Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
учебно-методический материал (младшая группа)
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Уважаемые коллеги!
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ведь: «Математика - царица всех наук! Она приводит в порядок ум!».
Игры с математическим содержанием развивают внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой является дидактическая игра. В соответствии с современными требованиями, необходимо использовать дидактические игры для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, а также занимательные упражнения, задачи, викторины, развлечения.
Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Для, того чтобы организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями, необходимо использовать дидактические игры, для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
С их помощью можно решить следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;
- овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков;
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.
Дидактические игры включаются в организованную образовательную деятельность, как одного из средств реализации программных задач.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествия во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление;
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Отбирая игры, необходимо исходить из того, какие программные задачи будете решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
В начале необходимо разбирать игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Позаботиться о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Детально продумывать, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Помнить, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Работая с детьми младшего возраста воспитатель, должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним. Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я- воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь воспитателем и участником игры, учу детей, и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбирать такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дидактические игры носят развивающий эффект, поэтому они необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей уголок занимательной математики, состоит из развивающих и занимательных игр, создается центр познавательного развития, где расположены дидактические игры. Создается и систематизируется наглядный материал по логическому мышлению, загадки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
В заключении можно сказать: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. А использование дидактических игр в образовательном процессе способствует этому очень эффективно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»
« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра - ...
Перспективное планирование по самообразованию педагога по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Перспективное планирование по самообразованию педагога по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»...
Консультация для родителей «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.И...
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».
Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...
Консультация для педагогов «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.Игра - ...