Творческий проект на тему: «Песочная страна»
методическая разработка (старшая группа)

Трофименко Елена Геннадьевна

Цель:  формирование толерантных установок у дошкольников, развитие в них эмпатии, воспитание стремления сопереживать друг другу, желания помочь и поддержать другого, а так же  обогащение и углубление представлений у детей о домашних животных, проживающих в квартире, способа ухода и общения с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok.docx178.68 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект  на тему: «Песочная страна»

 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Форма проведения: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

По характеру содержания включает партнерское взаимодействие: ребёнок и искусство, ребёнок – воспитатель, родитель и ДОО.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы «Бабочки», воспитатели,   родители воспитанников.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Форма предъявления: презентация, пособие световой стол.
По цели: стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком на световом столе. Гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Цель:  формирование толерантных установок у дошкольников, развитие в них эмпатии, воспитание стремления сопереживать друг другу, желания помочь и поддержать другого, а так же  обогащение и углубление представлений у детей о домашних животных, проживающих в квартире, способа ухода и общения с ними.НОВИЗНА:
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.

1.Как повысить интерес к исследовательской деятельности, связанной с изучением песка. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей

2.Как влияет развивающая среда на развитие   художественных способностей у детей?

3.Как может влиять участие родителей на результаты по ознакомлению детей с техниками рисования песком на светящем столе?

ЦЕЛЬ:
•Стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
•Гармонизация психоэмоционального состоянии дошкольников

 ЗАДАЧИ:

 Образовательные:

  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка на световом столе.
  • Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
  • Продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);

Развивающие:

  • Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета;
  • Развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
  • Развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

      Воспитательные:

  • Вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Воспитывать художественно-эстетический вкус. Формировать

коммуникативные навыки.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:

Рисование песком:

  • развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, пластику движений рук;
  • улучшает память;
  • стимулирует познавательные процессы: восприятие, образно-логическое мышление, пространственное воображение.
    НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

1.Знакомство со средствами песочной анимации (световой стол); художественным материалом (песок различной фактуры, манкой, различными крупами).

2. Знакомство с приемами рисования песком, как художественным материалом;

3. Самостоятельное создание детьми изображений с творческим применением полученных знаний.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей со средствами песочной анимации, вызвав желание создать свои образы возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать рисования различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки песком.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения);
  • Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
  • Способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
  • Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
  • Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
  • Формирование самосознания и адекватной самооценки;
  • Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
  • Приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ:

  • дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;
  • отличать приёмы создания фона (наброс и насыпание);
    отличать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
  • будут рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете;
  •  смогут создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
  •  смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования, что использованы на рисунке);
  • смогут участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.
    РИСКИ:
    1.Низкое художественно-эстетическое развитие детей.
    2.Низкая заинтересованность родителей.
    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ:

1.Организовать самоконтроль за реализацией проекта.
2.Провести цикл консультаций в целях повышения развития художественных способностей детей.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Метод обследования, наглядности (рассматривание наглядных пособий);
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
  • Практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков на песке, использование различных инструментов и материалов для изображения;
  • Эвристический (развитие находчивости и активности);
  • Частично-поисковый;
  • Метод экспериментирования (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество;
  • Мотивационный (поощрение).

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕТСКИХ РАБОТ: 

  • Имеет представление о использование светового стола для создания изображения.
  • Умеет самостоятельно провести анализ изображения
  • Самостоятельно определяет последовательность выполнения изображения.
  • Отличает приёмы создания фона (наброс, насыпание,

расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

  • Умеет создавать рисунок, серию рисунков по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов);
  • Умеет участвовать в коллективном просмотре работ и их обсуждении.
  • Уровень воображения, фантазии.

ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: 
I этап – подготовительный (октябрь 2018 год)
Мероприятие Сроки Результат

Работа с воспитанниками: 

  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Сентябрь 2018г. (Создана база знаний по изучаемой теме.)
  • Диагностическое обследование дошкольников, анализ полученных диагностических данных.Октябрь 2018г. (Выявлен уровень творческих способностей, определены направления работы, инновационной деятельности).

Работа с родителями. 

-Информирование родителей о проекте. Сентябрь. (Вызван интерес у родителей к предстоящей деятельности).
Анкетирование родителей «Песочная терапия». (Приложение1)Октябрь.
-(Изучено мнение родителей по данному вопросу, определены направления проекта, связанные с взаимодействием с родителями).
 
