Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"
статья по развитию речи (старшая группа)

Александрова Екатерина Андреевна

Развитие речи детей  – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого общения инновационным технологиям, недостаток общения со своими ровесниками, родителями. Речевое развитие детей дошкольного возраста включает в себя обогащение активного словаря, формирование диалогической и монологической речи,а так же развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры  речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx376.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

через использование мнемотехники.

Автор:

Александрова Екатерина Андреевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 256»

г.Нижний Новгород

Развитие речи детей  – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого общения инновационным технологиям, недостаток общения со своими ровесниками, родителями. Речевое развитие детей дошкольного возраста включает в себя обогащение активного словаря, формирование диалогической и монологической речи,а так же развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры  речи.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, у детей дошкольного возраста необходимо формировать речь, как средство общения, то есть сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы он не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми. А так же, необходимо обогащать активный словарь, развивать звуковую культуру речи и речевое творчество, знакомиться с художественной литературой.

Существуют некие факторы, которые облегчают процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина, является наглядность. Рассматривание различных объектов, картин помогает детям называть предметы, их свойства, производимые с ними действия.

Второй немаловажный фактор - это создание плана высказывания. Л. С. Выготский отмечал важность этого фактора, как последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

При обучении детей связной речи, можно использовать различные творческие технологии. Например, мнемотехника, которая упрощает запоминание у детей различной информации, а так же и увеличивает объём памяти путём создания дополнительных ассоциаций.

Что же такое «мнемотехника»?  Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации об объектах природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и, конечно, развитие речи.

Вмнемотаблицеможноизображатьпрактическивсё.Внейпроизводитсякартинкигероевсказки,явленийприроды,некоторыхдействий,т.е.можноизобразитьто,чтосчитаетенеобходимым.Однако,изобразитьнадотак,чтобынарисованноебылопонятнодетям.

Символымаксимальноприближеныкречевомуматериалу,например,дляобозначениядомашнихптициживотныхиспользуетсядом,адляобозначениядиких(лесных)животныхиптиц–дерево.Эта технология существенно упрощает у детей усвоение любого материала.

Применениемнемотехникивработесдетьмиявляетсяважнымспособомразвитиясвязнойречиидоступнымсредствомпознанияокружающегомира:позволяетповыситьэффективностьречистаршихдошкольников,способствуетповышениюинтересакданномувидудеятельностииоптимизациипроцесса,которыйразвиваетсвязнуюречьдетей.Атакжеявляютсясредствамиформированияоднойизключевыхпонятий–владениеустнойкоммуникацией,такнеобходимойдляадаптациивсовременноминформационномобществе.

Изучивопытработвеликихпедагогов,психологовярешилавзятьзаосновуразвитиясвязнойречидетейстаршегодошкольноговозрастамнемотехнику.Таккакудошкольниковнаглядно-образноемышление,наглядныйматериалусваиваетсябыстрее.Приемы мнемотехникипозволяютдетямлегчевосприниматьиперерабатыватьзрительнуюинформацию,запоминатьивоспроизводитьеё,выстраиватьлогическиесвязи.

Работупоразвитиюсвязнойречидетейчерезиспользованиемнемотехникияпроводилапотремнаправлениям:

1.созданиеразвивающейпредметно-пространственнойсреды;

2.организацияработысдетьми;

3.организациявзаимодействияссемьямивоспитанников.

Вгруппесозданцентрречевогоразвития.Основнаязадачацентразаключаетсявсозданииусловийдляразвитияречидетейвсамостоятельнойдеятельности.Внеговошлипредметынаразвитиемелкоймоторики(шнуровки,застёжки),дидактическиеигрынаобогащениесловаряиразвитиеграмматическогострояречи,картотекадыхательныхупражнений,художественнаялитература,портретыписателей.Такжеяпополнилацентркартотекамимнемотаблицксказкам,стихам,пословицам,загадкам.Мнемотаблицамидлясоставленияописательныхрассказовоживотных,растениях,игрушках.Дидактическимииграмитакимикак:«Сочинисказку»,«Фантазёры»,«Какуюпользуприносятживотные».

Работусдетьмипроводила от простого к сложному. Сначала началасознакомствадетейспростейшимисимволами–мнемоквадратами-этографическоеизображениепредметов,явлений,персонажейлитературныхпроизведенийит.д.Выстраиваяизмнемоквадратовлогическуюцепочку,получалимнемодорожки–этоследующийэтапмоейработы.Мнемодорожкибылииспользованыприработеспословицами,поговорками,скороговорками.

https://w7.pngwing.com/pngs/484/921/png-transparent-stick-figure-running-run-away-s-hand-running-cartoon.pnghttps://img.pngio.com/hd-bunny-outline-domestic-rabbit-transparent-png-image-download-rabbit-outline-png-1161_1125.pnghttps://img2.freepng.ru/20180813/kyz/kisspng-shape-clip-art-computer-icons-triangle-stock-xchng-man-silhouette-svg-png-icon-free-download-3481-5b724178b2d114.2242688015342145207324.jpg

https://img.pngio.com/hd-bunny-outline-domestic-rabbit-transparent-png-image-download-rabbit-outline-png-1161_1125.png

https://img.pngio.com/hd-bunny-outline-domestic-rabbit-transparent-png-image-download-rabbit-outline-png-1161_1125.pnghttps://img.pngio.com/hd-bunny-outline-domestic-rabbit-transparent-png-image-download-rabbit-outline-png-1161_1125.png

«Задвумязайцамипогонишься,ниодногонепоймаешь!»

