ф. Коэн и Г. Адлер, М. Боухал, Я. Мак-Дермотт и т. д.

ВКЗ не является врожденной, она формируется в ходе воспитания и социализации, начиная с ранних этапов жизни. Развитие внутренней картины здоровья ребенка осуществляется поэтапно, по мере его взросления перемещается внутрь личности, проявляется в его поведении. Поэтому внутренняя картина здоровья у детей имеет решающее значение в формировании здоровых, полезных привычек.

Осознанная забота ребенка о своем здоровье, появляющаяся при непосредственном воздействии ближайшего окружения, способствует формированию внутренней картины здоровья как комплексного субъективного представления человека о своем здоровье, механизмах его формирования, причинах ухудшения и совокупности эмоциональных переживаний в состоянии здоровья, способах его поддержания и сохранения. Соответственно дети, отличающиеся более сформированной ВКЗ, менее подвержены заболеваниям, быстрее выздоравливают, а также, активнее принимают фармакологическую помощь, так как обладают ясной ценностью здоровья, подчинённой определённому личному мотиву.

В связи с этим, необходимо начинать работать над формированием ВКЗ у детей максимально рано, чтобы создать ориентацию на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье. Формирование внутренней картины здоровья предполагает систему знаний ребенка о здоровье и о том, как его поддерживать и формировать.

На формирование ВКЗ детей оказывает сильное влияние отношение к здоровью, как ценности, их родителей.

Дополнительная работа воспитателя совместно с родителями по формированию у детей внутренней картины здоровья, может повысить устойчивость детей к инфекционным заболеваниям, а также уменьшить неосознанное стремление вызвать тот или иной симптом и остаться дома.

Основные компоненты здорового образа жизни и навыки, которые дети должны освоить на уровне поведения:

- рациональный режим;

-правильное питание;

-рациональная двигательная активность;

- закаливание организма;

- сохранение оптимального психоэмоционального состоя-ния.

Формирование внутренней картины здоровья предполагает систему знаний ребенка о здоровье и о том, как его поддерживать и формировать.

Литература

Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю.

Здоровьесбережение и здоровьеформированиев условиях детского сада: метод, пособие. – СПб.:ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Влияние закаливания, на укрепление здоровья детей".

Влияние закаливания,   на укрепление здоровья детей...

Методическая разработка рекомендаций по использованию прослушивания звуков природы и деревотерапии на свежем воздухе для укрепления здоровья детей и оказания положительного влияния на их эмоциональное состояние.

Терапия звуками природы - процесс релаксационный. Рекомендуется проводить эту работу с детьми в индивидуальной или групповой форме.Для  этой работы необходим зал релаксации (“комната психол...

Мастер-класс «Изготовление массажных ковриков своими руками и их влияние на укрепление здоровья детей»

Мастер-класс «Изготовление массажных ковриков своими руками и их влияние на укрепление здоровья детей»...