Приложение к программе "Умелые пальчики" (Педагогическая копилка)
проект

Вершинина Светлана Евгеньевна

     В «Педагогическую копилку» входят здоровьесберегающие технологии, которые используются при реализации авторской программы «Умелые пальчики», направленной на развитие мелкой моторики рук дошкольников с нарушением речи (физкультминутки, пальчиковые игры и упражнения, самомассаж ладоней и пальцев рук, подвижные и малоподвижные игры, релаксационные настройки).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._kopilka_prilozh._k_programme_umelye_palchiki.docx1009.69 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая копилка

(Приложение к программе «Умелые пальчики»)

физкультминутки, пальчиковые игры и упражнения, самомассаж ладоней и пальцев рук, подвижные и малоподвижные игры, релаксационные настройки

DSC00300

Физкультминутки

Ежик топал по тропинке

…Жили-были серый еж               Хлопки в ладошки.

И его ежиха.      

Серый еж был очень тих,            Потягивания – руки вверх с                                                                     растопыренными  пальчиками.

И ежиха тоже.                              Потягивания – руки в стороны.

И ребенок был у них -                 Приседание – плавное опускание рук вниз.

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять             Ходьба на месте с размахиванием руками

Ночью вдоль дорожек,                вдоль туловища.

Ночью вдоль дорожек                 Ходьба бодрая.

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.                           Ходьба замедленная.           

Вдоль глухих осенних троп        Ходьба на носочках.

Ходят тихо: топ-топ-топ.

Ежик

По сухой лесной дорожке –

Топ – топ – топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратиться еж в клубок.

Ребята стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». Сворачиваются на полу клубком.

Ощетинит еж иголки –

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

Зайчики

Скок-поскок, Скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Движения выполняются соответственно тексту.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Вот построен новый дом                

Вот построен новый дом.                   Дети тянутся вверх                                    В новом доме мы живем.                  за поднятыми руками, разводят   

Мы по лестнице бежим,                       руки в стороны, берутся за руки, 

И считаем этажи:                                  бегут на месте.

Раз – этаж,                                             Прыгают вперед в круг,

Два – этаж,                                            опустив руки.

Три, четыре, мы в квартире.               Берутся за руки.

Запели капели

Запели капели: кап-кап-кап!               Дети потряхивают кистями рук.

И птицы запели: чив-чив-чив!            Помахивают руками,

Ручьи зазвенели:                                  бегут друг за другом.

Дзинь-дзинь-дзинь!

Жучки налетели: ж-ж-ж!                     Бегают по комнате.

Упали на спинки.                                 Ложатся на спинки, шевелят руками,              

                                                        ногами.

Как на елке снег, снег

Как на елке снег, снег.                         Поднять руки вверх.

И под елкой снег, снег.                        Опустить руки.

И на горке снег, снег.                           Поднять руки вверх.

И под горкой снег, снег.                      Опустить руки.

А под снегом спит медведь.                Присесть.

Тихо – тихо, не шуметь.                      Прижать пальчик к губам.

Радость

Я и ты – все это мы                 Указательным пальцем  показать на себя,                                                            затем на товарища, затем развести руки в                                                 стороны.

И вокруг ты посмотри:           Сделать движения головой влево и вправо;

Солнце светит, дождь идет,    руки с раскрытыми ладонями и раздвинутыми                                          пальцами поднять вверх, затем развести в                                                   стороны, пощелкать пальцами;

В роще соловей поет,               руками изобразить движение крыльев;

Козлик скачет на лугу,             показать пальцами рожки;

Скачет в радугу-дугу.              большими пальцами обрисовать в воздухе         

                                         радугу.

Зимний лес

Мы пришли в зимний лес.                Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес!            Разводят руки в стороны.

Справа березка в шубке стоит,        Руки отводят в указанную сторону и Слева елка на нас глядит.                 смотрят.

Снежинки в небе кружатся,             Отводят руку и прослеживают взглядом.

На землю красиво ложатся.              Движение «фонарики» и смотрят вверх.

Вот и зайка проскакал,                      Кружась, приседают.