Позжеперешликмнемотаблицам.Смыслмнемотаблицызаключаетсяввыделенииглавныхсмысловыхзвеньевсюжетарассказа.

Мнемотаблицыиспользовалаприобучениидетейпересказупроизведений.Планввидесимволовпомогалдошкольникамсосредоточитьвниманиенапоследовательностииполнотеразвитиясюжета.

https://cdn.pixabay.com/photo/2013/07/12/12/34/horse-145934_1280.pnghttps://www.spb-podarok.ru/upload/shop_1/6/9/9/item_699/shop_items_catalog_image699.jpghttps://illustrators.ru/uploads/illustration/image/841317/main_06.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0cb1/000cca68-ea82dfcb/hello_html_4492511a.pnghttps://img.labirint.ru/rcimg/d6c0f96b31f2bde20b10180fc6ee13e0/1920x1080/comments_pic/0915/08lab29531239262707.jpg?1239262702

https://fs.znanio.ru/methodology/images/62/c1/62c13acafcc4bee32bb6581f21d0f61cfc702d02.jpg

Мнемотаблицаксказке«слепаялошадьК.Ушинского

Входесоставлениярассказаилисказкиучиладетейсопоройнамнемотаблицывыстраиватьлогическиецепочки,основнуюмысль.Зрительныйплан-схемаделалрассказыболеечёткими,последовательнымиисвязными.

Наиболеетрудныйвидвмонологическойречи-этоописательныйрассказ.Преждечемописатьпредмет,явлениеегонеобходимопроанализировать.Какправило,анализдетямдаетсянелегко.Здесьясначалаучиладетейвыделятьпризнакипредмета(форму,цвет,величину,изкакихдеталейсостоитпредметит.д.)

Неменееважнуюрольиграютмнемотаблицыприобучениисоставлениютворческихрассказов.Онипомогалидетямпридуматьзавязку,ходсобытияиразвязку;выбратьотдельныефакты,внестивнихэлементыфантазииисоставитьтворческийрассказ.

Многофункциональностьмнемотаблицпомогламневработесдетьми

призаучиваниистихотворений,считалок,приработесзагадками.

Впоследствии,когдадетинаучилисьработатьсготовымимнемотаблицами,предлагалаимсовместносомной,авдальнейшемсамостоятельно,придумыватьсимволы,составлятьмнемодорожкиимнемотаблицы.

Сцельюдостиженияположительныхрезультатовработысдетьмиустановилавзаимодействиесродителямиподаннойтеме.Дляэтогоиспользовала:родительскиесобрания,беседы,анкетирование,консультации,показоткрытыхзанятий,выставки,конкурсы.

Дляродителейбыларазработанапапкапередвижка«Чтотакоемнемотехника»,«Дидактическиеигрынаосновемнемотаблиц»;созданальбом«Нашилюбимыесказки»,атакжебылпроведенмастеркласснатему:«Отгадываемизагадываемзагадкиспомощьюмнемотаблиц».

Такимобразом,мнемотехникаможетуспешноиспользоватьсяродителямидляподготовкидетейкшколе,таккаксвязнаяречьявляетсяважнымпоказателемумственныхспособностейребенка.

Используяразличныеприемымнемотехникивработесдетьми,яубедилась,чтосистематическая,планомернаяработаподаннойпроблемеспособствуетразвитиюсвязнойречистаршихдошкольников.

Списоклитературы:

1.БольшеваТ.В.Учимсяпосказке.Развитиемышлениядошкольниковспомощьюмнемотехники.СПб,«Детство-Пресс»,2001.

2.ВоробьеваВ.К.Методикаразвитиясвязнойречиудетейссистемнымнедоразвитиемречи.М.:АСТ:Астрель:Транзиткнига,2006.

3.ГурьеваН.Упражненияпомнемотехнике.СПб,«Светлячок»,2000.

4.ЕфименковаЛ.Н.Формированиеречиудошкольников.

5.ОмельченкоЛ.В.Использованиеприемовмнемотехникивразвитиисвязнойречи.«Логопед»,2008,№4,с.102-115.

6.ТкаченкоТ.А.Схемыдлясоставлениядошкольникамиописательныхисравнительныхрассказов.

7.ШирокихТ.Д.Учимстихи-развиваемпамять.«Ребеноквдетскомсаду»,2004,№2,с.59-62.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники.

Данная работа представлена как обощенный опыт по использованию мнемотехники в речевом развитии старших дошкольников....

"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"

Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники.

Актуальность Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляд...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему                                          ...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше...