Картотека игр по финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Керейтова Айгуль Башировна

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр

по финансовой грамотности

для старшего

дошкольного возраста.

           

                   20200607_004720.jpg

           

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

 Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

Сначала зарабатываем – потом тратим. 

Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. 

Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

Деньги любят счет. 

Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

 Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

Не все покупается. 

Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Финансы – это интересно и увлекательно!

   

C:\Users\Мвидео\Desktop\аттестация\maxresdefault.jpg

Игра «Груша-яблоко».


Цель: Научить считать деньги и ресурсы.

Материалы: бумага, карандаши, ножницы.


Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.hello_html_2b9e3237.jpg

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.


Практика «Мини-банк»


Цель: Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Ход практики:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.hello_html_77c8a19f.gif



Практика

«Совместные покупки»

Цель: Показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Ход практики:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

Практика

«Самостоятельная покупка»

Цель: Показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Ход практики:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене.

Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.hello_html_18f0570b.jpg

Игра « Кто кем работает?»

Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход игры:

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями)

hello_html_6adf512b.jpghello_html_m73f31f49.gifhello_html_41822d8c.jpg

hello_html_m6ae408bd.png


hello_html_m2c55d6df.jpg










«Кто что делает?»

 

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир).  Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Кто что делает?»

 

Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир).  Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

hello_html_m2c55d6df.jpg

«Назови профессии»

 

Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал: Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание: Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

«Кто трудится, кто играет»

 

Цель: Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

МатериалНабор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание: У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

 

 

«Какие бывают доходы?»

 

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

«Маршруты товаров»

 

Цель: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Материал: Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание: Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

«Угадай, где продаются»

 

Цель: Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д

Содержание: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

«Магазин игрушек»

 

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание: Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

«Что и когда лучше продавать?»

 

Цель: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал: Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например:  панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин.  Шубу, шапки, варежки – в «зимний».hello_html_m4217a1c6.jpg

 




«Назови монету»

 

Цель: Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал: Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание: Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Ппноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют  динарами и т. д.

«Кому что подарим?»


Цель: Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

Материал: Карточки - картинки  на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.

Содержание: Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.

Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.

«Какое слово лишнее?»

 

Цель: Развить умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал: Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Рубль, Франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Содержание: Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

 

«Наоборот»

 

Цель: Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Материал: Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)

Содержание Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

 

 

«Продолжи предложение»

 

Цель: Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

МатериалКартинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.

Содержание: Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:

- Мне понравилась игрушка в магазине….

- Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….

 

Игра «ЧТО КОМУ НУЖНО?»

Цель. В процессе игры упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям сельских профессий. Воспитывать любовь и уважение к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.                                                                                                                            Содержание: Ведущий (воспитатель или ребенок) называет человека по профессии (полевод, тракторист, пчеловод, агроном и др.)- Дети называют, что кому из них нужно для работы. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.                                                                                            Материал: Иллюстративный материал на тему «Труд в колхозе», предметные картинки, фишки для награждения.

                           

                       hello_html_m2deacdb6.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учре...

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»Необходимо с помощью игр и практик донести...

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деяте...

Картотека игр по финансовой грамотности

Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей . Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»...

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Картотека игрпо финансовой грамотностидля детей 5-7 лет...

Картотека игр по финансовой грамотности

картотека Д/И, С/Р игр по финансовой грамотности для детей 5 - 7 лет...

Картотека игр по финансовой грамотностью для детей 5-7 лет

Игры для ознакомления детей с финансовой грамотностью...