От лисы он убежал.                           Прыжки.

Это серый волк рыщет,                     Имитируют «Волчью» походку.

Он себе добычу ищет!

Не найдет тогда он нас!                    Приседают, прячась.

Лишь медведь в берлоге спит,         Имитируют сон.

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири,                          Имитируют полет птиц.

Как красивы они!

В лесу красота и покой,                    Разводят руки в стороны.

А нам пора уже домой.                     Садятся на свои места.

Снежинки

С неба падают снежинки,                Дети поднимают руки над головой и       Как на сказочной картинке.            делают движения, словно ловят         

Будем их ловить руками                                                снежинки.

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,                 Потягивания – руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,              Ходьба на месте, высоко поднимая Поднимаем выше ноги.                    колени.

Вот лисица в поле скачет,                Прыжки на месте.

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну а мы идем, идем                          Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом.                Дети садятся на места.

Березка

Мы березку посадили,                        Выпрямиться, стоя за столом.

Мы водой ее полили,                          Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.

И березка подросла,                            Потянуть руки вверх.

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила                        Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила.                          Поклоны головой, сесть.

Пальчиковые игры и упражнения

Цепочка

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Кошка

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

Зайка

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы выставлены вверх. Ими необходимо шевелить в стороны и вперед.

Пальчики

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Пальчики здороваются

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Еж

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Бабочка

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Осенний букет

Раз – два – три – четыре – пять –

Будем листья собирать.

Сжимать и разжимать кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Мы соберем

Маме осенний

Букет отнесем.

Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки.

Песню осеннюю

Маме споем.

Вышел котик погулять

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышел котик погулять,

Вышел котик погулять,

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Наши пальчики считать:

Раз – два – три – четыре – пять!

Указательным пальцем правой руки поочередно загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца.

При повторении игры загибать пальцы на правой руке.

А за киской – петушок

Поправляет гребешок.

Угощение гномов

Стали гномы гостей приглашать,

Сжимать и разжимать пальцы.

Стали гномы гостей угощать.

Каждому гостю досталось варенье –

Прижать подушечками друг к другу большие пальцы, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы.

Пальчики склеило то угощенье.

Плотно прижалась ладошка к ладошке,

С напряжением прижать ладони друг к другу.

Гости не могут взять даже ложки.

Птичка

Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3. 2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и  в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

Дикие животные (птицы, фрукты, овощи, цветы)

Соединяем подушечки одноименных пальцев, начиная с мизинцев. На каждое соединение пальцев называем диких животных (птиц, породы собак и т. д.), а на соединении больших пальцев делаем «обобщение».

Пример: роза, ромашка, одуванчик, колокольчик – цветы.

Пианист

Пальцы опускаются на стол по порядку – от мизинца к большому – на каждый слог стиха. После каждой строчки – смена рук.

Пианист Бемоль

В музыке король.

Говорит Бемоль

Ноты как пароль:

«До, ре, ми, фа, соль,

Принесите соль.

До, ре, ми, фа, соль,

Посолить фасоль.

Пальчики кивают

Руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку – «кивание» одного пальца 2-4 раза. Начиная с больших и заканчивая ими.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

 Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер «пять»,

Безымянный может ниже,

 Средний – силой не обижен,

Этот – знает все на свете,

А вот этот любят дети!

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Самомассаж пальцев «Малина»

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки») Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Сложить ладони «корзинкой».

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони и подносить ко рту

Раз, два, три, четыре, пять…

Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении – на другой).

Снова буду собирать.

Хлопки в ладоши.

Самомассаж кистей рук «Мышка»

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

Поскрести ногтями по коленям

«Хрум, хрум!» -

Что за шум?

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

Самомассаж пальцев «Рукавицы»

Вяжет бабушка Лисица

Всем лисятам рукавицы:

Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого (при повторении массировать пальцы правой руки).

А маленькие рукавички

Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках – да – да – да! –

Потереть ладони друг о друга.

Не замерзнем никогда!

- А у нас есть валенки, -

Отвечали Заиньки. –

Что нам вьюга да метель?..

