консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
консультация (младшая группа)

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие нити –

ручейки, которые питают ум ребенка.

Другими словами, чем

 больше мастерства в детской руке,

 тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений

Подготовила воспитатель

Cмирнова А.С.

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие нити –

ручейки, которые питают ум ребенка.

Другими словами, чем

 больше мастерства в детской руке,

 тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский 

   В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества «неговорящих детей», детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. К сожалению, мы видим, что общение в настоящее время исчезает из жизни детей, оно вытесняется компьютерными играми, просмотрами телепередач и т.д. Современные дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но неэффективно для развития моторики. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо уже с раннего возраста, развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Ранний возраст – уникальный период в жизни человека, когда ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления. Именно в этот период развития ребенка необходимо стимулировать его речевую активность и познавательные интересы, так как ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной четкой красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Опираясь на богатый опыт исследований, которые проводили выдающиеся педагоги и психологи, можно сказать, что, прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Игра, как ведущий вид деятельности дошкольников – это благоприятное условие для развития речи детей. В игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности. В игре ребенок овладевает языком общения, у него развивается речь. Л.С. Выготский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения отмечено в работах Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Т.И. Маркова. Для развития речи детей дошкольников используются следующие виды игр:

  • Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребенка.
  • Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря, развитию памяти, расширяют детский кругозор.
  • Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.
  • Сюжетно-ролевые игры. Способствуют изучению окружающего мира, жизни и деятельности взрослых и сверстников.

Как средство развития речевой активности, моторики детей раннего возраста целесообразно использовать пальчиковые игры и упражнения. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, «что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы». Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Педагоги и психологи отмечают, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь. На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист в области дошкольного образования. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка. Пальчиковые игры для малышей   существовали  еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает в снятии стресса, развитии ловкости и силы кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и «Ладушки». И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами.

Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речевой активности, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры и упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают. Малыши с удовольствием будут повторять за взрослыми интересные стишки, и сопровождать слова движениями. Игры с пальчиками — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной. Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка раннего возраста. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Малыши от года да двух лучше всего воспринимают игры, для постановки которых используется одна рука. В трехлетнем возрасте они прекрасно осваивают пальчиковые игры для дошкольников с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки.

Таким образом, пальчиковые игры и упражнения способствуют:

  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Можно сделать вывод, что уровень развития речевой активности детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка, т.е. стимулирование речевого развития происходит путем тренировки движений пальцев рук.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Хорошим стимулом для развития речевой активности малыша являются пальчиковые игры и упражнения.

     На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов.

Список использованной литературы:

1.Анищенкова, Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2012. – 228 с.

2.Говорова, Р., Дьяченко, О, Цеханская, Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей //Дошкольное воспитание, 2013, №5, стр.17-25.

3.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.

4.Русяева, И.В. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности //Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. – с. 18-19.

5. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-Пресс», 2007 г.

речевая активностьмелкая моторикаранний возрастпальчиковые игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Самомассаж «Грибочки»На каждую стихотворную строчку дети растирают подушечки каждого пальца зубной щеткой. Правая рука:Вылезли на кочке (мизинец)Мелкие грибочки: (безымянный)Грузди и свинушки, (...

План работы по теме самообразования «Развитие речевой активности у детей среднего возраста посредством пальчиковых игр»

От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас....

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год.

План по самообразованию на тему: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» на 2019 – 2020 учебный год....

Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чем больше ма...

Консультация для родителей "Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

laquo;Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие нити –ручейки, которые питают ум ребенка.Другими словами, чембольше мастерств...

Самообразование 2021-2022 г. «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Данная тема моего самообразования очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры....

Краткосрочный проект по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений «Веселые пальчики»

Краткосрочный проектпо развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений«Веселые пальчики»...