II этап – практический (ноябрь 2018 – апрель 2019 гг.)
мероприятие Сроки Результат

Работа с воспитанниками

 Презентация «Песок в жизни человека». Сентябрь.   (Сформированы знания детей о песке.

Знакомство с правилами игры с песком. (Приложение 2) Сентябрь.

 Сформированы знания о безопасной деятельности с песком. Игры-эксперименты с песком. В ходе реализации проекта. Сформирован интерес к играм с песком, знания о свойствах песка. Ритуалы приветствия: (вход в песочницу). (Приложение

3) В ходе реализации проекта

          Сформированы представления о песочном мире. Развитие зрительно-моторной координации. Игры, направленные на развитие текстильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук: «Отпечатки наших рук», «Автогонки», «По камешкам», «Кому не везёт», «Секрет», «Выкладываем и печатываем на песке» и т.д. (Приложение4)

развита мелкая моторика, координация движений,

Умение работать всеми пальцами, обеими кистями рук. Игры на коммуникацию: «Интервью», «Подари улыбку», «Ласковое имя», «Обзывалки», «Жужжа», «Доброе животное», «Тух. Тух», «День рождения», «Зайчики», «Два барана». (Приложение 4)

 Развит познавательный интерес, зрительное восприятие, воображение, логическое мышление, творческое воображение, навыков общения детей. Упражнения с использованием песка: "Песочный дождь", "Узоры на песке", "Мы едем в гости", "Секретное задания кротов", "Отпечатки", "Кто к нам приходил", "Песочный круг", "Победитель злости", "Песочный детский сад" (Приложение 5)

Развитие эмоциональной сферы дошкольников, воображения, творческого потенциала. Прослушивание музыкальных произведений. Дети умеют передавать в рисунках характер музыки, снимать напряжение с помощью музыкальных произведений  (Приложение 7) Март.
        Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах рисования песком на светящем столе. Мастер-класс для педагогов «Песочные сказки».Ноябрь.
       Повышен уровень педагогической компетентности в вопросах песочной анимации.

Работа с родителями 

Обновление информации для родителей на стенде «Мы рисуем песком». Сентябрь 2018г.

Повышен уровень знаний родителей об организации безопасных игр детей с песком.Консультация для родителей «Песочная терапия». (Приложение8)Ноябрь.
       Увеличения уровня педагогической грамотности родителей в вопросах песочной анимации.Фотовыставка «Пусть не сердятся родители, что измажутся строители». Январь. Вызван интерес родителей к деятельности детей в ДОУ.Рубрика: «В кругу семьи». В ходе реализации проекта имеют возможность организовывать игры с песком в домашних условиях.
 
III этап – заключительный (май 2019 г.)

       Наличие методических разработок по теме проекта.
С воспитанниками 

Мониторинг развития. Май 2019 г. Выявлен уровень развития творческих способностей и сформированности эмоциональной сферы.
С  родителями 

Анкетирование родителей «Песочная анимация в жизни вашего ребенка». Май.

Изучено мнение родителей о влиянии песочной анимации на развитие ребенка.

Презентация проекта на итоговом родительском собрании. Май.

       Родители информированы о результатах реализации проекта.
ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Проект позволит расширить и углубить знания, использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнять в продуктивной, экспериментальной деятельности.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Приобретение учебно-методической литературы по художественно-эстетическому развитию, приобретение инвентаря, расходного материала для создания светящего стола. Сроки выполнения – октябрь 2018 г. – май 2019 г. Финансирование: внебюджет.

ВЫВОД:
       В заключении следует отметить, что в результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями, специалистами ДОУ и родителями воспитанников. Введение в практику работы детского сада элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  1. Бондарцева, С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева//Педагогическийвестник.-2006.-№3.-С.5.
  2.  Грабенко, Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-293.
  3. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком» Текст/ – О.А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.
  4. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –2010-112 с.;
  5.  Грабенко, Т.М., Зенкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке.
  6. Васильченко. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» -2001.-вып.10.-С.42-47.
  7. Аромштам, М. «Игры на влажном песке» /М. Аромштам./ /Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября».2006.№ 12.
  8. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия.


 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Песочная страна - страна чудес"

Конспект НОД в средней группе ДОУ в образовательной области "Познавательное развитие"...

НОД по познавательному развитию по теме "Песочная страна - страна чудес"

Конспект НОД в старшей группе ДОУ в образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Песочная страна - страна чудес»(с использованием игровых технологий, ИКТ, исследо...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Песочная страна - страна чудес» (с использованием игровых технологий, ИКТ, исследовательской технологии, здоровьесберегающих технологий)

Цель: создание условий для развития познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и позн...