Хочешь, Мишенька, примерь.

Самомассаж пальцев «Грачи»

Мы лепили куличи,

«Лепить пирожки».

Прилетели к нам грачи.

Помахать крыльями-ладошками.

Первый грач испек пирог,

А второй ему помог,

Поочередно массировать каждый палец, начиная с большого.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Постучать пальцами по коленям.

Раз, два, три, четыре, пять,

Поочередно загибать пальчики.

Выходи грачей считать!

Резко вытянуть руки вперед, ладонями вверх.

Самомассаж пальцев «Матрешки»

Мы – красавицы Матрешки –

Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.

Разноцветные одежки.

Раз- Матрена, два – Малаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять.

Поочередно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении – на другой.

Нас не трудно сосчитать:

Сжимать и разжимать пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять!

Поочередно загибать пальцы на руке.

Самомассаж пальцев «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять –

Поочередно соединять пальцы подушечками.

Вышли пальцы погулять.

Хлопки в ладоши.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (при повторении – правой руки), начиная с большого.

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять –

Интенсивно растереть кисти рук.

Вышли пальцы погулять.

Погуляли, погуляли

Энергично встряхивать кистями рук.

Самомассаж подушечек пальцев рук «Дети любят всех зверей»

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

 Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

Самомассаж (щелчки) «Дятел»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (с силой прижимать ладонь к столу) Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец. Правая рука – начиная с мизинца, левая – с большого.

Поднял ушки бурундук,

Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

- А пойдем, - сказал барсук, -

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, -

Вот и слышан перестук!

Самомассаж (потягивание) «Репка»

«Вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги. Правая рука – начиная с мизинца, левая – с большого.

Тянут, тянут

Бабка с дедкой

Из земли

Большую репку:

«Вот пришла бы

Наша внучка,

Помогла б

Собака Жучка.

Где же кошка,

Мышка – крошка?»

Хоть держалась крепко,

Одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу

Вытянута репка!

Обе руки вверх в таком положении.

Самомассаж (мячом-ежиком) «Ежи Ежовичи»

Катать мяч между ладонями с усилием.

Целый день Ежи Ежовичи

Собирают фрукты – овощи.

Сливы, яблоки и груши

На пеньках и кочках сушат.

Огурцы и помидоры

Осторожно носят в норы…

Значит, если есть еда,

Не страшны и холода.

Самомассаж (граненым карандашом) «Озорной карандаш»

Катать карандаш между ладонями с усилием.

Карандашик озорной

На листочке заводной,

А на деле это значит:

- Живописные задачи

Нам с тобою по плечу

Нарисую, что хочу!

Подвижные и малоподвижные игры

Прыжки за цветом

        Дети после сигнала «начали» должны коснуться  как можно большего количества синих вещей, которые они смогут найти в комнате. Причем дети могут добираться до них только одним способом – прыгая по комнате. После сигнала «Стоп» дети поочередно называют все синие вещи, которых они коснулись. Играть в эту игру, можно используя любой другой цвет или текстуру.

Лови и бросай – цвета называй

        Ведущий, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Например:

        - красный – мак, огонь, флаг и т. д.

        - оранжевый – апельсин, морковь и т. д.

        - желтый – цыпленок, солнце, репа и т. д.

        - зеленый – лес, трава, огурец и т. д.

        - голубой – лед, небо, незабудки и т. д.

        - синий – море, краска и т. д.

        - фиолетовый – слива, сирень и т. д.

Подтолкни шарик

        Надуйте шарик. Играющие, взявшись за руки, встают в круг. Постарайтесь не дать шарику коснуться земли, подталкивая его любой частью тела, в том числе и руками, которые должны оставаться соединенными.

        Если шарик касается земли, группа теряет право подталкивать его руками. Каждый раз, когда шарик касается земли, запрет распространяется еще на одну часть тела.

Кто скорее

        Двое детей берутся за концы длинной цветной ленты, к середине которой прикреплен бант или колокольчик.

        По сигналу они начинают наматывать ленту на палочки, прикрепленные к ее концам.

Выигрывает тот, кто первым намотает ленту до середины.

Море волнуется

Вариант 1

        Выбирается водящий. Остальные дети садятся на стульчики в круг на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий идет вокруг играющих «змейкой», при этом те дети, кому он скажет: «Море волнуется», - встают за ним, образуя цепочку.

        Так они ходят, взявшись за руки, до тех пор, пока все играющие не будут собраны со своих мест. Еще некоторое время они продолжают ходить или бегать цепочкой.

        Неожиданно водящий объявляет: «Море спокойно!» - все опускают руки и бегут занимать места. Тот ребенок, который остался без стульчика, становится водящим, и игра повторяется.

Вариант 2

        Дети становятся в круг, берутся за руки и, раскачивая руками, говорят: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри».

        При словах: «На месте замри» дети должны замереть в какой-нибудь позе, а ведущий пробует догадаться, что изобразил каждый ребенок.

Замри

        Включите музыку. Пусть дети танцуют под эту музыку так, как им хочется.

        Как только вы остановите музыку, дети должны замереть в той позе, в которой они находились в момент, когда музыка прекратилась.

Когда музыка заиграет вновь, они могут продолжить танец.

Солнышко и дождик

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притоптывают под текст:

                        Смотрит солнышко в окошко,

                        Светит в нашу комнатку.

                        Мы захлопали в ладошки,

                        Очень рады солнышку.

По сигналу ведущего: «Дождик пошел, скорей домой!» все бегут и прячутся под зонт, который держит взрослый.

Шире круг

Шире круг, шире круг.                   Дети делают шаги от центра круга назад.

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг               Дети идут по кругу направо,

В шумный хоровод!                       Останавливаются, поднимают

Дружат птицы в вышине,               руки вверх, плавно покачивают руками;

Дружат рыбы в глубине,                руки на плечах, покачиваются.

Дружат люди разных стран,

Дружит с небом океан,

Дружат солнце и земля,

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли,

Дружат дети всей земли!

Релаксационные настройки

Приветствие «Знакомство»

Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель берет мяч и говорит:

- У меня в руках разноцветный мяч, который всех нас подружит. Мы будем передавать мяч по кругу. Тот, кто его получит, скажет: «Здравствуйте, меня зовут…» и передаст мяч дальше.

Приветствие «Мяч»

Все сидят на ковре в кругу. Воспитатель, держа в руках небольшой мяч, говорит:

- Сейчас вы будете перекидывать мяч друг другу. Все дети называют имя ребенка, поймавшего мяч.

Приветствие «Шарик»

Все сидят на ковре в кругу. Воспитатель, держа в руках воздушный шарик, говорит:

-Сейчас мы будем передавать шарик по кругу и тот, кто его получит, благодарит своего соседа. Подумайте, как бы вы хотели передать шарик. Может, вы приветливо посмотрите и улыбнетесь, отдадите ли вы шарик медленно или быстро, что при этом скажете. А может быть, захотите передать шарик с закрытыми глазами.

Приветствие «Котенок»

Воспитатель показывает детям игрушечного котенка и говорит:

- По очереди подойдите к котенку, пожмите ему лапку и, представив себя ласковым именем, скажите, например: «Здравствуй, котеночек! Я - Светочка».

Приветствие «Будь внимателен»

Все встают в круг. Воспитатель, держа в руках мяч, говорит:

-Ребята, сейчас мы будем перекидывать этот мячик друг другу. Тот, кто его поймает, громко произносит имя бросившего ему мяч. Слушайте внимательно! И если нужно, исправляйте друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...

Приложение 2. Анализ результатов освоения детьми практических действий завязывания шнурка на узел и бант

Здесь отражены основные сравнительные данные, подтверждающие эффективность предлагаемой мною технологии:  http://docme.ru/Oa9 ...

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

Приложения к годовому плану

В этом разделе вы найдете примерные названия кружков, время проведения кружковой работы (по программе "Детство"), работа со школой и перечень педсоветов на год....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...

"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"

quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту  "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...